Medal of honor (2010): обзор
В седой древности, когда в боевиках от первого лица мы бегали без команды, жрали аптечки и регулярно задумывались «А это тот же коридор или новый?», была такая игра — Medal of Honor. Ее очень любили, и она четко ассоциировалась со стрелялками про Вторую мировую. Затем пришла Call of Duty и показала, что «Медалька» гораздо слабее ее. Дальше несколько лет конкуренции и безоговорочная победа «Зова долга», закрепившаяся двумя контрольными выстрелами — Modern Warfare 1-2.
Medal of Honor, как говорят в Интернете, «слилась». В 2007 году вышла слабенькая Airborne, которую создатели Call of Duty даже не восприняли всерьез. В итоге «Зов долга» начал конкурировать сам с собой, а боссы Activision уже подумывали о постройке нового офиса из золота и алмазов. Но EA все это время вынашивала план мести. Она внимательно следила за противником, изучала его тактику боя, завербовала в свои ряды бывалых офицеров (DICE), создала подразделение для специальных операций (Danger Close) и пару недель назад перешла в решительное наступление, которое должно было стереть из памяти мирных жителей словосочетание Modern Warfare. Видишь в названии первую букву «M» — думаешь о Medal of Honor!
Кладбище самолетов. Где-то мы его уже видели?..
Опять кино, теперь без немцев
EA была уверена в себе, она даже поле боя выбрала вражеское. Тема Второй мировой отныне закрыта даже «Медалью». Теперь все происходит в современности. И если в Modern Warfare 2 показана вымышленная война, да еще и абсолютно абсурдная, то Medal of Honor рассказывает нам про афганскую реальность.
Незамысловатая история про несколько подразделений бойцов, которые попадают в засады, выручают товарищей, летают на вертолетах и в промышленных масштабах истребляют талибов так, что после финальных титров их смело можно записывать в красную книгу под именем «Бородач террористический».
Фабула проста, как пустынные пейзажи Афганистана. Сюжетные вставки перед миссиями, в которых мы видим противостояние «тыловой крысы» из Вашингтона и настоящего полковника, руководящего бравыми бойцами «изнутри», максимум — не раздражают. По факту — утомляют. Примитивные перепалки а-ля «Отставить операцию спасения! Не сметь посылать целый отряд, дабы выручить всего двоих!» с ответом «Мы своих не бросаем, они там остались на верную смерть! Два хороших парня, окруженные талибами!».
Но на это можно закрыть глаза. Или же просто выключать заставки. В Modern Warfare 2, помнится, такие ролики тоже были не очень. Infinity Ward выигрывала уже на том, как подается «локальная» история, как нам преподносят каждую новую миссию. Помните, мы плывем под водой, а потом выныриваем и убиваем врага; еле успеваем уклониться от пуль, пробивающих лобовое стекло и грудь водителя; бежим по окопам на фоне горящего Белого дома? Интерактивные вставки, когда ты ощущаешь себя частью действа, накидывали много баллов.
Но для Medal of Honor даже не постарались перенять это. Интерактивных роликов здесь попросту нет. Если идет заставка, то мы убираем руки с мышки и клавиатуры. Остается просто смотреть, а сегодня это уже минус. Вот летим мы в вертолете, наш персонаж крутит головой, слушает, что говорит инструктор, как внезапно начинается обстрел. Все суетятся, кто-то уже мертв, героя швыряет из стороны в сторону, но все это происходит с кем-то другим. Игрок — наблюдатель. Хотя вспомните первую часть Call of Duty, когда мы плывем на лодках к Сталинграду. Даже тогда позволяли осматриваться и приседать, дабы уклониться от пуль. А здесь — кино.
Так сразу и не поверишь, что мы — добрые ребята-освободители…
За сто талибов — плюшевый медвежонок
Уже после первых уровней начинаешь догадываться, что ничего новаторского здесь ждать не следует. Свежие идеи? Увольте, нет таких. Из пяти-шести часов игры мы за стационарным пулеметом проведем только минут 40-60. Прям проклятие какое-то — ну сколько можно нас пичкать этим?
Все остальное время — это тир. Бежим вперед вместе с тремя союзниками, которые просто не прекращают нести ахинею по рации, и убиваем выползающих из всех углов талибов. Причем порой они без стеснения возрождаются прямо у нас под носом, появляются из тупиков, оказываются за спинами.
Вроде бы дорогой боевик, видно, что деньги вкладывались: красивый движок, не халтура какая-то. Но геймплей — скучнейший аттракцион. Причем первые часа два разработчики чуть ли не издеваются и скармливают нам ну совершенно безликие, одинаковые, серые, банальные задания. На миссии так третьей я впал в депрессию. Лег на диван и не двигался минут сорок.
Дальше, правда, появляется хоть что-то веселенькое. Но и то — чуть-чуть и ненадолго. К примеру, вываливается наш герой из вертолета, плашмя грохается на землю без оружия и с раненой ногой. У нас в руке нож, а ходим мы прихрамывая. На дворе ночь, снег лежит, талибы в округе ищут нас. Начало с искоркой. Подбрось немного дровишек — разгорится пламя, захочется двигаться дальше. И мы ковыляем вперед, по рации пытаемся связаться с товарищами, оглядываемся по сторонам — нет ли врагов рядом? И вот замечаем одного, к нему можно подползти со спины, еще метр… Нож скользит по горлу террориста, мы тихо опускаем его на землю, берем автомат и… выздоравливаем. Переломанные кости срослись, раны затянулись? Через несколько минут уже бежим вместе с командой и с криками да улюлюканьем очищаем горы от гнусных аборигенов.
В итоге всего одна хорошая находка. Авторы сделали интересную систему укрытий. Если после бега мы нажмем клавишу «присесть», то персонаж рывком доберется до ближайшего камня, разбитой машины, стены. Потому по полю боя можно быстро и уверенно передвигаться. Бежим, спрятались, постреляли и опять перегруппировываемся.
Но поскольку сами перестрелки однообразны, врагов всегда миллион, а палить уже даже после двух часов скучно, то этот козырь победы принести не может. Есть, правда, еще один.
Гонки на квадроциклах. Где-то мы это уже видели?..
Игра разрабатывается, борода растет
Danger Close противопоставляет свой проект Modern Warfare 2. Там выдуманная война, какая-то чушь, а здесь — все по-настоящему, серьезно. Авторы вон даже бороды отрастили. В честь тех, кто сражался в Афганистане.
И вот один из моментов, когда нас пытаются тронуть за живое. Мы оказываемся в окружении врагов, зажаты в крошечном домике, со всех сторон горы, враги наваливаются нескончаемым потоком. По рации командир отряда запрашивает поддержку, говорит, что противников слишком много, мы долго не протянем. И действительно, талибов видимо-невидимо. Появившись на горизонте, они неспешно движутся к нам, не используют укрытия и гибнут от двух-трех попаданий. Террористы такие кретины, что, подходя поближе, встают в полный рост и ждут, когда же мы их пристрелим. Но злопыхателей реально очень много, больше, чем мы можем убить, и постепенно наше убежище разваливается. Дырка в одной стене, в другой, падает крыша, а враги столь же апатично прут вперед, позволяя косить их пачками.
На заднем фоне звучит задушевная мелодия, в рацию командир начинает кричать, что не надо нам помощи, шансов уже никаких. И это должно тронуть. Мол, мы в западне, еще несколько минут — и верная смерть, мы уже точно не выживем. Но, черт побери, за эти десять минут я настрелял уже пару сотен талибов, я сейчас перебил больше, чем многие солдаты Второй мировой за весь период войны, я герой планеты! Страх, что сейчас убьют? Пф-ф, я ощущаю огромные стальные яйца между ног, потому как еще буквально секунд пятнадцать — и как минимум талибов двадцать отправятся на тот свет. Чем меня напугаешь?
Разработчики Medal of Honor просто не справились с тем, что сами хотели показать. И дело даже не в одной этой миссии. Просто вся игра — это сотни, тысячи убийств. Наш персонаж — посланный на Землю маленький божок, машина, перемалывающая всех, кто встал на пути. И хоть мы в Афганистане, хоть это настоящая война, но, по сути, она такая же сказочная, как и в Modern Warfare 2. И длинные бороды девелоперов не делают ее серьезной.
Фотография с ковром.
Драка с себе подобными
За сетевой режим отвечала уже другая компания. EA для мультиплеера Medal of Honor пригласила создателей Bad Company 2. И это, собственно, видно. Такое ощущение, что играешь в дополнение для Battlefield. Но дополнение дешевое, над которым трудились либо сыновья (маловероятно), либо домашние животные (вполне возможно) разработчиков.
Сетевой режим чертовски странный. С одной стороны, при внешнем сходстве с Bad Company 2 от нее здесь только движок и механика. Карты гораздо меньше, техники практически нет, классы условны. Так что — никакой Battlefield. Игра ближе к Modern Warfare 2. По динамике ближе, но по качеству исполнения Medal of Honor безумно далека от обеих частей Call of Duty дней современных.
В наличии классы, но зачем они? Штурмовик бегает с автоматами и пулеметами — и только этим он отличается от специалиста, который носится с пистолетами-пулеметами и дробовиками. Но играть придется и тем и другим, чтобы опробовать все оружие. Однако никаких аптечек, починки и прочего.
В той же Modern Warfare 2 классов не было, но система развития персонажа была просто отличной. Мы получали разнообразные умения, открывали оружие и всякие дополнения к нему. Это интересно, увлекательно. В Medal of Honor все скупо и посредственно.
Да и режимы весьма так себе. Есть, например, штурм, как в Bad Company 2, но дело проходит на крошечных картах. Три шага сделал — уже на точке, неосторожно повернулся влево, и ты уже на другой стороне от нее. Уровни выглядят плохо, действительно красивых и интересно построенных — не больше двух-трех. Вновь не сравнить с тем, что есть в Modern Warfare 1-2.
Так что сетевой режим — это точно не то, что нам надо. Тем более что Bad Company 2 и Black Ops, которые гарантированно будут лучше, чем все, что мы видим в Medal of Honor.
Разнообразия ради нам позволяют пострелять из вертолета. Полетать, правда, не дадут.
***
Попытка утереть нос не удалась. Впрочем, как и желание сделать увлекательную, интересную и поучительную игру про войну, что закончилась всего несколько лет назад. Ставить «похвально» не позволяют ощущения от Medal of Honor. Все больше хочется сказать: «Да мусор это!» Но в оценке вы видите «проходняк» — очень точное определение для проекта. Прошли, удовольствия толком не получили и начали ждать следующий боевик. От других разработчиков.
Плюсы: вложены большие деньги — это чувствуется; красивая картинка, в частности — горные пейзажи; условная система укрытий для боевика от первого лица.
Минусы: тотальная скука; очередной тир; нет никакой интерактивности в роликах; вызывает депрессию, из которой вытаскивают только крепкие алкогольные напитки и продажные женщины, а они вместе с игрой не поставляются!