Nioh: превью по демоверсии
В комментариях то тут, то там можно наткнуться на людей, разочарованных покупкой PS4. Обещанные райские кущи уже два года никак не прорастут: эксклюзивы, которые должны были литься рекой, появляются редко и часто пестрят «пикселями». Теперь, когда Microsoft полностью отказалась от консольной гонки (или вывела её на новый уровень — это вопрос философский), будущее выглядит ещё более туманным.
Но есть, пожалуй, одна категория людей, которым я советую брать приставку от Sony при любых обстоятельствах, — фанаты серии Souls. И дело не только в Bloodborne. Хидетака Миядзаки (Hidetaka Miyazaki) официально объявил, что устал от концепции своих игр и собирается переключиться на что-то новое. Значит, настало самое время для подражателей. И похоже, первым в списке станет эксклюзивная для PS4 неведомая Nioh, которая одной демоверсией заставит любого фаната «Душ» оформить предзаказ.
В великое время живём: такое вот можно называть средней графикой. И не соврал, и всё равно неплохо.
Душа японская
Вспомните своё первое знакомство с игрой от From Software. Неясно, куда идти, неясно, что делать, в инвентарь сыплются непонятные предметы, любой калека убивает одним ударом, а самое страшное — в том, что вы и сами-то не понимаете, где ошибаетесь и чего игра от вас ждёт. Это именно те ощущения, которые дарит первая встреча с демоверсией.
Nioh — настолько точная копия DS, что поначалу за неё даже немного стыдно. Отсчёт всегда начинается с алтаря, где можно улучшить навыки, восстановить здоровье и вдумчиво поковыряться в доступных вещах. Как только закончите, отправитесь в опасное путешествие через очень разветвлённый уровень, полный секретов, коротких путей, ловушек и падающих на голову самураев.
В большинстве случаев ваше путешествие закончится смертью по той или иной причине. И последствия смерти: потеря опыта, возрождение всех врагов, возвращение к стартовому алтарю — вас не удивят. Отомстить за поруганную честь можно, только повторно прорвавшись до места гибели и забрав духа, оставшегося сторожить ваш труп.
Кульминацией действа станет битва с «боссом». Но даже это обставлено с умом и некоторым изяществом. В конце первой локации виднеется некий круг силы, активировав который я вызывал огромное красномордое чудовище. Ходить к нему пришлось раз n-цать, а в качестве награды я получил квестовый предмет. Но где же весь пафос или хотя бы огромная шкала «жизней» внизу экрана? Ответ пришёл уже в следующей локации, когда силовые пятна стали обычным делом, а появление настоящего «босса» (которого я уже даже и не ждал) сопровождалось коротким роликом. И кучей проблем.
Откуда вообще в этом мире взялись огромные демоны, конечно, как-то объясняется, но до деталей сюжета ещё придётся докопаться. Вот всё, что понятно наверняка, — в средневековой Японии есть плохие люди с самурайскими мечами, которые грабят, воруют и убивают. А есть ещё силы тьмы, которые занимаются в принципе тем же самым.
Враги не стоят истуканами — патрулируют лес, охраняют корабль…
Повествование ведётся через местный аналог аудиодневников. Мифология игры крутится вокруг некой жёлтой энергии, с которой связан почти каждый геймплейный аспект. Сгустки этой субстанции вываливаются из врагов, её вы используете как опыт, и с её же помощью некоторые предметы начинают рассказывать вам о происходивших ранее событиях, крича детскими голосами или умоляя невидимого злодея о пощаде. Тон истории — депрессивно-меланхоличный.
Атмосфера поддерживается очень колоритным сеттингом — с узнаваемыми самурайскими шлемами, бронёй, демонами, аутентичными копьями и правдоподобными деревеньками. Эпической готики не видно, но замена как минимум любопытная для исследования. Есть все основания ждать королевских дворцов и древних храмов.
Тем более что две доступные локации полностью соответствуют канонам Dark Souls. Сначала предстоит плутать по лесу с редкими постройками, исследуя скрытые горные тропинки и отбиваясь от выскакивающих из кустов азиатов. Очевидный путь ведёт в ловушку — разумеется, игрок должен найти обходной маршрут. Классика.
Зона номер два куда интереснее. На входе в пылающую рыбацкую деревеньку ждёт чудовище, совладать с которым, скорее всего, вам не под силу. И снова прямой путь неверен: единственный разумный вариант прохождения заключается в том, чтобы забраться на крыши домов и аккуратно пройти сквозь деревню узкими переулками, стараясь не потревожить кого из «старших». И не забывая отбиваться от лучников, зомби, самураев…
В общем, нагло используя чужой шаблон гейм-дизайна, разработчики реализуют его с чисто японской дотошностью и осторожностью.
Японец японцу японец
Однако авторы вносят в схему достаточно много нового. Начать стоит с того, что дарит те самые незабываемые моменты ненависти, — с боевой системы. Здесь также есть перекат, сильный и слабый удары, блок. Подвижность определяется шкалой выносливости, которая позволяет делать только ограниченное число выпадов. Привычно, но дальше всё по-новому.
Этот дорогой друг через десяток уровней будет падать после пары пинков, но сейчас стоит ровно там, где должен доставить массу проблем.
Сражение начинается с выбора стойки. В верхней вы бьёте сильно, но достаточно неторопливо для того, чтобы противник успевал ударить вас два-три раза. Нижняя стойка, наоборот, самая быстрая, почти не наносит урона и годится в основном для контратак. Средняя — компромисс. Переключаться между вариациями на ходу не получится — времени на это уходит почти как на глоток местного «эстуса», так что лучше определиться заранее.
Ещё интереснее битвы становятся, когда вы замечаете, что помимо показателя здоровья над каждым врагом висит точно такая же, как у вас, шкала выносливости. Заблокированная атака отнимает у компьютерных противников энергию, а её уход в ноль означает «стан» до восстановления, когда ни шевелиться, ни блокировать нельзя.
Чтобы самому не оказаться в таком положении, можно использовать дальнобойные атаки. Благо лук в Nioh совершенно ультимативен — меткий «хедшот» часто приводит к смерти врага и не всегда тревожит окружающих.
Но вот когда стрелы кончатся, придётся тщательно продумывать план боя. В этом поможет система комбо, тесно переплетённая с древом «скиллов». Вы зарабатываете очки навыков и распределяете их по ветвям умений, чтобы открыть новые удары, усилить стойку, уменьшить расход выносливости. Как только приём разблокирован, можете закрепить его в собственном списке движений.
Теперь умножьте эту систему примерно на пять видов оружия — для катаны и копья придётся собирать различные комбинации. И пока вы обдумываете бесконечные достоинства этой системы в PvP, я подчеркну ещё раз: видов оружия немного. Это идёт вразрез с привычной «линией партии», зато здесь Nioh прячет своё самое интересное и крайне выигрышное, на мой взгляд, нововведение — подход к вещам, свойственный Diablo.
Очень по-японски — сделать на фоне чернухи милых зелёных духов, которые смешно отвешивают поклоны.
Любой из многочисленных предметов гардероба, холодное оружие, лук, стрелы — всё обладает уникальными характеристиками. Сильные и слабые предметы достаются вам с разной вероятностью, качество и редкость определяется по цветам. Ходить полностью в «фиолетовом» — хорошо, потому что вы получите какие-нибудь бонусы. Что ж, если игры Souls частенько называют «гриндилками», то это более чем логичное развитие концепции.
Камней для починки немного, поэтому приходится постоянно менять снаряжение, оказываясь то в более лёгкой броне, то с новым типом оружия. Просто потому, что годная катана давно не выпадала, я половину «демки» пробегал с уникальным молотом, который подобрал в каких-то кустах. Хотя не люблю я молоты, но деваться было некуда.
Нравится вам эта система или нет — вопрос индивидуальный, но факт в том, что она работает, здорово мотивирует перепроходить даже там, где сама Dark Souls не справлялась. Хотя кажется, что «шмотизм» в симулятор фехтования по Сети не вписывается, — решающую роль должен играть навык, а не одёжка.
Но с мультиплеером и без этого всё сложно. Есть возможность призвать дружественного призрака для кооперативного прохождения. А вот подраться с ворвавшимся случайно гостем не получится. Тут и там расставлены могилки погибших — зрелище тоже привычное. Но если дотронуться до захоронения, появится управляемый компьютером спарринг-партнёр, с чужим уровнем, снаряжением и набором движений. Неясно, как это будет работать в масштабах игры, но пока выглядит как весьма бесполезная и неравноценная замена PvP. Хорошо только то, что эти духи во много раз сильнее обычных противников и здесь боевая система раскрывается по полной.
В такие моменты игра заставляет полюбить стрельбу из лука.
Честно говоря, я рад, что не поленился скачать демоверсию Nioh. Концепция Dark Souls сохранена в этой игре ровно настолько, насколько нужно. Все нововведения вписываются органично, боевая система ощущается интересно и перспективно, сеттинг выглядит отлично и интригует. Багов нет уже сейчас. Целевая аудитория игры понятна, и у фанатов DS нет никаких объективных причин игнорировать столь добросовестную «наследницу».