The darkness 2: обзор
Маленький мальчик Джеки Эстакадо, как и почти все маленькие мальчики, очень боялся темноты. Прятался под одеялом, старался не оставаться один в комнате ночью… Все его переживания знакомы, пожалуй, каждому. Хорошо, что детские страхи со временем проходят, пусть и не у всех. Но иногда все бывает еще запутаннее. Вот у повзрослевшего Джеки, ставшего аж главой одного из мафиозных кланов, страх прошел, а Тьма осталась. Правда, теперь она вроде как на его стороне, но именно что «вроде». Похоже, сам он не в состоянии разобраться, как быть с тем, что поселилось внутри его тела. Тьма помогает, позволяет использовать себя в качестве смертельного оружия, но не ведет ли она свою игру, в которой Джеки — лишь одна из пешек?
Игра в четыре руки
Сразу оговорюсь, что первую The Darkness, вышедшую только на приставках почти пять лет назад, я и близко не видел. С одноименным комиксом, на основе которого создавали игру, тоже незнаком, поэтому не ждите криков о том, как «продолжение испортило отличную серию!» (или наоборот — «оригинал никуда не годится по сравнению со второй частью!») и рассказов о потерянной «сути» и отсутствии той самой «души». Предположу, что большинство читателей этой статьи находится в точно таком же неведении.
Для них же: ознакомиться с сюжетом все же стоит. Поиграть в оригинал или хотя бы прочитать где-нибудь историю о ранних приключениях Джеки. Скудный рассказ о предыдущих событиях в стартовом ролике абсолютно не способствует пониманию происходящего — разве много можно узнать из монолога какого-то психа с бегающими глазами и бессвязной речью?
Впрочем, игровой процесс практически с самых первых минут берет с места в карьер, да так, что обо всех сюжетных заморочках поначалу забываешь. Пистолеты в обе руки, резво отстреливающиеся враги, море крови… Как только немного однообразный отстрел противников начинает надоедать, в дело вступает Тьма, избавляя Джеки от ран, а игрока — от уныния. Благодаря темному дару у Эстакадо, кроме всего прочего, появляются еще две руки… или два щупальца… или… Наверное, самое верное определение дает один из соратников, Винни, который эти штуки так и называет «этими штуками». Руки-змеи-щупальца не единственный помощник главного героя — рядом постоянно крутится мелкий чертенок, который развлекает нас грубыми шутками и иногда неплохо помогает в бою.
Потеря любимой навсегда поменяла жизнь Джеки, пусть даже окружающим он старается этого не показывать. И не зря — именно это его слабое место.Дополнительные конечности могут многое: с легкостью разрывают на куски человеческое тело, отрывают руки и ноги, ломают кости, вышибают двери, позволяют швырять во врагов разные предметы. Не забывайте, что руки у Джеки остаются свободными и ничто не мешает вдоволь пострелять. Получается некая смесь боевика и слэшера — тех, кто далеко, расстреливаем из стрелкового оружия, постепенно подбираясь на расстояние удара, а затем в дело вступает Тьма. Снесли голову выстрелом из дробовика одному врагу, ударили щупальцем другого, схватили его за голову и разорвали пополам, швырнули в третьего валявшийся под ногами железный штырь… Первый бой с использованием потусторонних сил проходится на одном дыхании и оставляет после себя неизгладимое впечатление.
По локоть в крови
С самого начала ясно, что разработчики решили не церемониться с возрастными рейтингами: когда я говорю, что главный герой разрубает обездвиженного противника пополам, то будьте уверены, что сцена убийства будет показана безо всяких купюр. Кровь, оторванные конечности, вывалившиеся внутренности… Озвучка соответствует — достаточно вспомнить с каким сытым чавканьем щупальце-змея пожирает сердце убитого врага. Ну-ну, не морщитесь — или вы уже забыли, как называется игра?
На самом деле, все не так кроваво, как кажется. То есть крови, конечно, хватает, но благодаря технологии cel-shading происходящее на экране воспринимаешь скорее как мультфильм. Жестокий, кровавый, но все же мультфильм. Что? Кто-то сказал «комикс»?
Не удержусь от похвалы в сторону создателей The Darkness 2, точнее, тех из них, кто придумал использовать псевдорисованую графику. «Сэл-шейдинг» не такой грубовато-точный, как в Borderlands или XIII, но стоит приглядеться, и становятся заметны нарочитые штришки карандашом на некоторых поверхностях и как бы случайные помарки то тут, то там. Наверное, любителям одноименного комикса это добавит еще капельку удовольствия от игры. Впрочем, похвалить разработчиков я хочу не только из-за особенного стиля — если присмотреться еще внимательнее, то замечаешь, что графика тут совсем не на высоте. Но именно из-за картинки «как в комиксе» этого почти не видно, конечно, если не рассматривать под микроскопом пальцы персонажей или, к примеру, бильярдные шары, которые шарами назвать язык не повернется — это какие-то бильярдные кубики. Хорошо, что подобных косяков немного.
Игра очень жестока. Bulletstorm на таком фоне выглядит невинным развлечением для детей младшего школьного возраста.Несмотря на все восторги от «расчлененки», где-то к середине игры замечаешь, что бесконечные убийства начинают надоедать. Вскоре запоминаешь наизусть большинство проводимых прямо перед камерой «фаталити», и, невзирая на все их разнообразие, радости от эффектных убийств все меньше и меньше. Наоборот, начинаешь злиться из-за того, что анимацию красочного отрывания конечностей остановить нельзя, даже если надо срочно отбиваться от толпы врагов, которые того и гляди отправят Джеки прямиком к ближайшему сохранению.
Вроде бы разработчики позаботились о подобном развитии событий, добавив «прокачку». Убивая противников, добываем «темную энергию», тратим ее на развитие персонажа. Но дерево умений только кажется большим: на самом деле действительно новых способностей явно мало, большинство — улучшения уже имеющихся. Выучить же основные «перки» можно задолго до концовки. Не способствуют разнообразию и похожие друг на друга противники, какие-то совсем скучные «боссы», коридорные карты (пусть и с отличным дизайном) — никаких открытых пространств и свободного мира не ждите.
Тем не менее, чем больше играешь, тем больше хочется. Нет, я вовсе не из числа тех извращенцев, что обожают однообразие в игровом процессе. Дело в другом.
Вопросы без ответа
Я уже упоминал об одном из персонажей, Джонни, который рассказывает о событиях первой The Darkness. Бегающий взгляд, сбивчивая и дерганая речь, размашистая жестикуляция, взлохмаченные волосы — сразу ясно, что у парня большие проблемы с головой. Как он разговаривает — это надо видеть. И что самое удивительное, локализация нисколько не портит впечатление. Само собой, оригинал лучше, но если вы не можете себе позволить играть на английском, то мало что потеряете в этом плане. Конечно, до высот L.A. Noire еще далеко, лицевая анимация в The Darkness 2 не столь великолепна, но с задачей своей — «нарисовать» характер и показать переживания героев — она справляется не хуже.
Дизайн уровней превосходен. Маленькая комната, в которой игрок задержится буквально на пару секунд, — а сколько внимания к деталям. И так во всей игре.Пресловутый cel-shading добавляет свою изюминку, но куда интереснее наблюдать за поведением героев игры. Этим ролям веришь: серьезный и преданный Винни, Фрэнк и Эдди — два товарища, которые никогда не упустят случая подколоть друг друга, съехавший с катушек Джонни, любящий пострелять Дольф, который тоже явно не в себе… Впрочем, на психах мы еще остановимся подробнее. Смешно, но на таком фоне сам Джеки поначалу совсем теряется — не помогают даже ролики между уровнями, где он рассказывает о своей жизни. Впрочем, ближе к концовке начинаешь сопереживать главному герою уже по-настоящему.
