Transport fever: обзор

— Что это такое?

— Неужели не понимаешь? Это станция. А вокруг неё город.

— Послушай, Гармоника. Город, построенный вокруг железнодорожной станции… На этом можно заработать целое состояние, да? Сотни тысяч долларов. Эй, и даже больше — тысячи тысяч.

— Они называются миллионы.

— «Миллионы»… Да, миллионы!

х/ф «Однажды на Диком Западе» (1968)

Дикий Запад, 1850-й год. Письма с восточного берега американского континента идут шесть месяцев. Да-да, это в несколько раз дольше, чем ваша самая медленная посылка из Китая. В преддверии Гражданской войны отсутствие вменяемых дорог (хоть бы разжиженная грунтовка из бабушкиной деревни) ставит действующее правительство в неудобное положение. Вроде бы и победить хочется, да только как, если приказы из Вашингтона командиры получат лишь к концу войны? Пришла пора воплощать гигантские инфраструктурные проекты и задействовать все ресурсы штатов для запуска быстрого и надёжного транспорта.

Transport fever: обзор

Игровая кампания проводит краткий экскурс в историю и заставляет делать деньги.

Поездка до самых вершин

Свисток паровоза, клубящийся дым на горизонте пустыни Мохаве и щелчки хлыста о филейную часть парнокопытного — это и есть атмосфера американского фронтира. Местность манит авантюристов и жаждущих процветания толстосумов. За ними граждане с семьями плетутся на стройку трансконтинентальной железной дороги. И здесь швейцарская студия Urban Games в Transport Fever займёт игрока проблемами дельца перевозочного бизнеса. Ему предстоит добраться до вершин богатства и стать транспортным магнатом.

Ещё в превью я затронул одно из лучших дополнений в жанре градостроительных стратегий и «тайкунов» — введение сюжетного режима. На протяжении четырнадцати миссий (около одиннадцати часов) мы включаемся в историю становления транспортных корпораций в США и Европе. Это увлекательный способ разобраться в игровом процессе — с квестами и хронологическим повествованием.

Во имя небоскрёбов! Запрягай лошадей!

Но нелёгкая доля жителей и рабочих останется за кадром в режиме свободной игры. Благо предшественник в лице Train Fever в наследство передал полный каталог моделей с усовершенствованным обликом для обоих континентов. Внушительный список (более ста двадцати единиц) разбавили кораблями, дабы удешевить перевозки, и самолётами во имя покорения дальних маршрутов. За двенадцать лет после OpenTTD ничего подобного не создавали. Интересное и дееспособное дополнение — танкеры находят путь даже в узких речных системах и позволяют извлекать выгоду из водоёмов, а красиво анимированные самолёты отражают подъём авиации на рубеже 60-х годов. Уже и не знаешь, стоит ли на фоне этого упоминать доработанную до адекватного состояния классическую прокладку автомобильных и железных дорог с мостами и пересечениями.

Transport fever: обзор

По реке снуют пароходы, в небо поднялась авиация — деревушки получили новые перспективы.

Все транспортные средства охватывают широкий исторический период с 1850-го по 2005-й годы. Устаревшие паровозы сменяют новые скоростные электропоезда, а древнюю конку — трамваи. Знакомая по Simutrans и шедеврам Криса Сойера (Chris Sawyer) система. Правда, по ассортименту моделей проект Urban Games своим конкурентам сильно уступает. Сказывается малочисленность команды разработчиков (десять человек). Зато им удалось подчинить эпохальным переменам визуализацию городов, где с натиском XXI века при должной экономической подпитке (если не ковырять в носу) созреют небоскрёбы с зеркальным отражением нашего благолепного региона площадью аж двести пятьдесят шесть квадратных километров.

Застройка по-научному

Система автоматического возведения городов была достоянием ещё первой игры швейцарской студии. Их симуляция урбанизма и зонального развития имеет научные корни (мы рассказывали об этом здесь). В ней учитываются типы производимых строительных материалов для зданий разных временных эпох — древесина и камень в XIX веке, сталь и бетон в XXI. Вместе с тем к уникальному облику поселений стремится процедурная структура построек из блоков. Деревья, рекламные щиты, мусорные баки, скамейки, ящики и многие другие детали наводняют улицы, что связываются в реалистичные узлы и отнимают у природы всё больше территорий.

В Transport Fever зоны делятся на жилые, коммерческие и фабричные. Высотки исключительно у широких дорог, заселённые дома изживают промышленников на периферию, а в самых людных местах оседают белые воротнички в своих офисах. Но прогресса не будет, если производство бездействует. В Train Fever предприятия собственными силами (точнее, руками пролетариата) довозили продукцию в города. В Urban Games решили, что это несправедливо, — деревни поголовно превращались в мегаполисы. Отныне регион киснет в забвении, пока хаотично разбросанные по карте заводы терпеливо ждут воли игрока. Придёт такой и выстроит индустриальные цепочки — и тогда заживём!

Transport fever: обзор

«Посреди огней вечерних и гудков машин мчится тихий огонек моей души!»

Небольшие внутригородские мануфактуры производят все конечные товары потребления и ждут от гигантских промцентров поставок механизмов, строительных материалов и горючего. Коммерция нуждается в инструментах, продовольствии и провизии. Для них, в свою очередь, необходимо сырьё в виде зерна, мяса, нефти, древесины, угля, железной руды и камня. Часть обработки берут на себя промежуточные звенья — лесопилка, сталелитейный цех, нефтеперегонный и химический заводы. Всего восемнадцать грузов. Отличительная черта Transport Fever от OpenTTD и прочих игр такого класса — если не выполнить всю цепочку поставок от начала и до конца, то рано или поздно при переполнении складов она застопорится и понесёт гигантские убытки.

Но если покорпеть над облагораживанием логистики, то можно добиться эффекта резиновой многомиллионной Москвы — все дороги стягиваются к центру, соседние агломерации поглощаются границами мегаполиса, появляются чудовищные пробки и столпотворения. В требованиях есть ещё один пункт — развитие транспортной доступности. Жители побогаче ищут быстрого способа доехать до работы или в магазин, охотно уезжают в развитые районы. Другие же хотят путешествовать с минимальным бюджетом и на небольшие расстояния. Высокий процент показателя мотивирует всех стать мобильнее и обеспечивает благодатную почву для огромных областных центров.

Без стюардесс и шампанского, но с видом от первого лица

В Urban Games проделали серьёзную работу, снабдив игру лучшей графикой и мельчайшими деталями. Картинка посветлела, прояснилось небо, ушли в прошлое однородные текстуры. Всё движимое имущество теперь с интерьером — в 2016-м наконец-то мы избавились от непрозрачных окон в стратегиях! Внутри есть водитель или машинист, а на камеру игрока поглядывают малость заскучавшие пассажиры. Причём не болванчики с натянутой текстурой, а оживлённые анимацией персонажи. Они читают книжки, беседуют с попутчиками, кладут ногу на ногу, жестикулируют и так далее. Жаль, что в угоду производительности разнообразием местных толп пришлось пренебречь — представители социальных групп словно клонированы.

Благодаря высокому разрешению текстур и гибкой LoD-системе игрок может «вселиться» в любого жителя и понаблюдать за миром от первого лица. На этапе закрытого бета-теста (на него записывались в ходе разработки) позволяли посидеть внутри вагона, автобуса и даже самолёта. Но из опасений, что публика занизит оценку в Steam за угловатые модели интерьера, в релизе функцию убрали. Делать высокополигональные сиденья, столики и стюардесс с шампанским — уровень симулятора, не стратегии. Да и не «покатушками» должны заниматься магнаты, когда расписывают будущее своей корпорации.

Transport fever: обзор

Забудьте про «Форекс»! Просто проложите линии в Transport Fever — и у вас будет такой же крутой экран!

