Men of valor: прохождение

Чтобы спасти деревню, нам пришлось ее уничтожить.

(Знаменитая фраза времен вьетнамской войны)Для некоторых война — это игра

Жанр

Похоже, на просторах игрового мира появился новый жанр — синема-игры. Революция, о которой так долго говорили кинокритики, свершилась, но не в кинотеатрах, а на экранах мониторов. Пусть “Последняя фантазия” провалилась в прокате, но игроманы давно готовы сами взять в руки экранный автомат.

Компьютерные модели пока уступают в мастерстве настоящим актерам, но зато Голливуд не может показать фильм “изнутри” главного героя, его глазами. Фантастический успех Макса Пэйна предопределил развитие жанра.

Не так уж сложно смотреть на ужасы Вьетнама со стороны, из безопасности мягкого кресла. Совсем другое дело — бояться каждого шороха джунглей, мучительно приглядываться через прицел к дереву, в панике искать источник стрельбы.

Все уже привыкли смотреть на стандартизованную смерть актеров, но когда выскакиваешь из-за холма, очередью стреляешь в метнувшуюся тень и лишь потом слышишь пронзительный женский крик — это впечатляет.

С этих позиций меняется взгляд и на недостатки игры. Да, сценарий линеен, как путь в светлое будущее в заветах Ильича, но это все-таки фильм! Со своими героями, главными и второстепенными, поворотами сюжета, интригой (убьют любимого брата главного героя или нет?), музыкальным сопровождением.

Отсутствие нормального сохранения приводит отдельных игроков в ярость. Если вы среди таких, даже и не устанавливайте игру. Но в отдельно взятом симуляторе солдата это оправдано: наличие солдата — практика реинкарнации на поле боя просто похоронило бы всю игру. В свою очередь разработчики сделали достаточно временных точек сохранения.

Главное, как мне кажется, что должно быть в играх подобного жанра — атмосфера. В Men of Valor она, без сомнения, есть.

Сюжет

2 августа 1964 США объявили войну коммунистическому Вьетнаму (Вьетконгу). Десятилетие косвенной помощи южным провинциям не принесло результатов.

Поводом для боевых действий послужило то, что американский эсминец “Мэддокс” обстреляли пограничные суда. Самое интересное, что они имели на это право, поскольку дело происходило в территориальных водах Вьетнама.

Вьетнамцы перешли к боевым действиям со всей жестокостью, принятой в Азии. Американцы не остались в долгу: военнопленных расстреливали на поле боя, палили деревни, сбрасывали на джунгли яд, выжигали целые районы напалмом.

Боевые действия шли не слишком успешно, кроме того, большие жертвы подняли антивоенные настроения дома в США. В конце концов, в апреле 1973 года США вывели свои войска из Вьетнама.

Проиграли ли США войну во Вьетнаме? Принято считать этот вопрос риторическим, но в реальности все не так просто. Цель американского правительства была — не допустить распространения коммунизма на соседние страны. Эта цель была достигнута. Вот только стоило ли это сломанных жизней целого поколения?

Герои

Целью разработчиков было показать войну со стороны простого солдата. Нужно признать, многочисленные консультации с ветеранами не прошли даром: главный герой не остается безликим клоном. Судьба одного человека накладывается на сценарий всей войны.

Дин Шепард (Dean Shepard) — главный герой игры, новобранец из города Broken Arrow, Oklahoma. Его отец — ветеран Второй Мировой войны, потому после школы Дин пошел в морскую пехоту. Персонаж положительный, судя по всему, не пьет и не курит. Да, кстати: Дин — афроамериканец.

Джейми Шепард (Jamie Shepard) — брат главного героя, просто симпатичный парень. Впрочем, его “безбашенность” часто вызывает у сослуживцев справедливые нарекания.

Майкл “Вот Блин” Тражик (Michael “Zook” Trazcyk) — командир вашего отряда. Черные очки символизируют интеллигентность и тактическую грамотность, символ команды по американскому футболу “Pittsburgh Steelers” — единение с народом.

Вильям “Кочегар” Грегори (William “Greaser” Gregory) — самый молодой солдат вашего отряда. В армию пошел из-за отца, первого афроамериканского шерифа Алабамы. Хорошо стреляет из автомата M-16.

Дэн “Хосс” Шунауэр (Dan “Hoss” Schoenauer) — пулеметчик и по совместительству лучший друг Дина. Будет с нами с начала и до конца игры. Его девиз: “Кто не с нами, тот против нас”

Лоренс “Тихоня” Стайлс (Lawrence “Smooth” Stiles) обладает спокойным характером и гранатометом. Ужасное сочетание.

Иисус “Зевс” Генера (Jesus “Zeus” Guenera) — пилот вертолета родом из Лос-Анжелеса. Занимается перевозками Дина.

Харлан “Красавчик” Веллз (Harlan “Dinky” Welles). Небольшой рост позволяет ему чувствовать себя в туннелях вьетконговцев как дома. Вооружен Харлан слабо, лишь пистолетом да плоскогубцами, но ему хватает.

Искусственный интеллект

Искусственный интеллект игры заслуживает особых слов. Разработчики хвастались оригинальной разработкой командных действий: для победы придется действовать вместе с товарищами.

Действительно, ваш взвод придерживается прогрессивной командной тактики “сам за себя”. Вся “командность” заключается в том, что друзья стараются держаться к вам по возможности поближе. Это нельзя описать, это нужно видеть.

Глупость американских пехотинцев (ничего личного, я об игре) компенсирует их бессмертие. Умирают они только тогда, когда этого хочет судьба, а конкретнее — сценарий. В других же случаях легко выдерживают прямое попадание ракеты.

Нельзя сказать, что товарищи абсолютно бесполезны. Наоборот, за ними можно легко спрятаться, если рядом нет подходящих деревьев. Единственная проблема — “укрытие” может подло убежать в любой момент.

Другая сторона действует не лучше. Нет, я не могу сказать, что в действиях вьетнамцев нет логики. Но логика у них слишком своя. Увидеть врага на другой стороне карты и почесать в атаку через укрепления врага — обычное дело. Если уж вьетнамец выбрал себе цель, то даже ваше появление в метре от него не изменит решение.

Это интересно: один раз мне довелось видеть американского и вьетнамского солдатов, которые уперлись лбами и бежали (точнее, пытались бежать) навстречу друг другу. Ничего не поделаешь, оба твердо решили срочно сменить позицию!

Кроме всего прочего, в войсках свирепствует эпидемия дальнозоркости: если с дальних дистанций все попадают стандартно плохо, то вблизи солдат любой из сторон может стрелять куда угодно. Впрочем, “куда угодно” может значить и “прямо в вас”.

Управление

В целом управление солдатом стандартно для боевиков. Вы можете двигаться в полный рост, пригнувшись и ползком. Естественно, чем выше ваша скорость, тем легче в вас попасть.

Для повышения реализма у вас есть всего лишь четыре места для оружия, правда вид оружия никак не учитывается. Было бы интересно посмотреть на солдата с двумя пулеметами (американским и трофейным), гранатометом и со снайперской винтовкой наперевес.

В игре два режима передвижения: бег и прицеливание. При прицеливании нельзя двигаться, зато виден прицел. Довольно неудобно, но пережить можно.

Достаточно нестандартна система повреждений. Если в вас попадут, часть здоровья исчезнет сразу, а другая будет утекать постепенно, пока вы не перевяжете рану. Естественно, при перевязке ваши возможности ограничены.

Завершает картину “волшебный” компас. Он постоянно указывает, где же ваша очередная цель. Совершенно нереалистично и настолько же удобно. Впрочем, мы же следуем принципам Голливуда? В общем, заблудиться в джунглях Men of Valor решительно невозможно.

Оружие

Американское оружие

Почти все оружие может переключаться между двумя режимами. Для автоматов и пулеметов режимы значат автоматическую и полуавтоматическую стрельбу. Единственное, но полезное применение — экономия патронов.

M1911 — простой пистолет, нужен лишь инженерам и пулеметчикам. Определенно не спасет детей американской демократии.

M14 — обычная полуавтоматическая винтовка, обойма — 20 патронов. Издалека стреляет довольно точно, но в ближнем бою неэффективна.