Так как почти все действующие лица игры так или иначе связаны с криминалом, общаются они соответственно. Опять же — никаких скидок: порой герои выдают такие фразы, что не всякий режиссер какой-нибудь картины о бандитах и прочих отбросах общества решится вставить их в свой фильм. Ругательства, сальные шуточки, богохульства (довольно жесткие, надо сказать) — если кого-то коробит от подобного, то от The Darkness 2 таким людям надо держаться подальше. Подобная откровенная подача сюжета заставляет верить происходящему на экране: здесь нет каких-нибудь злодеев, пафосно вещающих о захвате мира или еще какой подобной чепухе. Нет, тут все прозаичнее и страшнее одновременно. К примеру, главному герою в подробностях рассказывают, как будут убивать его любимую тетушку, — и в весьма малоаппетитных подробностях, надо сказать.
Надеюсь, уже понятно, что именно не отпускает в The Darkness 2? Да, сюжет. Меня уже давно так не захватывала история, рассказанная не в фильме или книге, а «всего лишь» в компьютерной игре. Поначалу на диалоги не обращаешь особого внимания: куда интереснее просто рубить врагов в капусту, а зачем и почему — дело десятое. Но со временем драки надоедают, а сюжет закручивается в такие узлы, что даже после прохождения многое непонятно до конца.
Самая главная загадка: после окончания одной из миссий Джеки просыпается… в психиатрической лечебнице. В камере раскиданы комиксы The Darkness, на тумбочке видеокассеты про жизнь мафиози. Что это? Иллюзия Тьмы, которая хочет запутать своего носителя? Или сама Тьма и все, что происходило ранее, — лишь бред сумасшедшего? Черт, да здесь же Джонни, тот самый Джонни, который в той, реальной (реальной ли?) жизни помогает разобраться с тем, что нужно Тьме от Эстакадо! Но и он не может ответить на вопрос о том, что здесь творится, — как и положено настоящему пациенту психбольницы, Джонни несет какую-то чушь. Впрочем, он и в том мире был не особо вменяем. Еще немного — и Джеки просыпается в своем особняке, оставив вопрос о реальности происходящего без ответа.
«Так, запомним: никогда не воевать на два фронта и не приближаться к Москве зимой ближе, чем на двести миль».Больница (а мы в нее вернемся еще не раз) — этакая игра в игре. Все, кого в ней можно встретить, уже знакомы нам по тому миру, где Эстакадо — глава мафии. Можно долго слушать рассказы пациентов — авторы диалогов и тут постарались на славу. Бессмысленно спрашивать Дольфо, где настоящее, а где вымысел, — ему куда важнее воображаемые сражения, да и не Дольфо он здесь, а Адольф, который постоянно строит планы на грядущую войну. Эдди — санитар, и он уверен, что один из его подопечных просто бредит, когда выдает себя за его босса. Дженни, любимая главного героя, которую застрелили у него на глазах, здесь жива и здорова. Разве не бред? Быть может — однозначного ответа не даст никто.
Где реальность, а где иллюзия — решать игроку. Но даже после того, как Джеки сделает окончательный выбор, мало что проясняется — уж слишком много зацепок в свою пользу оставляют обе версии происходящего. И то, что после финальных титров хочется пройти игру еще раз, чтобы найти какую-нибудь мелочь, которая, быть может, прояснит ситуацию; то, что, сделав свой выбор, второпях пишешь в чат товарищу, раньше тебя закончившему прохождение, с целью узнать, какую концовку выбрал он и почему, — это здорово.
Главный герой игры читает комиксы про самого себя. Что-то тут не то.***Не обольщайтесь, любители размашисто резать и кромсать, да так, чтобы с «кровищей», — несмотря на обилие боев, The Darkness 2 стоит ценить не за горы трупов, весело расчлененных в многочисленных схватках. Да, как боевик эта игра получилась весьма достойной, а брутальности в ней хватит на десяток Bulletstorm, но видали мы боевики и покруче. Главное здесь — это интерактивная история о любви, о вере, ненависти и мести, рассказанная за несколько часов игрового времени. История, в которой вопросов больше, чем ответов.
Плюсы: отличный сюжет и диалоги; колоритные персонажи; герою действительно сопереживаешь; стильная графика; динамичные схватки поначалу восхищают…
Минусы: …но к концу игры откровенно надоедают некоторым однообразием; большинство сражений слишком легкие.