С годами скорости растут, количество маршрутов переваливает за сотню-другую, подвижной состав стареет, станции требуется расширять… Контролировать качество транспортных услуг с увеличением корпорации всё сложнее. Здесь должен спасти ситуацию интерфейс. Его переработали, улучшили в сравнении с Train Fever. Но всё же он перегружен одинаковыми параметрами и лишён важных сводок. Например, добавили графики доходов и расходов по каждому подвижному составу. Информация не агрегируется. Её нельзя никак проанализировать для разных эпох или детализировать по месяцам. Области охвата станциями, слои оценки земли, графики изменений, финансовые калькуляции либо нечитабельны, либо скудны на подробности.

«Отличная игра без мультиплеера»

Не хватает игре и соревновательного духа. Тут можно понять десятерых разработчиков из Швейцарии — при очевидном дефиците ресурсов им не под силу написать передовой искусственный интеллект (а слабого лучше и вовсе не надо). Он ограничивается лишь урбанизацией и поиском путей для жителей, снующих по игровому миру на своих двоих, лошадях, машинах или общественном транспорте. Многопользовательский режим кажется замечательной альтернативой кремниевому сопернику. Как раз там, где OpenTTD нашла гигантскую поддержку сообщества. «Мы стояли перед выбором: отличная игра без мультиплеера или так себе, но с мультиплеером», — заявили в Urban Games в одном из дневников, тем самым подписав приговор идее на ближайшие пару лет.

Но им и без того есть чем заняться. После успешного старта в Steam (Transport Fever попала в список глобальных лидеров продаж) игровой механике придётся пережить несколько доработок, основная часть которых сводится к большей информативности и правкам интерфейса. Затем студия Urban Games приободрит производительность движка для поздних этапов. С появлением мегаполисов и повсеместным поползновением транспорта кадры в секунду падают до единичных значений даже на топовых видеокартах. Разработчики обещают крупное обновление, исправляющее известные проблемы.

Transport fever: обзор

Городской общественный транспорт в Transport Fever не менее важен, чем машины дальнего следования или грузоперевозки.

А совсем скоро Transport Fever окончательно посвятят модам с выпуском инструментария и документации для сообщества. Проект уже связан со Steam Workshop и предлагает более двух сотен объектов. Среди них вы найдёте логотип StopGame.ru под брендирование своей корпорации (не забудьте только прикреплять моды к сохранению или новой игре, иначе они не заработают). В обозримой перспективе сообщество обещает конвертировать из Train Fever массовый 1520 DLC со ста пятьюдесятью моделями транспорта и объектами Восточной Европы от времён Российской империи до становления СССР и актуальных реалий стран СНГ и России. Часть из них авторы уже выложили.

На том разработчики не закончат свои труды. Продолжение явится точно. Ведь Transport Fever — это существенный прогресс Train Fever двухлетней давности, с новым транспортом, хитросплетёнными цепочками поставок, улучшенными городами, оптимизированным интерфейсом, достойной системой прокладки путей и на целую голову выросшим качеством графики. Да, без изъянов не обошлось. Самые обидные кроются в спорном экономическом балансе (расходы на подвижной состав, стоимость объектов и так далее). Есть и мелкие недостатки вроде проникающего в мостовую опору танкера, аэробуса с траекторией полёта сквозь горный массив или ямщика с анимацией чтения книги вместо удерживания поводьев. Поклонники жанра простят и не заметят. А новые игроки не захотят волочиться по вязкому болоту. Похвальная задумка, но реализация — только для своих.

Плюсы: значительно усовершенствованная Train Fever; две исторические кампании; опрятная графика и высокое разрешение текстур; детальные модели транспорта с интерьерами и эффектом старения; добавлены корабли и самолёты; города динамично развиваются с учётом реалистичной системы; расширенная поддержка модификаций и Steam Workshop; убаюкивающий перестук колёс.

Минусы: сомнительный баланс экономики; переработка интерфейса не удалась; потребность в расписаниях и микроменеджменте маршрутов ещё со времён Train Fever не удовлетворена; мелкие недоделки вроде отсутствия волн от кораблей и пролетающих сквозь горы лайнеров; очень слабый процедурный генератор карт.

Обзор игры Transport Fever


Похожие игры…

Читайте также: