Metro: last light
Первая часть «Метро 2033» не была идеальной игрой. Хватало проблем с персонажами и их мотивацией, не всё хорошо было с озвучкой, отчаянно тупил ИИ противников, ну и, самое грустное, как шутер «Метро 2033» оказался далеко не первостатейный – стрелять в дебютном проекте 4А Games было скучновато.
Но при всех своих недостатках Metro 2033 цеплял так, что сев за игру рано утром, можно было очнуться поздно вечером, застав себя за просмотром финальных титров. Там была потрясающая и очень родная всем жителям СНГ атмосфера, безупречная картинка, шикарный дизайн, разнообразие игровых ситуаций и максимально живой в рамках линейного шутера мир. И ты, наплевав на мерзкую стрельбу и дуболомный ИИ, с восхищением проникался местными декорациями, игровыми событиями и постановкой.
Сиквел, который называется «Метро 2033: Луч надежды» — это, кажется, именно то продолжение, которого мы все заслужили. Ни смена издателя, ни скромные по меркам игры такого класса условия разработки не помешали 4А создать такую игру, про которую, как и прежде, захотелось бы рассказать всем знакомым и друзьям.
Последний свет
Начинается Metro: Last Light почти на том же месте, где завершилось повествование в первой части – одним, уж извините за спойлер, необдуманным решением, главный герой, Артём, уничтожает улей Чёрных, которые, как оказалось, вовсе не были угрозой для человечества, а просто не совсем адекватно искали верное средство контакта с homo sapiens.
К счастью для людей, один из детёнышей Чёрных избежал уничтожения, и теперь задача Артёма – найти его. Правда, с самого начала всё не задаётся – герой попадает в плен к фашистам, откуда ему помогает сбежать один из красных по имени Павел.
Да, напряжённая геополитическая обстановка постапокалиптического метро является именно теми декорациями, на фоне которых развивается крайне личная и очень трогательная история борьбы одного единственного человека против мира и обстоятельств. Пока местный Рейх и Красная линия (если эти названия вам непонятны – бегом читать «Метро 2033», а ещё лучше – проходить оригинальную игру) готовятся обрушить друг на друга всю скопившуюся мощь за право насадить на всё метро свою идеологию, а рейнджеры-миротворцы из Полиса и Бункера Д6 стараются сдерживать агрессию, Артём путешествует по станциям и вершит свою собственную судьбу, от которой зависит дальнейшая жизнь подземки.
Metro: Last Light — Enter the Metro — Live Action Short Film (Official U.S. Version)
Чёрное и белое
Как и прежде, финал истории зависит от поступков главного героя. В Metro: Last Light достаточно сложносочинённая система кармы – помощь людям, прослушивание монологов Артёма на загрузочных экранах и ненасильственное прохождение добавляет в условную копилку очки добра, а вот игнорирование просьб страждущих и убийства грозят жестокими штрафами. Встречаются и серьёзные моральные дилеммы – не всякому по силам найти в себе мужество помиловать персонажа, за плечами которого висит груз предательства и содействие в уничтожении населения целой станции.
Надо сказать, что в отличие от первой части, путь добра не выглядит больше хождением по мукам. Во-первых, сам по себе сюжет, несмотря на некоторую наивность и простоту, присущую всей боевой фантастике в целом, крепко держит игрока активной эксплуатацией чувства вины. Когда тебе, раз за разом, подсыпают свежую соль на душевную рану, нанесённую осознанием того, что именно ты ответственен за гибель целой расы разумных и гораздо более развитых, чем люди, существ, руки, сжимающие горло очередного мерзавца, невольно разжимаются, а сердце наполняет какое-то прямо-таки христианское всепрощение.
Во-вторых, разработчики наконец-то докрутили до удобоваримого состояния стелс, в котором врагов можно не только убивать, но и оглушать смачным ударом по голове. До стандартов жанра, конечно, далековато – датчик обнаружения имеет только два положения – обнаружен\не обнаружен, да и враги, пускай и перестали чуять Артёма затылком и обращать внимание на его бесшумные шевеления в темноте, до сих пор обладают коллективным разумом и мгновенно поднимают тревогу, даже если вы устранили обнаружившего вас противника. В любом случае, любителям тихушничества и добрякам теперь хотя бы есть, где развернуться.
