Touhou: scarlet curiosity: обзор
Touhou Project — это мегапопулярная аниме-франшиза, целое явление в современной додзин-культуре, выросшее из даммаку-шутеров, которые были созданы одним человеком в рамках «Комикетов».
Так, это было вступление для тех, кто в теме. Все остальные могут выдохнуть — сейчас будет то же самое, но по-русски. В Японии регулярно проводятся «Комикеты» — фестивали независимых, любительских (и очень часто — порнографических) комиксов, игр и музыки. В конце 90-х студент-программист с ником ZUN (настоящее имя — Дзюнъя Ота [Jun’ya Ota]) начал показывать там свои игры, сделанные в жанре top-down-шутеров с огромным количеством пуль на экране. Действие их разворачивалось в оригинальной и весьма необычной вселенной Touhou.
Очень быстро эти игры стали популярными, и в итоге всё это превратилось в настоящий культурный феномен — с огромной армией «тохофанов», тоннами мемов, шуточками для своих, любительскими мангами, фан-артом, вирусными роликами и музыкой по мотивам. На сегодня в рамках Touhou Project создано 26 официальных игр, включая несколько файтингов, выпущено несколько каноничных книг и комиксов. Причём всё официальное, кроме файтингов, создал сам ZUN в гордом одиночестве.
Сырно — гений!
Причин популярности Touhou Project несколько. Первое и самое главное, все героини тут — это милые девушки в ажурных нарядах и шляпках, которые сражаются с такими же няшками и феями. При этом вчерашняя вражеская няшка в следующей серии вполне может оказаться главной героиней, и наоборот — количество играбельных вайфу в этой вселенной достигает двух десятков.
Все девушки — очень яркие, харизматичные, со своим характером и уникальными способностями вроде управления временем, судьбой или даже Луной. Некоторые из них, например знаменитая Сырно (ледяная феечка, которая вечно делает всё не так, как надо), прочно вошли в современную интернет-культуру.
Во-вторых, здесь очень интересный мир с налётом иронии, эротики (но без порнографии!), смешением самых разных тем, мифологий и культур, глуповатыми диалогами, сказочно-мистическим сеттингом и зашкаливающим иногда градусом абсурда и идиотизма — но в лучшем смысле этого слова. Действие всех игр разворачивается в регионе под названием Генсокё, который запечатан от внешнего мира специальным барьером. Здесь живут люди и ёкаи — всевозможные мистические, и зачастую очень опасные, создания, включая тенгу (это такие гоблины в японской мифологии), призраков, вампиров и прочих бестий.
Если со спецэффектами всё нормально, то текстуры местами всё-таки выдают в игре устаревшую графику.
Пиво для фанатов
Автор культовой франшизы ведёт затворнический образ жизни, и это только подогревает интерес к его работам. Известно, что он — не только программист, дизайнер, сценарист, очень талантливый композитор и чуть менее талантливый художник (его по-детски наивный стиль регулярно становится объектом мемов), но ещё и пивной алкоголик со стажем. Именно поэтому его героини тоже любят «хряпнуть», а некоторые из персонажей вселенной вообще никогда не бывают трезвыми.
Но самое главное, ZUN никогда ничего не запрещает делать фанатам и не требует авторских отчислений. Он до сих пор верен идеалам свободного независимого творчества и участвует в «Комикетах» наравне со всеми. Поэтому помимо официальной продукции регулярно выходят сотни фанатских игр, комиксов, роликов и песен по вселенной Touhou Project, что и обеспечивает такой высокий градус любви в народе. Фанаты настолько активны, что даже сделали свои версии Team Fortress 2 и Castelvania.
Touhou: Scarlet Curiosity — как раз одна из таких фанатских работ по мотивам. Но при этом она очень амбициозная — это была первая «тохо»-игра, показанная на Е3. Оригинальная версия под названием Touhou Koukishin: Adventures of Scarlet Curiosity вышла в 2014 году, два года назад она добралась до PlayStation 4, а теперь вот в обновлённом варианте появилась и в Steam.
Touhou Scarlet Curiosity Gameplay
В сражениях с каждым ударом накапливается комбосчётчик.
Вампир и немного скучно
Главная героиня Touhou: Scarlet Curiosity — маленькая няшная вампирша Ремилия Скарлет, которая была главным врагом и финальным «боссом» в Embodiment of Scarlet Devil, шестой по счёту (и первой для Windows) игре серии, которая сделала всю эту франшизу популярной и за пределами Японии.
По сюжету Ремилия вместе со своей преданной горничной Сакуей Идзаёй изнывает от скуки в собственном поместье, когда узнаёт из местных газет, что в округе был замечен некий огромный монстр. Чувствуя, что на этот раз ей удастся славно повеселиться и встретиться с кем-то, кто сможет оказать хоть какое-то сопротивление, Ремилия отправляется на поиски чудовища.
Но в ходе первой вылазки она его так и не встречает, а когда возвращается, узнаёт, что на поместье напали — естественно, симпатичные феечки. Более того, люди считают виновницей всех бед и тем самым монстром саму Ремилию. Теперь маленькой (по размерам, а не по возрасту) вампирше с крылышками и её горничной нужно во всём этом разобраться, для чего придётся не только сражаться, но и общаться с журналистами, распространяющими про Ремилию грязные слухи.
В таких сказочных декорациях играть особенно приятно.
«Тохо» в стиле RPG
Touhou: Scarlet Curiosity — едва ли не первая «тохо» с таким серьёзным фокусом на RPG-элементах и с очевидным влиянием серии Ys. Фактически из top-down-шутера тут она превратилась в достаточно типичную японскую ролевую игру. С той лишь разницей, что вместо участия в пошаговых сражениях мы в реальном времени очень эффектно и динамично мутузим врагов обычными и специальными атаками. И периодически используем какое-нибудь «имба»-заклинание, уничтожающее всё вокруг.
Из врагов выпадают монетки, опыт и новая экипировка, которую также можно найти в припрятанных по углам сундуках. Мы растём в уровнях, автоматически увеличивая несколько основных характеристик героини, а также разучивая новые «спеллы» и особые атаки. Какую из них и какой клавишей использовать, вы решаете сами. Вариантов много — от круговых ударов крыльями или стремительного броска вперёд до какой-нибудь «Стрелы Одина», сносящей всё на своём пути. В этой ситуации точечная настройка, какие атаки и какой клавишей использовать, позволяет достаточно гибко менять боевой стиль.
Кроме того, тактика прохождения в некоторой степени разнится в зависимости от того, за кого вы играете — за Ремилию или за её горничную. В бою переключаться между ними нельзя — для каждой предусмотрен свой файл сохранения и своя сюжетная линия. Ничего кардинального в плане контента там не меняется — лишь диалоги и содержание некоторых сцен. А вот боевые стили у них разные: вампирша особенно сильна в ближнем бою, а Сакуя делает ставку на дальнобойные атаки. Впрочем, вопреки заявлениям авторов, совсем уж критической разницы нет — горничная также может лихо избивать няшных феечек своими ножками в ближнем бою.
Если персонаж упадёт или погибнет, нас лишат определённой суммы и вернут к последнему сохранению.
Прыгай, пока молодой
По уровню сложности Touhou: Scarlet Curiosity, конечно, не сравнится с оригинальными играми. Если не включать придуманный специально для Steam-версии режим Bullet Hell, то реальную (и то не всегда) опасность будут представлять только «боссы», которые, как и в оригинальных вертикальных шутерах, застилают экран градом пуль и снарядов — между ними нужно лавировать, одновременно выгадывая момент для атаки.
Да, «крафта» и улучшения экипировки нет, прокачка идёт, повторю, автоматом, а мы на происходящее фактически влияем выбором экипировки и активных атак для каждой клавиши. Но в любом случае примитивной игру назвать нельзя — особенно когда периодически она включает платформер, предлагая прыгать по порталам и трамплинам.
Драки с «боссами» всегда проходят под градом спецэффектов.
***
В итоге происходящее затягивает — даже если вы на дух не переносите аниме. Динамичные сражения, прокачка, поиск сундуков и подбор экипировки, грамотная смена геймплейных механик, разнообразные локации (от стен огромной библиотеки до магического леса с огромными грибами), симпатичная картинка, которая в Steam-версии действительно стала лучше и сочнее, атмосферная музыка — что ещё нужно для того, чтобы увлекательно провести за игрой пару вечеров?
А главное, тут есть необычная вселенная, харизматичные персонажи и тот градус ироничного абсурда, который так выгодно отличает все «тохо»-игры. Мальчики-жуки, феи-журналистки, а посреди всего этого — дуэт главных героинь, которые смачно избивают симпатичных фей. В общем, вполне возможно, что после знакомства с Touhou: Scarlet Curiosity вы, как и я, заинтересуетесь этим уникальным феноменом под названием «тохомания».
Плюсы: тут есть маленькая вампирша с крыльями, которая избивает фей; увлекательный геймплей на стыке экшена, ролевой игры и платформера; сочная, улучшенная для Steam-версии графика; есть очень красивые локации; шикарный саундтрек.
Минусы: иногда игра кажется слишком лёгкой; примитивная ролевая система.