The golden compass: обзор
Скажу честно – книгу я не читал, а фильм в прокате на данный момент отсутствует, так что проверять аутентичность происходящего на экране возможно только по отрывкам «живого кино», периодически прорезающегося в заставках. Впрочем, тут придраться не к чему, от официальной игры по мотивам ничего иного ждать не приходится. Достаточно вспомнить King Kong или Transformers: The Game. Тут, правда, кроется другая, не столь положительная особенность таких игр: как правило, единственная серьёзная цель, которую ставят перед собой разработчики – увеличить кассовые сборы фильма за счёт игры и наоборот, соответственно. Во всяком случае, такая цель всегда стоит перед маркетологами издателя, а спорить с ними девелоперам не приходится. Жёсткие сроки и отсутствие свободы для творчества – это самый минимум неприятностей, грозящих последним. Но тут уж ничего не поделаешь, рынок давно разложен на чёткий спектр вариантов, где крайностями являются “гениальное и непонятое творение” и “жвачка для казуалов, слышавших звон”.
Жаль, но Golden Compass ближе ко второму. За душой у него среднего качества графика, набор неплохих задумок, удобное управление и приятная лицензия – в этом мире, несмотря на явную детскость сказки, интересно побывать. К сожалению, не больше одного раза.
Да, Golden Compass – приставочная игра, портированная на PC. Нет, не разрабатывавшаяся сразу для нескольких платформ, а именно портированная. Графика говорит об этом в первую очередь. Для начала, у нас отобрали сглаживание. Глядя на поросль гребней на очередном игровом элементе, временами хочется выразиться нецензурно. Порой наблюдаются нездоровые проблемы с перспективой – но, к счастью, редко. Вода приводит на ум шутку про утопление урановых ломов в ртути. Зато – полное отсутствие тормозов на более-менее современной системе и при максимуме настроек. Неплохая реализация шерсти животных, а их там предостаточно. Впрочем, подобная шерсть была, помнится, ещё в демке четвёртого GeForce. Приемлемые издали модели человеческих персонажей вблизи, на мой скромный взгляд, чудовищны. И никак иначе. Особое внимание советую обратить на волосы героини в игре и киновставках. В целом, могу сказать одно – ничего выдающегося в графике нет.
Далее идёт управление и интерфейс. Тут впечатление двоякое. С одной стороны – всё удобно, как и должно быть в игре подобного рода. С другой – невнятная реализация всего, что выходит за границы набора «бегать/прыгать/кидаться, чем попало». Доступ к “Золотому компасу”, он же Alethiometer, реализован ужасно. Ну, так вот: собственно компас – про него позже – объединён с дневником, информацией по заданиям и книгой трактовок (reading book в оригинале). Всё вместе оно открывается из главного меню. А кнопка никак не выделена. Оригинально? Не то слово. На перелистывание страниц дневника уходит больше усилий, чем на ту же операцию с настоящей книгой. Ужас. Я уж молчу о том, что вполне можно было бы сделать нормальную камеру вместо местного безобразия. Драки драками, но когда дело доходит до акробатики, половина падений приходится на неверно рассчитанный по вине виртуального оператора прыжок.
Дальше идёт сюжет и увлекательность. Вот тут бы игре вырваться в лидеры – но никак. Сюжет подаётся слишком невнятно. Будто сквозь вату, что ли. Вроде и видно – вокруг творятся интересные вещи — а проникнуться ими получается с большим трудом. Я понимаю, что игра должна заставить юных игроков немедленно возжелать фильм, но как-то это всё нечестно. С начала рвём с места в карьер, без объяснений – езда на бронемедведе, расшвыривание волков, драка с шаманом племени самоедов. Потом долгая и невнятная запоздавшая прелюдия. На середине игры вдруг выясняется, что ничего ещё толком и не произошло. Несёмся догонять. После такого с особой нежностью And Evil.
При всём при этом, «неплохие задумки» всё-таки есть. Да, разработчики поленились прописывать многостраничные диалоги с вариантами ответов – в такой игре это и ни к чему. Вместо этого здесь мини-игры на десять секунд. Выиграли – произносим правильную реплику. Очень интересен и компас, он же «штука, отвечающая на любой вопрос». Принцип его использования описывать не буду, встроенное обучение и так достаточно навязчиво. Жаль, игра слишком уж дружелюбна – подсказки раскиданы по округе. А ведь куда интереснее подбирать символы самостоятельно, пытаясь найти логику – и ведь она присутствует!
Отдельным абзацем выделю сохранение. Нет, я прекрасно понимаю, что в игре для SNES или даже PlayStation место для сэйвов надо было экономить. Но сейчас!.. Господа разработчики, скажите честно, вы когда-нибудь думали о том, что игра всё-таки детская? Вы знаете, что скажет среднестатистическая мать среднестатистическому ребёнку, когда она позовёт его обедать, а он будет ещё минут двадцать «допроходить уровень», потом что выход из игры повлечет за собой прохождение уровня с самого сначала?
Напоследок, собственно, о лицензии. Несмотря на невнятно поданный сюжет, атмосфера присутствует и даже умудряется цеплять за живое. Но, как назло, именно здесь заслуги разработчиков нет вообще. Цепляет именно атмосфера вселенной, но никак не попытка втянуть нас в происходящее.
***
В Golden Compass действительно можно играть, а мелкие неприятности не портят атмосферу.
Плюсы: интересная задумка и неплохая реализация компаса; бои с участием бронированных медведей; атмосфера.
Минусы: средняя графика; торчащие отовсюду приставочные уши; простота игры в целом.