Мерзкие креветки
Впрочем, даже пацифистам от пальбы никуда не уйти – по местным монстрам в «Метро 2033: Луч Надежды» можно и нужно стрелять, не мучаясь угрызениями совести. В этом плане проект 4А Games подтянулся практически до мировых стандартов. Враги наконец-то научились реагировать на попадания, гораздо более адекватно ведут себя в бою, не упираясь лбом в стены, само оружие стало наносить ощутимый урон, а вкупе с огромным арсеналом и возможностью его улучшения и кастомизации это породило по-настоящему интересный и разнообразный экшен. Разве что битвы с местными боссами получились слегка пресными – всё-таки прыгать вокруг гигантской креветки или огромной медведицы, чтобы попасть им по незащищённому участку на спине – не совсем то, чего ждёшь от Metro 2033.
К слову, другая претензия заключается в том, что на нормальном уровне сложности патронов, фильтров для противогаза и нычек с аптечками не просто много, а чересчур много – любители тихого прохождения вообще за всю игру могут не обменять ни единого армейского патрона (если кто не знал – местная валюта) на боеприпасы. Это, правда, не относится к хардкорному режиму «Рейнджер», который жадные бюргеры из Deep Silver продают за 99 рублей всем, кто не оформил предзаказ – там, помимо уменьшения количества припасов в тайниках, ещё и убирают с экрана интерфейс, а заодно значительно поднимают урон от оружия. Вот там-то действительно придётся попотеть.
Мир, в котором я живу
При этом – всё это в «Метро 2033: Луч надежды» не главное. Дмитрий Глуховский, возможно, сам того не ведая, создал такую вселенную, на основе которой легко создавать целые галереи удивительных образов и сцен, чем 4A Games и занимаются на протяжении уже второй игры.
Прибыв на станцию Третьяковская, частично затопленную грунтовыми водами, можно стать свидетелем настоящей, проработанной до мельчайших деталей, симуляции жизни небольшого промыслового поселения – рыболовы на гружёных снастями и добычей лодках медленно выходят из тоннелей или вытаскивают улов на берег, торгаши на грубо сколоченных лотках, развёрнутых прямо у местного пирса, барыжат снедью, а сидящие в кафе люди обсуждают последние слухи. Попав в гости на Театральную, находящуюся прямо под стенами разрушенного Большого театра, можно увидеть местную постановку – которая выглядит по сценарию, декорациям и уровню самого действа именно так, как мог бы смотреться спектакль в метро спустя двадцать лет после апокалипсиса. То есть до одури нелепо и смешно. Для меня же самым большим потрясением стал первый выход на поверхность около станции ВДНХ – с видом на полуразрушенную гостиницу «Космос» и монумент покорителям космоса – дело в том, что ровно за день до того, как я сел за игру, наша делегация посетила КРИ и постапокалиптический вариант реальности, которую ты успел изучить в деталях, по-настоящему поражает – наверное, именно это блаженное чувство испытали жители и гости Вашингтона, которые впервые увидели в Fallout 3 Белый дом и мемориал Линкольна.
Во многом всё это очарование основано на труде талантливых программистов. Безо всяких оглядок на какой-нибудь Crysis 3 можно с уверенностью сказать – Metro: Last Light представляет собой самый технологически продвинутый шутер этого поколения. И, что более важно, там, где у Crytek бедный по дизайну и небогатый на детали мир – у 4A Games разложенные вручную скелеты неудавшихся сталкеров, капли воды и крови, стекающие по маске противогаза, которые натурально нужно стирать с экрана нажатием кнопки и максимальная детализация каждого игрового объекта, вплоть до настольной лампы в заброшенной пустой квартире или ящика с патронами. Феноменальная работа.
Metro: Last Light получился даже лучше изумительного оригинала, поразившего многих, в том числе и нас, три года тому назад. Благодаря феноменальной картинке, превосходной атмосфере, отличному дизайну, проработке деталей и качественному игровому процессу проект украинцев не просто не теряется на фоне исполинского BioShock Infinite, но и по многим параметрам ещё и превосходит его на порядок. Два превосходных сюжетно-ориентированных коридорных шутера за одну весну – отличный результат, игровая индустрия.
P.S. Наибольшее количество шишек и тумаков «Метро 2033: Луч надежды» хочется отвесить за озвучение. Достаточно средние, да простит нас их автор, Дмитрий Глуховский, диалоги устами здешних актёров звучат крайне фальшиво – за исключением пары второстепенных персонажей и маленького Чёрного, абсолютно вся речь в игре проходит по категориям от «плохо» до «никак». Английская озвучка, кстати, тоже вышла не ахти и страдает от тех же проблем. Впрочем, за годы гнусных локализаций все уже привыкли и не к такому издевательству, так что стерпеть (или извратиться, переключившись, например, на немецкие голоса с русскими субтитрами) можно.
Мы благодарим компанию Бука, Антона Белого и Юрия Никольского за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский