Finding paradise: обзор

To the Moon — одна из тех игр, которые принято причислять к произведениям искусства. И правда — если искусство призвано прежде всего вызывать сильные эмоции, находить душевный отклик у зрителя или читателя, то творение студии Freebird Games справилось со своей задачей на двести процентов.

Эта маленькая игра, внешне напоминающая обычное инди, сделанное на RPG Maker, заставляла тысячи людей проливать вёдра слёз — настолько сильной, эмоциональной была история о том, как сотрудники корпорации «Зигмунд» создают искусственные воспоминания в разуме своих умирающих пациентов и дают им ещё один шанс прожить жизнь, осуществив своё последнее желание. Через три года вышел небольшой приквел A Bird Story, но полноценное продолжение подоспело только сейчас, спустя шесть лет. И получилось оно одновременно и похожим, и непохожим на оригинал.

Finding paradise: обзор

Вот теперь понятно, почему игра сделана на RPG Maker.

Человек на Луне

На самом деле, когда говоришь о том, какой трогательной и слезоточивой была история в To the Moon, лично мне трудно удержаться и не сказать — это была такая сознательная манипуляция чувствами игроков. Два доктора из «Зигмунда» пытаются осуществить последнюю мечту умирающего Джонни — полететь на Луну, чтобы увидеться там со своей давно скончавшейся женой, потому что когда-то, ещё в детстве, они договорились встретиться именно там, если потеряют друг друга. Согласитесь, даже простое описание сюжета вызывает слёзные позывы.

Кан Гао (Kan Gao), автор To the Moon, практически сразу же торпедировал чувствительных игроков смертями близких Джонни, личными драмами и трагедиями. Но и назвать эту манипуляцию дешёвой никак нельзя — там была грамотно выстроенная интрига с развязкой-катарсисом, меланхоличная музыка, множество интересных деталей и даже отличный юмор. Ну как тут устоять!

Вспомнить и изменить

А вот в Finding Paradise всё несколько сложнее. Игра не пытается непременно и сразу вызвать у вас слёзы, а поднимает более серьёзные вопросы о том, что такое счастье и что делает человека счастливым, о сожалениях, которые мы испытываем в своей жизни, о том, стоит ли что-то менять, о разнице между реальностью и ожиданиями, об одиночестве и так далее.

У Евы Розалин и Нила Уоттса, тех самых докторов из компании «Зигмунд», новый клиент — находящийся при смерти (а фактически в коме) Колин, которого можно было видеть в A Bird Story мальчиком, пускающим бумажные самолётики. Так вот, Колин, в отличие от Джонни из первой части, прожил долгую счастливую жизнь — и каково его последнее желание, толком не знает и он сам.

Finding paradise: обзор

В какие-то моменты у нас даже появляется выбор.

Об этом он говорит Еве и Нилу лично, когда те с помощью своей супертехники погружаются в его голову и в его воспоминания. Вроде бы всё сбылось — он был музыкантом, потом пилотом, женился на любимой женщине, которая родила ему сына. И всё-таки что-то беспокоит Колина, не даёт спокойно уйти, поэтому наши доктора должны, внимательно изучив воспоминания, изменить их так, чтобы помочь клиенту.

This game will be the end of me… Finding Paradise — #4


В процессе выясняется, что в его жизни была ещё одна девушка, с которой Колин был знаком с раннего детства. В этом, понятно, и кроется основной нерв повествования Finding Paradise. Ружьё, которое весь первый акт висит на стене, обращает на себя внимание, но не стреляет, во втором и третьем бабахает так, что мало не покажется, — с умением интриговать и удивлять у Кана Гао по-прежнему всё в порядке.

В кругу воспоминаний

Другое дело, что до этой кульминации и развязки ещё надо, условно говоря, высидеть в зале. Понятно, что поклонники творчества Freebird Games дотерпят в любом случае и саму такую возможность встать и уйти примут за акт богохульства. Но вот у новичков, у тех, кто придёт сюда, не испытав предварительно магии To the Moon, могут возникнуть проблемы и вопросы.

Дело в том, что первая глава очень затянута. Там, где в прошлой игре почти сразу были смерть, слёзы и драма, в Finding Paradise первые часа четыре (а то и пять) мы наблюдаем достаточно банальные вещи. Герои путешествуют по воспоминаниям Колина, видят, какой он был маленький, как встретил свою соседку, ставшую на долгие годы лучшей подругой, как учился музыке, как стал пилотом, как познакомился с будущей женой, как сделал ей предложение, как они полетели в свадебное путешествие

За эти 4 — 5 часов можно посмотреть пару фильмов Тарковского или Андрея Звягинцева, прочитать «Волны» Вирджинии Вульф (Virginia Woolf) или хотя бы начать «Улисс» Джойса (James Joyce) — вот это действительно настоящее искусство, где про те же самые вопросы, которые поднимаются в Finding Paradise, говорят куда интереснее, сложнее и небанальнее.

Finding paradise: обзор

Теперь можно менять внешность главных героев — докторов.

Так, во всяком случае, кажется, когда ты в очередной раз по кругу собираешь ключевые фрагменты памяти Колина и активируешь в мини-игре (теперь это вариации на тему «три в ряд») важные узловые воспоминания, чтобы пройти дальше. Да, это разбавляется аркадными вставками в стиле QTE и отличным юмором (одна пародия на «Крёстного отца» в аэропорту чего стоит!), но тем не менее ощущение затянутости не покидает.

К тому же начинает казаться, что ты уже раскусил главную интригу этой истории. Ведь в Finding Paradise мы перемещаемся по воспоминаниям пациента не в строгой хронологической последовательности, соответствующей разным периодам его жизни, а вперемешку, перескакивая, например, из раннего детства в старость или зрелость и обратно. Так мы сразу видим более полную картину жизни Колина и примерно понимаем, к чему всё вроде бы идёт.

Смех и драма

Однако ружьё, которое стреляет во втором акте, переворачивает всё вверх тормашками. Ты начинаешь понимать, что без длинной первой главы эффект не получился бы столь сильным.

И всё уже перестаёт быть таким уж банальным. Тем более что дальше фантазия Кана Гао раскрывается по новой — тут и хоррор, и какие-то пародийные аркадные вставки в духе японских RPG, файтингов и скроллеров. Юмора в Finding Paradise вообще в разы больше, чем в To the Moon. Плюс какие-то чисто гиковские шуточки, отсылки то к «Крёстному отцу», то к супергеройским комиксам с проламыванием «четвёртой стены».

Всё это, что называется, разбавляет саспенс, делает историю, с одной стороны, менее сконцентрированной на слёзах и драме, а с другой — более разнообразной. Но в любом случае финал всё так же заставляет испытать потрясение — быть может, не такое сильное, выворачивающее душу наизнанку, как в To the Moon, но более осознанное, тонкое и взрослое по своей сути.

Finding paradise: обзор

Несмотря на «пиксели», в такие моменты игра выглядит прекрасно.

Повторюсь — в авторском кинематографе и литературе есть произведения искусства, которые рассказывают о тех же самых вещах более интересно и небанально, чем это делает автор Finding Paradise. Но в рамках именно игрового, то есть более понятного и доступного, языка он, безусловно, гений — мало кто в этой индустрии умеет писать такие насыщенные, глубокие и эмоциональные истории. Да, кто-то скажет, что погнавшись за разнообразием и масштабом, сделав просторнее локации, добавив больше юмора, пародий и аркадных вставок, он придумал менее эмоциональный и сильный по накалу сюжет. Но на самом деле история тут просто другая — более сложная и взрослая, заставляющая о многом задуматься во время и после прохождения.

Плюсы: атмосферная и глубокая история; более разнообразный по сравнению с первой частью игровой процесс; чуть более детальная и сочная картинка; волшебная музыка.

Минусы: местами игра выглядит чрезмерно затянутой.

Похожие игры…

Читайте также: