Massive chalice: обзор
Примерно в те же дни, когда Firaxis анонсировала XCOM 2, Тим Шейфер (Tim Schafer) и его компания Double Fine Productions выпустили свой «икском», точнее, его фэнтезийную версию, где герои, защищающие королевство от вторжения монстров, могут умереть не только в бою, но и в собственной постели — от старости, инфаркта или пьянства. Речь, конечно, о Massive Chalice.
В финальной версии разработчики улучшили интерфейс, сделав его более информативным и наглядным.
Давай поженимся!
Тим Шейфер остается верен себе. Что бы он и его коллеги ни делали: квест, платформер или вот стратегию, — всегда получается интересно, необычно, что называется, с юморком и фантазией. Казалось бы, что можно добавить нового в старую формулу успеха? Защищаем территорию от вторжения злыдней, посылаем отряд быстрого реагирования в горячие точки, пошагово уничтожаем там агрессоров, развиваем и экипируем бойцов, возводим полезные постройки и изучаем разные технологии. Пусть даже действие перенесено в фэнтезийный мир, а вместо инопланетян на нас нападают какие-то растения, — суть от этого не меняется.
Однако и тут Double Fine Productions сумела приятно удивить. Мы уже подробно описывали механику Massive Chalice в нашем превью, так что коротко напомним основные моменты. Война с загадочными чудищами, известными под общим названием Cadence, длится 300 лет. То есть время постоянно идет, оно тратится на исследования и постройки, и оно же заставляет героев стареть и умирать по естественным причинам — пожалуй, только в Massive Chalice в одном отряде плечом к плечу могут сражаться седая бабушка с арбалетом и девятнадцатилетний юноша, забрасывающий врагов алхимическими зельями и бомбами.
К тому же этот юноша вполне может оказаться племянником старушки или еще каким-нибудь более или менее дальним родственником. Для того чтобы поддерживать популяцию постоянно стареющих и мрущих как мухи героев, мы должны создавать династии, заключать браки между имеющимися в наличии персонажами и ждать детишек — те получают в наследство набор генов и даже какую-нибудь семейную реликвию, подрастают и вливаются в стройные ряды защитников отечества.
Изучение продвинутой экипировки для бойцов становится доступно после того, как вы убьете энное количество противников того или иного типа.
Таким образом, каждый ваш боец отличается не только классом и соответствующими ему умениями (есть, условно говоря, лучник-охотник, алхимик-бомбометатель и воин, избивающий чудищ каким-то странным бревном), но и персональными особенностями, чертами характера, доставшимися ему от предков. Кто-то дальше видит, кто-то быстрее устает после пробежки, один привык к одиночеству и лучше сражается, когда рядом нет союзников, другой любит выпивать, а третий является по жизни пессимистом, поэтому предполагаемый урон, который он нанесет врагу, всегда будет меньше реального.
Кроме того, различные бонусы и штрафы дает возраст персонажа (молодой, средний или пожилой). И все это нужно учитывать, когда вы подбираете очередную пару для продолжения династии. Например, отпрыск охотника и алхимика может получить в наследство навык, позволяющий ему стрелять из арбалета взрывными болтами.
Покой нам только снится
Единственный вопрос, возникавший во время изучения бета-версии, звучал так: как долго эта семейно-селекционная механика сможет удерживать игрока у экрана? Ведь экономическая и стратегическая части в Massive Chalice откровенно слабее, чем в любой игре серии XCOM, — по сути, нам доступны лишь два типа построек: одни ускоряют прирост опыта, другие уменьшают время исследования. Миссии проходят по стандартной схеме (просто «убить всех»; никаких дополнительных условий и заданий), а вся эта возня с детьми, подбором мужа или супруги (тут есть и однополые браки) рано или поздно превращается в рутину.
Есть еще система случайных событий, когда нам нужно принять какое-то решение — например, кого спасти во время родов: мать или дитя, — но случались они реже, чем хотелось бы.
Враги атакуют сразу с нескольких направлений, и нам приходится выбирать, какую территорию защищать.
Однако релиз полной версии развеял сомнения. Авторы подкрутили баланс, увеличили сложность, и игра теперь постоянно держит в напряжении. Монстры атакуют все чаще и агрессивнее, пытаясь оттяпать кусок вашей территории, появляются новые виды противников. Поэтому вам приходится использовать все тактическое мастерство, умения и особенности всех классов, чтобы выиграть битву, не потеряв половины отряда.
В то же время на глобальной карте приходится постоянно ломать голову над тем, кого назначить в гильдию ученых, ускоряющих исследования (старики мудрее молодежи!), стоит ли тратить годы на изучение продвинутого типа брони для алхимиков или лучше призвать новую группу героев — ведь у вас давно уже «в бой идут одни старики», и через год-другой половина из них отправится к праотцам. Да и интересные «ивенты» в полной версии случаются почаще.
Кроме того, в релизе более явно сделан акцент на возможности получать гибридные классы — опять же в результате династических браков. Так, если один из родителей был охотником, а другой — воином, то их дитя получит класс Shadowjacker: это теневой воин-убийца, который умеет не только сильно бить и «станить» врагов, но и прятаться, наносить особенно мощные удары из состояния невидимости.
Жили-были дед да баба, и было у них два сына…
После невразумительной Spacebase DF-9 Тим Шейфер со товарищи полностью реабилитировались. С выходом Massive Chalice они еще раз доказали, что являются одними из главных специалистов по созданию оригинальных, необычных, ироничных и очень увлекательных игр в индустрии. Несмотря на ряд недостатков и некоторое однообразие, эта стратегия обладает как минимум одним важным преимуществом — «синдромом еще одного хода», когда вы думаете: «Ну вот, сейчас еще одну битву выиграю, и все — спать!» И так — полночи. Так что готовьтесь к долгой, но увлекательной трехсотлетней войне, во время которой вы будете играть роль не только стратега и полководца, но и профессиональной свахи.
Плюсы: необычный, но очень увлекательный геймплей; интересные тактические сражения; стильная картинка; ироничные рассказчики, постоянно комментирующие происходящее; система случайных событий.
Минусы: стратегической части не хватает глубины; через какое-то время сказывается некоторое однообразие происходящего.