The tomorrow children: превью (gamescom 2014)
Последние несколько лет, когда независимое и творческое игростроение стало особенно популярным, крупные корпорации завели хорошую привычку — на своих шоу уделять время амбициозным, смелым недорогим проектам. Прошедшая gamescom оказалась очень богата на анонсы такого рода, и наиболее странной и непонятной была The Tomorrow Children.
Из трейлера, показанного во время пресс-конференции Sony, не был понятен даже жанр игры. Но советская эстетика, патриотические военные марши и маленькие, похожие на кукол пионерки смогли заинтриговать прессу. Поэтому вскоре о симуляторе коммунизма стало известно несколько больше.
Вот такое современное искусство из мертвого монстра.
Столица, водка, советский медведь
В 1960-м году Землю постигла очередная версия конца света. На этот раз советские ученые проводили эксперимент, пытаясь «объединить все человеческие сознания в одно». Получившаяся субстанция вышла из-под контроля и покрыла собой поверхность планеты. Немногие оставшиеся в живых научились создавать девочек-клонов, которые помогут построить дивный новый мир.
Игра начинается через сотню лет после катаклизма, когда положение более-менее устаканилось. В наличии белая пустыня (Пустота, та самая сумма сознаний), торчащие из нее красные скалы, небольшие города-поселения и какие-то железные годзиллы, которые мешают всем жить. Перед нами очередная вариация Minecraft, и это избитое сравнение, увы, самое точное.
Каждое утро девочка-клон под вашим руководством просыпается и вместе с несколькими десятками таких же отправляется на работу. Это мультиплеерная игра, так что на одном сервере находится 50 — 100 человек. Все садятся в машинки и едут искать место для раскопок.
Спустя несколько минут неподалеку находится «символ прошлого» — исполинское нечто, торчащее из Пустоты. Это может быть лицо, серп и молот, условная ракета или другой предмет, напоминающий о былых временах. Оно состоит из однородного вещества, а внутри себя скрывает сеть тоннелей и пещер. Поэтому игрокам придется копать.
Появляется стойкое ощущение, что где-то это было: десяток девочек бьет кирками по огромному холму, надеясь обнаружить внутри полезное. Изначально вы роете, чтобы найти матрешек с выжившими после апокалипсиса и заодно собрать ресурсы. Можно взрывать целые полости с помощью динамита, устанавливать ступеньки, активными приемами выдалбливать округлые длинные коридоры. Кому-то придется заботиться об освещении: потратиться на гриб-лампу, установить ее и перетаскивать по ходу того, как шахтеры будут рыть.
Мы не будем рассуждать о том, похож ли этот мужчина на кого-нибудь.
По идее, вам не обязательно заниматься исключительно рутинной работой наравне со всеми: можно проехать мимо людного участка и отправиться на поиски собственного острова сокровищ — появляются они случайным образом, так что нахождение считается общественно полезным делом.
Через 15 — 20 минут рабочий день заканчивается, и клоны возвращаются в один из городов. Нужно явиться к условному начальству и отчитаться о проделанной за день работе. Соответственно этому раздадут «советские купоны», деньги. Нужны они для «кастомизации» персонажа и покупки лучших инструментов.
Теоретические основы коммунизма
Ресурсы собирают для того, чтобы строить собственный город — как в настоящей стратегии. Несколько типов зданий, каждое из которых по-своему полезно, блуждающие по улицам жители и даже оборонительные сооружения. Загвоздка в том, что строить и ломать имеют право все игроки одновременно, так что создать «место своей мечты» непросто.
По мере того как будет прирастать население, оно начнет все сильнее требовать к себе внимания и скорее мешаться, чем приносить пользу (никакой информации о том, как это будет реализовано конкретно, нет). Чтобы удовлетворить все потребности хозяев — вы все-таки клон, не забывайте, — игрокам придется кооперироваться и заниматься скучной, рутинной работой. На пути к светлому будущему, конечно.
Но из Пустоты выныривают не только полезные красные скалы: может появиться огромное хромированное чудище (паук с турелями, допотопный робот, двуногая ящерица). Оно хочет сломать все вами нажитое, а значит, должно быть расстреляно. Звучит сирена, всем окружающим следует срочно сбежаться на защиту. В ход идут боевые машины, купленное заранее оружие, установленные турели. А если собственная шкура дороже, то можно сесть на междугородный трамвайчик и эвакуироваться. Наградой за сражение станет труп животного, который можно разобрать на редкие минералы.
В игре, кстати, воксельная графика. Она еще существует!
Собственно, эти четыре пункта — копай, строй город, расти людей, убивай годзилл — и составляют основу The Tomorrow Children. Остается только один вопрос: какова финальная цель? Сами авторы никакого ответа не дают. В нынешнем виде проект представляется скорее как социальный эксперимент.
Все перечисленные механики требуют от игроков невероятно сложной вещи — координации с незнакомцами. Нет никакого официального разделения на роли и классы, но один человек не сможет заниматься всем одновременно. Подразумевается, что сами собой найдутся смельчаки-охранники, сформируется каста строителей и шахтеров.
Пример. Когда звучит сирена, вас никто не заставляет бежать в город. Это займет весь рабочий день: три минуты туда, три — обратно, десять — на перестрелку. А золото само себя не выкопает. Но стоящие рядом девочки-клоны, похоже, рассуждают так же — никто не пошевелился и не бросился на защиту! Неужели монстр разломает все, что было построено?
Или вот еще. Добыча минералов группами по несколько человек эффективнее. Но, с другой стороны, в одиночестве у вас куда больше шанс найти американский доллар, валюту черного рынка. На него приобретаются лучшие инструменты и оружие. Остаться одному для себя или работать на пользу общества?
Чудовища действительно большие — сравните с деревьями, например.
Разработчики очень гордятся тем, что в The Tomorrow Children вас ни к чему не принуждают и социальную роль вы вольны определять самостоятельно. Но после получасовой презентации я остался в недоумении: так зачем вообще этим заниматься? В отличие от Minecraft, здесь совершенно не видно способов развлекаться, недостаточно возможностей — только обязанности. Возможно, поэтому вся западная пресса окрестила проект «загадочным» и «интригующим».