M16 — стандартное автоматическое оружие, единственная проблема которого — маленькая обойма.

M21 — снайперская винтовка. Вы не снайпер, поэтому вам ее дадут лишь один раз, а жаль. Стрелять нужно в голосу или грудь.

M60 — большой и страшный пулемет. Главная проблема — недостаток боезапаса. Он хоть и уступает РПД по мощности стрельбы, но исправно разрывает врагов на клочки.

M79 — гранатомет. Оружие для настоящих мачо! Кроме гранат, стреляет какой-то картечью, которая просто разносит противника. Впрочем, против нескольких врагов картечь бесполезна.

CAR15 — самый современный автомат, хорошее оружие без особых недостатков. Это — усовершенствованный вариант M16 с укороченным стволом.

Вьетнамское оружие

Слово “вьетнамское” в заголовке похоже на шутку, ассортимент больше походит на арсенал третьей мировой войны. Самое смешное, что герою придется в основном воевать с русским оружием наперевес: патроны к американскому заканчиваются в момент.

Большую радость приносит тот факт, что все автоматы и пулеметы отечественного производителя используют один тип патронов.

Это баг: подобрать патроны можно только лишь в том случае, если труп вооружен тем же оружием, что уже есть у героя.

ТТ-33. “Тульский Токарев”, модернизированный вариант 1933 года. Обычный пистолет, даже безоружного вьетнамца не напугаешь. Единственное преимущество — экзотичность. Даже у самых несчастных вьетконговцев встречается крайне редко.

СКС (SKS) расшифровывается как самозарядный карабин Симонова. Оснащен штыком, так что может использоваться как палка-тыкалка. Полезен только на первых уровнях, да и то только когда нормальных патронов жалко.

ППШ (PPSH41) — пистолет-пулемет Шпагина. Вместительный магазин и горы патронов позволяют вблизи просто разрывать врагов на куски. Неплох и на дальних дистанциях. При достаточном количестве патронов — лучшее оружие игры.

АК-47. Великий и непобедимый автомат Калашникова — самое популярное в мире оружие. Универсален и в жизни, и в игре. К сожалению, создатели игры понятие “универсальность” понимают в плохом смысле: АК уступает американскому оружию в точности на больших дистанциях, а на малых его подводит маленький магазин.

Тип 56 (Type 56) — китайская копия АК-47. Это — самый популярный автомат последних уровней. От прототипа отличается чуть большей точностью и наличием штыка. На практике оба отличия совершенно незаметны.

РПД (RPD) — ручной пулемет Дегтярева. Лента состоит из 100 патронов. У этой сверхмощной мясорубки один, но серьезный недостаток: перезарядить ее на середине ленты невозможно.

PU — снайперская винтовка системы Мосина. Главный недостаток — бешеный дефицит патронов, мылу двадцать пять лет назад такое и не снилось.

RPG — ракета. Самое мощное и редкое оружие игры. Специально для гурманов.

Прохождение Да Нанг (Da Nang)

Отсчет жертв (Body count)

14 апреля 1965 года. Ничто не предвещало беды: была простая передислокация войск. Неожиданно дорогу преградил бык, убежавший от крестьян. Минута промедления, и на американскую колонну посыпались пули. Не теряя ни секунды, спрыгивайте с броневика и прячьтесь за ним. Первая атака сейчас пройдет, и можно будет дать достойный ответ.

Не высовывайтесь из-за броневика раньше времени: вьетнамцы только этого и ждут. Как только услышите команду, прицеливайтесь и очищайте поле от врага. Постепенно переходите в контратаку и идите вглубь джунглей.

В джунглях вас ждут не дождутся две мины-растяжки. Первую найдут ваши товарищи, вторую придется обойти самому. Чтобы быть уверенным, обходите деревья слева. Дальше спрятано укрепление противника. Чтобы взорвать дот, вам дали гранату.

На нашем пути целая система укреплений. Подкрепление к врагу поступает в бесконечном режиме, поэтому нужно действовать хитростью. Перебив особо активных врагов, подкрадитесь по флангу к основному бункеру и бросьте гранату. Тотчас прилетят самолеты и решат вопрос о победителе. Прорваться легче по правому флангу, хотя и левый тоже не безнадежен.

Очистка деревни (Cleaning the hamlet)

17 июня 1965 года. Наш броневик попал под обстрел вьетконговцев. Выбирайтесь из него и прячьтесь рядом с вашими сослуживцами. Как показала практика, живые герои прячутся за спинами своих товарищей. Отстреливайтесь без фанатизма, в случае необходимости поднимите аптечку.

Как только солдаты начнут убегать — руки в ноги и за ними: броневичку осталось жить считанные секунды. Бегите к ручью и к рисовым полям. Не задерживайтесь: вьетнамцы постоянно получают подкрепление.

Это баг: тропинка ведет к трупам вьетнамцев. Если побежите туда, программа скорее всего вернет вас в операционную систему. Читайте инструкцию, то есть слушайте приказ: нужно перелезть через забор и соединиться с основным отрядом.

Наша миссия — очистить несколько деревень от врага. Сначала нужно пройти по ручью к деревне. Идете осторожно, вьетнамцы прячутся и в камышах, и сверху на мостах. Подбирайте доступное оружие и переходите к деревням.

Очищая деревни, помните: каждая деревня по сути — большая комната. Как известно, комнаты лучше обходить по стенке. Активно используйте окна: в каждом домике по два-три врага. И помните: в самый неожиданный момент с заднего двора может появиться подмога.

В последней деревне методично очистите все дома от врага и только затем освободите репортеров. Фрагмент их репортажа будет вам сомнительной благодарностью: ради таких моментов и сделана игра.

Эвакуироваться вы должны на вертолете. Прежде, чем сесть на вертолет, максимально поправьте здоровье: на винтокрылой машине аптечек нет, а попадут в вас еще точно пару раз.

Ночной патруль (Night trip)

6 июля 1965 года. На катере вы отправляетесь на секретную миссию. Плывя по реке, старайтесь экономить патроны: на этом уровне они в дефиците. Лучше использовать гранатомет.

После высадки на пристань пробирайтесь к мосту. Идти лучше возле левой части карты, обходя врага сбоку. Далее обстреляйте мост издали. У солдаты на другом конце моста полно гранат, так что либо убейте их издали, либо переходите в атаку: среднего не дано.

По военной базе постепенно пробирайтесь к командному посту, хватайте генерала и бегите назад. Старайтесь при дороге туда использовать трофейное оружие, так как с генералом на спине можно стрелять только из американского.

Операция “Звездный свет” (Operation Starlight)

18 августа 1965 года. Нас ждет полномасштабная операция. Первая задача — взорвать бункер. Прямо к нему не подобраться, так что ищите слева туннель. Под землей пробирайтесь к бункеру, кидайте дымовую гранату и прячьтесь. Осталось лишь избавить от вьетнамцев холм за бункером.

Дальше — стандартные боевые действия. Прячьтесь за холмиками и деревьями и издали отстреливайте высунувшихся врагов. Основная тактика — обходить врагов с фланга.

Бегите к брошенной армейской колонне и берите там M60. Чтобы закончить бой, достаточно лишь убить оставшихся вьетконговцев.

Железный треугольник (Iron triangle)

Засада в джунглях (Jungle ambush)

20 января 1966 года. В этих краях, что лето, что зима — одна погода. Что, конечно, облегчает работу программистов и художников.

Боевые действия продолжаются, нам приказали организовать засаду. Установите бомбы на отмеченные желтым места и прячьтесь. Будьте готовы добить оставшихся в живых врагов.

Это интересно: бомбы настолько мощны, что от погибших вьетнамцев не остается ни следа, ни пятнышка.

Идите по дороге направо к складу оружия. Будьте осторожны, в кустах притаилась засада. Впрочем, погибнуть можно на каждом шагу. Вам нужно заложить на склады четыре бомбы. Начать лучше с дальних, чтобы потом не попасть под огонь вражеского подкрепления. Как обычно, завершается миссия убийством оставшихся врагов. В плен, очевидно, мы никого не берем.

Следующая миссия — найти документы в подземной базе. Перед нами четыре двери, все они ведут к частям документа. Берегитесь мин-растяжек! Лабиринты (скорее, лабиринтики) связаны между собой дверями. Чтобы найти двери, подходите ко всем стенам и читайте сообщения. Собрав все документы, возвращайтесь к входу. Впрочем, выходить придется другим путем. Не попадитесь в ловушку из первого “Волфенштейна” на выходе!

Осталось отбить атаку врагов и дождаться вертолета. Миссия закончена.

Полет орла (Eagle flight)

16 января 1967 года. После катастрофы вертолета быстро соберите патроны для пулемета. Цель миссии — пробраться в деревню, взорвать два мешка риса и оружие. Быстро завершайте свои дела и идите дальше.

Следующая задача — уничтожить зенитку. Сделать это можно и из автомата, но легче убить одного из ракетчиков, взять у него ракетную установку и издали взорвать без лишних усилий. С боями пробивайтесь к церкви, подберите патроны и ждите эвакуации.

Хе Сан (Khe Sahn)

Контакт (Contact)

25 апреля 1967 года. Найдите брата и идите к месту боев. У реки лучше идти по левому береги и издали отстреливать врагов. Затем убейте снайпера на другом берегу и идите туда. Обязательно возьмите трофейную снайперскую винтовку!

Перед нами очередной дот. Технология атаки проста: из снайперки убиваем особо активных, затем обходим дот с фланга и добиваем оставшихся. После соберите патроны и возвращайтесь к командованию.

Новый приказ: подложите на переправе бомбы и спрячьтесь. Как только подойдут враги, нажимайте на взрыватель. Убейте ближайших оставшихся вьетнамцев и бегите обратно на холм: в одиночку атаку не остановишь.

Ночная битва (Night fight)

28 апреля 1967 года. Пришло время повоевать ночью. Вьетконговцы снова перешли в атаку, вам нужно ее остановить. Берите пулемет и короткими точными очередями отстреливайте врага. Не забудьте поикать патроны в углах окопа.

Когда отобьете первую атаку, пробирайтесь на командный пост. На болоте полно вредителей, идите осторожно. Хорошо хоть крокодилы здесь не живут.

Стоило ли мучиться: мы снова идем на защиту холма. В этот раз обязательно возьмите лежащий в углу гранатомет М79: он еще пригодится. После атаки садитесь в тележку: мы едем в контратаку. Удивительная по своей глупости идея, но раз надо — вперед!

Если выживете, придется идти в атаку на укрепления врага. Сначала нужно взорвать дот: ползком подберитесь к нему с тыла и расправьтесь с жителями. Затем нужно взорвать бункер: подползите к нему и бросьте на крышу гранату (вручную или из гранатомета). Если вы уже где-то происпользовали все взрывные запасы, можно подползти к бункеру и установить там бомбу. Вариант для самоубийц, но вы сами виноваты: гранаты нужно беречь.

Операция Тет (Tet offensive)

Защита базы (MACV base defense)

1 февраля 1968 года. Пока на базе американских войск празднуют Рождество (неплохо они затянули праздник!), вьетнамские войска перешли в наступление.

Нам предстоит метаться по всей базе, останавливая прорывы в обороне. Первым делом нужно поднять автомат с какого-нибудь трупа и побежать в дот на помощь.

Это важно: если у вас мало патронов, можно использовать стационарный пулемет, но обычный автомат куда как эффективнее.

Затем бегите к главному зданию и поднимайтесь на второй этаж. Получив пару ценных указаний, бегите с боеприпасами к другому бункеру, поднимайтесь на вышку и продолжайте отбивать атаку. Хорошо, компас указывает, куда бежать, иначе найти дорогу было бы просто нереально!

Городские бои (Southside house-to-house combat)

5 февраля 1968 года. Во главе с танком вы двигаетесь по улицам города. Кстати, слово “город” автоматически значит наличие множества снайперов на балконах. Что интересно, скорее вы охраняете танк, чем он вас: нужно как можно скорее атаковать ракетчиков.

После переходите к атаке на здание. Задача — методично очистить комнату за комнатой от врагов. Опасайтесь гранат! Никаких сложностей при этом не возникает, поэтому не буду описывать подробно прохождение каждого угла.

Продолжим в городских условиях: нам следует захватить церковь. Уничтожим всех снайперов на балконах и короткими очередями уберем с колокольни вьетнамцев. Главное — не оказаться на пути следования ракеты, так что подберите хорошее укрытие. В худшем случае быстро ложитесь на пол! После танка вам останется лишь добить десяток оставшихся солдат внутри.

Возвращение цитадели (Recapture the citadel)

18 февраля 1968 года. По развалинам города нам предстоит пробиться к древнему храму. По пути в развалинах придерживайтесь следующей тактики: снимайте снайперов на стенах, постепенно отстреливайте “пехотинцев” и по стеночке продвигайтесь дальше. В паре мест нужно подняться на второй этаж по узкой и малозаметной доске.

Будьте внимательны: в паре мест снайпер сидит так, чтобы стрелять вам в спину. Головой крутите, как самые любопытные туристы!

Это интересно: никак не могу понять, зачем в городских условиях вьетнамцы наряжаются кустами? Впрочем, я им благодарен: так их гораздо легче заметить.

Кроме того, вам предстоит штурмовать фабрику. На втором этаже сидит группа товарищей с запасом гранат, так что действуйте быстро. Обязательно соберите все боеприпасы на втором этаже!

Дорогу преградил танк с огнеметом. Угадайте, кто будет его “нейтрализовывать”? Сначала перестреляйте всех снайперов в окнах, затем справа обойдите танк и врывайтесь в здание. На третьем этаже лежит несколько ракет, трех из них достаточно для танка.

Сам храм состоит из хорошо простреливаемых пространств. Тактика — издали очищать ключевые точки и короткими перебежками продвигаться по территории. Местный танк проблемы не составляет: достаточно обойти его сзади и бросить дымовую гранату. Авиация довершит дело.

Опасайтесь ракетчиков: они могут легко свести на ноль все ваши усилия. Заканчивается бой снятием одного флага и водружением второго, не более близкого нам. И ради этого столько возни?

Назад в Хе Сан (Back to Khe Sahn)

29 февраля 1968 года. Мы возвращаемся в знакомые места в поисках брата. На базе творится сущий ад, буквально горит земля. Первая задача — найти хоть какие-то следы Джейми. Вам будут любезно показывать путь, просто бегите за своим провожатым.

В перерыве вам предложат защитить бункер от атаки. Внутри установлено сразу два пулемета, но они совершенно бесполезны. Значительно лучше использовать свой родной автомат, экономя, правда, патроны.

Затем бегите дальше, прорывайте дальними выстрелами укрепление вьетконговцев и пробивайтесь к батарее. Оказывается, ваш брат находится на какой-то заставе в тылу врага. Соберите патроны и бегом туда.

Пробираться придется по какой-то реке. Спокойно пробивайтесь к заставе, точными выстрелами очищая себе путь. Встретьте Джейми, соберите валяющиеся вокруг патроны и убейте всех врагов в округе. (Видимо, только вы на это способны). Подхватив раненого, бегите за своими товарищами: конец близок.

Заканчивается игра незамысловатым хеппи-эндом: мы радуемся хотя бы тому, что живы.

[box1]Горячие клавиши

Правая кн. мыши — стрелять

Левая кн. мыши — целиться

Средняя кн. мыши — бить прикладом

Колесико мыши — сменить оружие

1, 2, 3, 4 — выбрать оружие

Alt — сменить режим оружия

R — перезарядить

Пробел — использовать

W, S, A, D — идти

F — перевязать себя

С — сесть на корточки

V — ползти

Q — бросить гранату

E — нажать на взрыватель

B — показать имена

F1 — показать счет

F2 — показать задание

F9 — скриншот

F11 — изменить яркость

F12 — изменить контраст

F13 — изменить гамму

T — сказать всем

Y — сказать команде

Shift — идти[/box1]

Автор: Александр Яковенко. Материал был ранее опубликован в журнале Игромания (www.igromania.ru). Размещается с разрешения редакции журнала.

Army Men RTS Mission 7: Dishes of Valor Walkthrough [Part 4/4]


Похожие игры…

Читайте также: