Armed assault 2
Как известно, игры позволяют, какой бы эта фраза не была популистской, почувствовать себя кем мы никогда не могли бы стать в реальности. Командир космического корабля, король фентезийного королевства, средневековый ассассин или даже диктатор банановой республики – все эти роли с лёгкостью можно примерить на себя просто имея хороший компьютер (или приставку) и нужные диски.
К несчастью, некоторые достаточно интересные темы раскрыты слабо. К примеру, почувствовать себя в шкуре солдата, участвующего в полномосштабной военной операции, предлагает не так уж много игр. Не спешите тыкать во всякие Battlefield 1942 или Call of Duty 4 – реализма в них в десятки раз меньше, чем глупых условностей. Мы имели в виду настоящие, полноценные комбатсимы (от англ. Combat – битва и simulator – симулятор соответственно), где всё действие максимально аутентично, а каждая игровая фишка не более чем проекция реальности.
До сего момента таких игр было, представьте себе, всего три и две из них – от одного и того же разработчика, чешской студии Bohemia Interactive. Сначала был Operation Flashpoint, который заложил основы самого жанра. Затем America’s Army – разработка американских военных, наглядная агитационная программа, доказывающая то, что US Army – это лучшая армия в мире. Ну и третьей была Armed Assault – вольное продолжение Operation Flashpoint, права на которую остались у бывшего издательства, Codemasters. И вот, наконец, вышла вторая часть ArmA, прямой Operation Flashpoint: Dragon Rising.
Учись учиться
Если вы уже играли в первый OFP или ArmA, то можете смело промотать обзор до конца, посмотреть финальный рейтинг с выводом и идти в магазин за диском, поскольку кардинального нового в ArmA 2 нет ничего. Если же это не так, то вот, так сказать, вводная лекция.
Первое, что нужно уяснить, взяв в руки игру – порог входа в неё достаточно высок. Последовательное, внимательное и очень кропотливое изучение обучающего режима является обязательным элементом, даже если вы хотите всего лишь пройти одиночную кампанию на обычном уровне сложности, не говоря уже о мультиплеере. И дело даже не в том, что Armed Assault 2 настолько комплексный продукт, что предлагает не просто бегать и стрелять, но ещё летать на вертолётах, самолётах, управлять бронетехникой разных видов, руководить подведомственными отрядами и так далее (хотя и это тоже правла). Основная штука в том, что ArmA 2 одна из тех немногих игр на нашей памяти, в которой для управления используется чуть ли не вся клавиатура.
Даже X3: Reunion с его десятками клавиш нервно курит в стороне при виде творения чешских разработчиков. И да, научится управлять вертолётом, к примеру, меньше чем за час вряд ли возможно.
Arma 2 Operation Arrowhead gameplay with the 15th MEU Unit
Забудь всё, чему тебя учили раньше
Тем, кто по старой привычке, приобретённой в мультиплеере Call of Duty 4: Modern Warfare и Battlefield 2142 будут носится сайгаком по полю бою, пытаться стрелять от бедра и в одиночку нестись на вражеские укрепления Armed Assault 2 быстро покажет фигуру из трёх пальцев. Суровые правила реализма после десятка бесславных смертей научат, что бег – это отличный способ привлечь внимания вражеских стрелков, что при стрельбе в положении стоя, особенно после минутного спринта, даже на расстоянии пятьдесят метров попасть во врага довольно трудно. Что каков бы ни был грамотен и точен игрок, против более чем трёх врагов ему никогда не устоять.
С каждой минутой новый, доселе неведомый опыт обрушивается на игрока. Ты примечаешь, что самым лучшим способом передвижения являются короткие перебежки на корточках с периодическими нырками в траву носом и осмотром местности не только впереди, но и слева, справа и даже сзади от себя. Что стрелять сразу после того, как протагонист пробежал триста метров – сущее самоубийство, поскольку пляшущий прицел не позволит попасть, зато звук выстрела с точностью до десяти метров выдаст ваше местоположение. Что танк – это вовсе не неуничтожимый передвижной бункер, на котором можно свободно передвигаться по полю боя, поскольку всего лишь одно точно попадание из гранатомёта превращает железного красавца в груду металлолома.
Конечно, других сюрпризов ArmA 2 подкидывает немало. К примеру, вашу победную серию с лёгкостью может прервать не вовремя прилетевший вражеский вертолёт. Более того, подбитая вертушка не менее опасна – не раз наблюдалась картина, когда пилот уводил падающую машину прямо на скопление войск противника, а сам выпрыгивал из окна (иногда даже удачно).
Родина моя, Черноруссия
Парадокс, но назвать сингл довеском к мультиплееру, как это было, в принципе в первой части, никак не получится. Пусть история, которая разворачивается вокруг отряда «Лезвие», попавшего в самый эпицентр боевых действий за вымышленную республику Черноруссию, не претендует на что-то особенное, она тут смотрится достаточно уместной и оригинальной, а размахом многопользовательских баталий тут и не пахнет, проходить одиночный режим вполне интересно.
Во многом за это стоит благодарить скрипты. То враг внезапно пойдёт в атаку, то за горизонтом появится эскадрилья вражеских самолётов и заставить быстро искать рощицу для того, чтобы скрыться с глаз, то на холм выползут снайперы и начнут прицельную стрельбу по игроку. Да, до динамики Call of Duty тут далеко – всё равно большую часть времени придётся ползать на пузе по лесам и всматриваться вдаль в поисках одиноких вражин, но зато атмосфера напряжения и аромат настоящего боя чувствуется как ни в какой другой игре.
Так же Bohemia Interactive очень умело создала иллюзию полной нелинейности. К примеру, командование может предложить отряду спасти гражданских в деревне или атаковать аэродром. При этом можно согласиться выполнить первое задание, второе или, сославшись на безмерную усталость, попросить указать точку эвакуации и ждать следующей миссии.
Old-gen реки, next-gen берега
Назвать ArmA 2 красивой игрой достаточно трудно. Модели техники и людей не испытывают острого недостатка в полигонах, но анимированы достаточно скудно. Окружение неплохо детализировано, дальность прорисовки высока, но зато трава и лес чуть ли не спрайтовые. При этом всё это чудо имеет честь периодически подтормаживать даже на машине, которая знавала гораздо более причёсанные и симпатичные внешне Far Cry 2 или тот же самый пресловутый Crysis. Сетевой код так же не самый оптимизированный – многие сервера обладают чудовищно высоким пингом, вылеты так же не такая уж и редкость.
Но, если говорить в общем, и в целом, — это нисколько не умаляет заслуг Armed Assault II перед жанром. Потому что других тактических симуляторов такого уровня исполнения и аутентичности просто не найти.
Хардкорный аутентичный симулятор рядового участника современного локального конфликта. Если данное определение не повергло вас в уныние, то с ArmA 2 можно знакомиться смело, не боясь заснуть от скуки или вывихнуть мозг от тактики и местного управления.
P.S. Локализация у «Акеллы» получилась весьма своеобразной. Видно, что переводчики старались, но часто их старания выливались в несмешные перлы. Как вы думаете, как переведена и озвучена фраза: «Enemy man right behind»? Правильно. «Вражеский мужчина справа сзади» (причём каждое слово разными интонациями). К счастью, после патча русская озвучка заменяется на английскую, а наиболее жуткие огрехи в тексте правятся на более верные аналоги.
Мы благодарим компанию Акелла, а так же лично Затинщикова Сергея за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский