История войн 2: тевтонский орден

Об отрицательной плавучести рыцарей-тевтонцев все мы знаем благодаря школьным урокам истории. Несмотря на эту слабость, средневековые рыцарские ордена вызывают бурный интерес у поклонников военной истории. Еще бы, ореол своеобразных «робокопов» Западной Европы в смутные времена, где бряцающие доспехами благородные воины были надежной защитой христиан от их идеологических противников, выглядит романтично и по сей день. И пусть упавший на спину рыцарь подобен перевернувшейся на панцирь черепахе, в вертикальном положении он грозен. На этом твердо настаивают разработчики из Unicorn Games Studio, взявшие курс на воспевание времен рыцарских турниров в «XIII веке» и продолжившие стараниями «Александра Невского». Будто в противовес последнему на наш суд выкатили новую часть цикла, где в качестве подзаголовка выступает чемпион по подводному плаванию – «Тевтонский орден».

Служить и защищать с размахом

То ли от обиды на знаменитое историческое поражение, то ли просто от желания показать свое нордическое превосходство мысли, тевтонцы решили отличаться от своего исторического обидчика наличием стратегической карты. На первый взгляд, реализована она с размахом. У неподготовленного игрока от обилия замков, деревень и снующих между ними по дорогам юнитов рябит в глазах. «Ух, вот бы такую красоту в MB запихать!» – восторженно думают многие. Однако с уточнением деталей, стратегический режим игры стремительно теряет свою привлекательность.

Вроде всего здесь с избытком. В полях пашут крестьяне, между городами снуют торговцы, которых подкарауливают разбойники, стараясь при этом избежать столкновения с отрядами милиции (не той, что недавно переименовали) и уж тем паче с лордами и их армиями. В этом котле средневековой жизни по затее авторов было бы безумно интересно вариться за счет общения с NPC, возможности торговли и дипломатии, а также выполнению всевозможных квестов. Вот только ингредиенты этой «похлебки» оказались просроченными.

Задания до неприличия скучные, равно, как и предшествующие им разговоры с квестодателями. «Бла-бла-бла, помоги справиться с бандитами, бла-бла-бла, спасибо» – классическая формула взаимодействия со сторонними персонажами в игре. Все, о чем вы будете думать во время путешествия по стратегической карте, это как бы поскорее найти на ней достойного противника и перейти в куда более привычную тактическую рубку. Можно, конечно, задержаться и поторговаться для увеличения ресурсов на обучение своего войска, но при грамотном руководстве на поле брани добытых трофеев и налогов с вассалов вам будет вполне хватать.

Смешались в кучу кони, люди

В режиме битвы «Тевтонский орден» выглядит куда интереснее, благо рука у разработчиков на этом поприще набита неплохо. Наводить шороху в языческой Пруссии получится не только силами демаскирующих себя на солнце тевтонцев. В сражения вмешаются и милые отечественному сердцу русские витязи и стремительные монгольские воины с загадочными названиями юнитов вроде копейщиков-хошучи или лучников-любчитэнов. Использование в качестве стержня баланса знакомой схемы «копейщики-лучники-пехота-кавалерия» дополняется изрядным количеством параметров во время боя, определяющих эффективность ваших воинов.

Совместное прохождение EUROPA UNIVERSALIS 4 за Тевтонский орден #1


Присутствие поблизости отряда командира мгновенно поднимает боевой дух воинов, по-прежнему играющий в серии важнейшую роль. Даже при проведении такого незамысловатого маневра, как отступление конницы от преследующей ее кавалерии врага необходимо учитывать этот параметр. При большом отрыве от вражеского отряда точность ваших лучников оставляет желать лучшего. Но стоит неосмотрительно сблизиться с догоняющей стороной, как нервы стрелков дают слабину и эффективность стрельбы неожиданно снижается. Прибавьте к этому штрафы к меткости в зависимости от скорости кавалерии и мертвые зоны за правым плечом стрелков, и вы получите простор для тактики отступления. Так наибольшую эффективность имеет маневр закручивания своей конницы против часовой стрелки, уходя от преследования зигзагом. Так вы одновременно будете подпускать противников на приемлемую дистанцию для эффективной стрельбы и все время держать их на мушке.

Разделяй и добивай!

Однако при всех положительных моментах, связанных с учетом происходящих на поле брани событий на боевой дух ваших солдат, ИИ пестрит недоработками. Так наиболее эффективной стратегией победы будет вовсе не идеально выверенный баланс вашего войска, а вытаскивание отдельных отрядов врага из общей кучи с дальнейшим их окружением и добиванием. Монгольские воины в реальности действительно любили использовать этот прием, дразня армию неприятеля малыми отрядами кавалерии на передовой, но здесь эта уловка срабатывает чересчур эффективно. Также непонятно периодическое стеснение отрядов пехоты вступать в сражения всей своей численность, а не стоять в очереди, пока их товарищам не надоест биться впереди.

На этом фоне приятно смотрится знакомая возможность модернизации и перепрофилирования своей армии. Наем более квалифицированных отрядов вместо полуграмотных ополченцев, приобретение лошадей для пехотинцев с их дальнейшим превращением в легкую кавалерию и повышение навыков владения тем или иным оружием открывает вам новые горизонты. Впрочем, бесконечно модернизировать свои войска все же не выйдет, поэтому желающим превратить грузных тевтонцев в неуловимых ниндзя мы советует заранее умерить аппетиты.

Упавшая планка

Желание взять высоту Medieval 2 возобладало над необходимостью развить серию в качественном направлении. Вместо углубления технической стороны боев и кастомизации войск вкупе с усложнением игрового баланса, в «История войн 2: Тевтонский орден» решили закрыть все вопросы внедрением стратегической карты. Нужна она здесь, как собаке пятая нога, а посему служит лишь для того, чтобы поскорее перейти в знакомый тактический режим, где со времен «XIII века» принципиально ничего не поменялось.

Автор: Александр Соколов

Похожие игры…

Читайте также: