Tom clancy’s splinter cell: conviction: обзор
Приключения агента «Третьего эшелона» стоят в одном ряду с Hitman и Thief, а вместе они буквально держат на своих плечах целый поджанр — «стелс-экшен». В таких играх главное — без шума и пыли, с умом, прячась от лишних глаз во тьме ночи, проскальзывать мимо ничего не подозревающих противников. В этом и весь кайф — почувствовать себя крутым ворюгой, хитроумным киллером или опытным секретным агентом. Это все здорово, но рынок диктует свои условия. Аудитории, готовой платить разработчикам за их нелегкие труды, хочется прийти домой, включить любимую консольку и без лишних заморочек поперекатываться от укрытия к укрытию, повзрывать вертолеты да пострелять по глуповатым манекенам. Устраивая Splinter Cell самое настоящее перерождение, в Ubisoft это учли. Результат — Splinter Cell: Conviction.
Старые друзья — на чьей они стороне сейчас?
В поисках лучшей жизни
Потеряв родную дочь и собственноручно пристрелив лучшего друга, Ирвинга Ламберта, Фишер уходит из «Третьего эшелона», громко хлопнув дверью. Через некоторое время с ним связывается Анна Гримсдоттир и сообщает, что у нее есть важная информация. Сэм заглатывает наживку и идет по указанному следу, который приводит его к началу длинной вереницы событий, где его личное дело — лишь первое звено в цепи, на конце которой бряцают: связка электромагнитного оружия, правительственный заговор, предательство и прочая банальная и предсказуемая фигня.
Сэм изменился. Он заматерел, посуровел, освободился от поводка бывших начальников и вообще теперь сам за себя, что главным образом сказалось на его поведении. Теперь никто не нашептывает на ухо просьбы быть аккуратным и убивать поменьше людей, не грозит международным скандалом, поэтому можно идти напролом. Хотите вы того или нет, но наш герой уже не торт.
Утратив необходимость работать по-тихому, бывший агент предпочитает расправляться с врагами быстро, жестоко и эффективно. В его арсенале целая охапка трюков и умений, но кривой баланс и не самый удачный дизайн уровней позволяют обходиться двумя самыми простыми и надежными. Первая «козырная» способность Сэма — ликвидация: за секунду проделать по дыре в головах нескольких человек теперь не проблема. Достаточно лишь убить в рукопашке (а это — нажатие одной кнопки) отбившегося от группы простофилю (а такой всегда найдется), заполнив тем самым шкалу своеобразной «ярости», затем «пометить» цели и нажать клавишу — откиньтесь на спинку кресла и наслаждайтесь зрелищной расправой в «сло-мо». Второй трюк — просто повытаскивать всех из окон да посбрасывать в ямы. Фишер висит на каком-нибудь карнизике, постреливает для привлечения внимания, а когда очередной балбес подбегает, без труда извлекает его из окна, отправляя в короткий последний полет.
С подлецами разговор у Сэма короткий.
Можно вообще не заморачиваться: идти напролом, перекатываясь от укрытия к укрытию, как в Gears of War, и укладывая всех на своем пути. На максимальном уровне сложности будет трудновато, но если вы не новичок в таких играх, то серьезные неприятности вам не грозят.
Кто-то с задних рядов пробурчит, что можно по старинке лазать по трубам, прячась в тени… и будет прав. Да, многие локации предусматривают и такой вариант прохождения, да вот дизайн, атмосфера и динамика никак не способствуют. Сами судите — какие к черту водостоки, когда проще и, что важнее, удобнее — скакать от бочки к забору, а от забора к прилавку, ведь все эти объекты так заботливо и удобно разбросаны по уровню?! Вместо кучи прибамбасов для взлома компьютеров, подглядываний, подслушиваний и многофункционального ПНВ — внушительный арсенал, забитый бомбами рюкзак и толпа оголтелых охотников на Фишера, которых тот прекрасно видит в темноте без всяких навороченных гаджетов.
Хоть стелс и остался в прошлом, нам позволяют «поиграть» с ИИ — если высунетесь из-за укрытия и вас заметят, в этом месте останется ваш призрачный силуэт, «маркируя» тот участок, к которому приковано все внимание врагов. Вы же тем временем можете обойти и замочить всех.
Дюжина «коммандос», сброшенных за пару минут в какую-то канализацию.
Другая забава — интерактивные допросы. Сам процесс незатейлив — надо просто лупить жертву либо кулаками, либо ногами, либо об стол лицом, либо еще как-нибудь, пока та не расколется. В такие моменты порой на стены проецируются черно-белые сценки, а вокруг появляются надписи с ключевой информацией.
След погибшей дочери ведет Сэма по всем знакомой ровной дорожке привычных заданий, событий и сюжетных поворотов. Стандартный набор хорошего боевика на месте — встреча со старыми товарищами, предательства, правительственные заговоры и обязательный босс-вертолет… Все обставлено со вкусом и красиво — как в дорогих блокбастерах. Вам не придется скучать, мотаясь по невзрачным уровням, каждый раз впереди ждет что-то новое и интересное: сначала столица Мальты, потом база тайной организации, ярмарка, экскурсия по достопримечательностям Вашингтона, секретная лаборатория и даже визит в штаб-квартиру «Третьего эшелона». Художники и дизайнеры потрудились на славу — выглядит Conviction дорого и здорово. Лишь жутковатые перестрелки близ Ирака с узколобыми противниками и Красными Бочками навевают уныние.
Увы, сдобрено все это счастье паршивеньким сюжетом, набитым клише до отказа, и банальными диалогами, но тут на выручку приходит сам Фишер — харизму из нашего Сэма так просто не вытравишь. Шутки по-прежнему колкие, а ответы на вялые протесты невольных собеседников так же бескомпромиссны, как и удары нашего героя. Прибавьте сюда любимый голос Майкла Айронсайда… м-м, повеяло ностальгией, чувствуете?
Раскаленная плита — отличный аргумент, если разговор не клеится.
… И вишенка сверху
А чтобы было веселее, разработчики добавили одну сюжетную кампанию на двоих, в которой нам поведают, откуда взялось треклятое ЭМ-оружие. Вы и ваш друг (ну, или случайный прохожий) в роли агентов Арчера и Сокола отправляетесь в заснеженную Россию бороться с медведями воевать с гопниками, без устали покрывающими все и вся отборнейшим матом, от которого даже у нас с Максимом Кулаковым уши сворачивались в трубочки. Действительно, самая запоминающаяся часть кооператива — феерические реплики встревоженных разбитой лампочкой или найденным трупом русских бандюганов.
В остальном же бегать на пару по баням и офисам — скука та еще, потому что чувства локтя здесь нет. Помните, как в «Теории хаоса» можно было спускать друг друга на тросах, карабкаться друг по другу, подсаживать и вытворять еще тысячу классных штук? Так вот, в Conviction ничего такого нет. Ну, почти нет. Мы ведь не будет брать в расчет реанимацию схватившего пулю товарища и освобождение незадачливого напарника из недружелюбных объятий?
Оставшиеся развлечения — режимы «Охотник», «До последнего» и «Лицом к лицу» — совсем уж для тех, кто влюбился в Conviction раз и навсегда. В «Охотнике» цель — по-тихому расправиться с кучкой негодяев; если «нашумите», то их количество возрастет. «До последнего» — охрана генератора от волн «мясца». «Лицом к лицу» — единственная арена для схватки с реальным соперником. Но все это, увы, скучно и неинтересно, плюс явно не стоит головной боли из-за нестабильности мультиплеера. Коль соберетесь играть с другом, попробовать можно, а если рассчитываете подыскать товарища силами самой игры, то лучше заранее запастись терпением.
Апогей взаимодействия в кооперативе — вместе выломать дверь.
***
Нравится вам это или нет, но серия Splinter Cell изменилась. Или просто деградировала. Трудно судить — это как с тем самым стаканом, который наполовину пуст или наполовину полон. Конечно, преданные фанаты прибора ночного видения, Five-Seven с глушителем и многочасовых выжиданий за углом (а в числе этих фанатов и я) будут раздосадованы. Но что поделать, рынок диктует свои условия. Сами разработчики устами Виктора Косте, приятеля Сэма, в начале игры честно признаются: «Сэм Фишер, которого вы знали, мертв». Вместо осторожного дядьки в резиновом костюме нас теперь встречает суровый мужик, предпочитающий действовать агрессивно. Да, порой он может тряхнуть стариной и вскарабкаться на крышу по сточной трубе, скрывшись от лишних глаз, но это лишь отголоски былой службы в «Третьем эшелоне».
Зрелищность, дороговизна и красота — качества здоровские, но делая серьезный акцент на них, Ubisoft способна насовсем лишить Splinter Cell индивидуальности. Conviction — со всех сторон хороша, да вот рискует затеряться в огромной массе похожих друг на друга позиционных боевиков. Ведь подумайте: как долго будет жить в памяти превосходная «Теория хаоса»? И вспомнит ли кто-нибудь о Conviction через год?.. Не думаю, что еженедельные бесплатные гранаты и пистолеты помогут старине Сэму избежать забвения.
Плюсы: Сэм Фишер снова с нами; красиво и зрелищно; отличная анимация; превосходный саундтрек; стелс еле дышит, но пока все-таки жив.
Минусы: стелс еле дышит; огромный, но бесполезный арсенал; совсем плохой сюжет; скучноватый режим совместного прохождения.