Bionic commando (2009)
Давным-давно, двадцать лет тому назад, когда по Земле бродили мамонты, а многие сегодняшние игроки в лучшем случае ходили в ясли, одна малоизвестная японская фирма CAPCOM выпустила в свет занимательную аркаду. Та аркада вышла на всех мыслимых и немыслимых платформах и в узких кругах обрела статус, весьма близкий к культовому. И называлась она Bionic Commando.
Bionic Commando был интересен по многим показателям: отличному дизайну, приятному саундтреку и очень забавному сюжету, в котором фигурировало наследие Третьего Рейха и робо-Гитлер (потом для западной версии его политкорректно обезличили, назвав просто «Лидером», а все свастики потёрли и заменили на орлов). Но в первую очередь от других аркад и платформеров, BC отличало наличие у главного героя бионической руки, при помощи которой он мог забираться на верхние уровни, а так же то, что протагонист не умел прыгать.
Дождавшись двадцатилетия хита своей молодости, уже ныне корпорация Capcom подрядила студию GRIN создать две игры. Первую – ремейк оригинала с приставки NES (в России более известна как Dendy), а вторую – полноценный сиквел.
Ремейк, Bionic Commando: Rearmed получился, без преувеличения, великолепным. Шведы тонко смогли уловить всю суть старинной японской аркады и бережно сохранили её, разбавив отличной 2,5D-графикой, мультиплеером, кооперативом и целым ворохом других приятных фишек. Те, кто в своё время застал работу Capcom, умильно пускали слезу, тыкая пальцами в монитор и приговаривая: «Ой, да я ж этот уровень помню и музыку тоже!», а молодые игроки просто наслаждались прекрасной аркадой, механика которой работает, страшно подумать, уже два десятка лет.
А вот про сиквел этого сказать, к сожалению, не выйдет. Потому что новый Bionic Commando получился типичным крепким «летним» экшеном. Из тех, что прошёл, порадовался и забыл.
Позвольте мне рассказать о человеке, которого я встретил, будучи молодым
События Bionic Commando разворачиваются спустя несколько лет после победы ФША над Империей в Bionic Commando Rearmed (ну или в оригинальной игре – кому как больше нравится). Казалось бы, что наступили новые, лучшие времена, но нет. Правительство, опасаясь боевого потенциала улучшенных солдат, выпускает декрет, согласно которому все коммандо должны сдать свои бионические протезы в обмен на небольшое постоянное жалование и должности. И тут началось
Bionic Commando (Rusko Remix)
Кто-то, конечно, согласился. Но большая часть, не желая вновь становиться инвалидами и лишаться любимой железной ноги или руки, либо скрылись, либо стали открыто сопротивляться. Вот такие сопротивленцы и создали совместно с наиболее радикальными военными армии ФША, а так же остатками фашистской Империи новую организацию – БиоРейх.
И, чтобы противостоять новой угрозе (которая подкрепила свои намерения ударом ядрёной бомбы по Ascension City), из камеры смертников вызволяется Натан Спенсер – герой прошедшей войны.
Один человек, одна бионическая рука
Несмотря на то, что главный герой за прошедшие несколько лет сменил зелёную куртку на майку, а рыжую стрижку ёжиком – на чёрные дреды, одно осталось неизменным – наличие у него хватательно-бросательного устройства вместо левой руки.
Основное применение конечности то же, что и раньше – посильная помощь в перемещении. Ascension City после взрыва сильно изменился, и пешком просто так по нему уже не пройти. Более того – город весьма неслабо накрыло водой, а плавать с железной рукой весом в пару пудов, сами понимаете, чрезвычайно трудно.
Поэтому Натан Спенсер с грацией Человека-паука и криками Тарзана на протяжении шести часов игрового времени будет прыгать от одного небоскрёба до другого, цепляясь своей культяпкой за фонарные столбы, вывески, висящие в воздухе мины, покосившиеся башни и прочие объекты, которые как будто бы случайно расставленные на уровнях. Первое время, естественно, он будет делать это крайне неаккуратно и криво по вине игрока, который будет привыкать к двум достаточно противным вещам: к ограниченной свободе и управлению.
Разбалованный Crysis и Far Cry 2, потребитель живо направит бионического коммандо изучать окрестности, что в конечном итоге приведёт к тому, что доблестный вояка попадёт в зону радиации и скоропостижно скончается. Так что завидев синее марево, лучше не стремиться узнать, а что находится на крыше вон того заманчивого небоскрёба. При этом уровни в Bionic Commando не совсем уж линейные – простор для тактического манёвра практически всегда присутствует.
А вот с управлением действительно вышел маленький конфуз. Кнопок задействовано не так много да и переназначить их легко и просто, но во время игры советы по их применению показывают на примере да, геймпада для X-Box360. Конечно, всегда можно заглянуть в меню настроек и посмотреть расшифровку, но первое время ребусы в стиле «Что значит, чёрт возьми, оранжевая буква Y???» могут попортить нервы.
Борьба с картоном
Оригинальный Bionic Commando был в большей степени платформером – в нём немалую часть времени занимало именно перемещение по уровням, а битвы с ботами были делом побочным.
В новой части баланс сместился в сторону боёв. Идея абсолютно верная, но вот над реализацией GRIN стоило бы подумать в разы серьёзнее, ибо то, что есть сейчас – стыдоба.
Видов врагов не просто мало, а очень мало. Два вида пехотинцев, три вида роботов, три с половиной босса. Притом последние убиваются, по большому счёту, ударами в спину и с традиционными Capcom’овскими чудовищами, к которым надо было искать полчаса подход, не имеют почти ничего общего. Обидно, учитывая то, что в BCR с этим делом было всё отлично.
Оружия тоже мало и оно всё до боли однотипное – гранатомёт, ракетницу, пулемёт, дробовик, снайперскую винтовку и пистолет где мы только не видели. Плюс ко всему к этому счастью дают чрезвычайно мало патронов, активно подталкивая игрока к использованию механической руки.
Ну и, наконец, самое страшное. Визуализация боёв. Смотреть без слёз как закованные в оранжевые бронекостюмы солдаты БиоРейха выдерживают без каких-либо зрительных подтверждений (кроме уменьшения красной полосочки, показывающей здоровье) пять выстрелов с пистолета и потом комично делают сальто от шестого практически невозможно. Местные враги кажутся то ли картонными, то пластиковыми – они с радостью разлетаются по уровню как кегли и после удачного броска Спенсера каким-нибудь тяжёлым предметом (или, что бывает чаще – броска ими самими) покидают уровень и улетают в стратосферу. При этом картонки даже на низких уровнях сложности без проблем убивают главного героя за каких-то полминуты.
Если бы герой не имел бионической руки, и все действие происходило бы, что называется, «на уровне пола», то рейтинг у Bionic Commando был бы минимум на полтора балла ниже. Только благодаря тому, что BC одна из немногих игр, где можно запрыгнуть на фонарный столб, раскачаться, выслать врагам пару килограмм тротила, после чего спрыгнуть и добить их пудовым кулаком или крепко приложить стальными сапогами в грудь, ей можно простить, если не всё, то многое.
Работаю на дизеле
Многое можно простить игре и за её внешний облик. Собственная разработка GRIN, движок Diesel Engine отрисовывает пусть и не самую технологичную, но очень милую и приятную графику. Ещё один приятный бонус – отличная оптимизация.
Правда за тот почти сногсшибательный эффект, что производит Bionic Commando, стоит похвалить так же дизайнеров и художников. Wanted: Weapons of Fate и Terminator: Salvation, работающие на том же движке, выглядят гораздо скромнее. И правда – пролетая с визгом над затопленным деловым районом Ascension City или перебираясь в потёмках и дождь по железным трубам на нефтеналивную платформу, проникаешься к GRIN уважением.
Понимая, сколько трудозатрат и денег было вложено в этот проект, его просто не хочется ругать. Особенно учитывая ужасные продажи игры на консолях – за два месяца, что BC был консольным эксклюзивом, он разошёлся в количестве чуть более 30 000 копий. Для сравнения – Bionic Commando Rearmed только в первую неделю обрёл 130 000 покупателей. Так что возможно, что намёки на сиквел так и останутся намёками. И это чрезвычайно прискорбно.
Bionic Commando можно достаточно долго и вполне успешно бить по ушам за картонных врагов, небольшой арсенал приёмов и десятки других шероховатостей. Но стоит ли это делать, если мы получили отличный одноразовый блокбастер, который подарит шесть часов удовольствия и сотрётся через неделю в памяти? Наверно нет. Особенно сейчас, когда сыграть-то толком и не во что.
Автор: Данил Ряснянский