Обзор интересных событий в мире технологий за июнь 2010-го года
Начало лета для многих рынков традиционно считается «мертвым» сезоном. Прибыли истощаются, красочные заголовки новостей с анонсами редеют, запоминающиеся мероприятия практически не проводятся, а люди берут свои заслуженные отпуска и сваливают куда-нибудь поближе к морю на песчаные пляжи. Да что там — о каких видеокартах, процессорах и технологиях, в конце концов, вы говорите, когда на улице дикая жара, только и ждут своих полураздетых посетителей прохладные водоемы, а на полках холодильника лежит вкусное пиво мороженное?! Но в этом году получилось все как-то иначе. Именно начало лета, исключив все правила из рациона, стало настоящим предвестником бури во вселенной IT. Крупнейшая выставка электроники середины года Computex 2010 в Тайване стала местом анонсов и презентаций продукции, которую производители и разработчики не успели представить миру в начале года. Тон и ритм мероприятия задавали компании Microsoft, Intel и AMD, так как их премьеры были, пожалуй, самыми громкими и запоминающимися. Однако это не значит, что прочие участники на их фоне стушевались. Совсем наоборот, они, совместно с этими гигантами, смогли приковать огромное внимание к своей продукции. Помимо этого на E3 2010 (крупнейшем событии года в среде игровой индустрии) были услышаны первые конкретные подробности о последних достижениях игровых технологий. Обо всем этом и многом другом мы сегодня и расскажем вам на страницах нашего нового выпуска «Цельнометаллического Дайджеста».
Если вы читаете нас впервые, то мы считаем своим долгом уведомить, что каждый месяц, минуя слухи и недостоверные факты, мы публикуем наиболее важную информацию из мира информационных технологий, которую будет интересно знать не только IT-энтузиасту, продвинутому пользователю или геймеру, но и простому всесторонне развивающемуся человеку. Мы рады услышать все ваши предложения в комментариях, часть из которых уже реализованы.
Выставка Computex 2010 как важнейшее IT-событие лета
Самое главное мероприятие этого лета в области высоких технологий прошло с первого по пятое июня в столице Тайваня – развитом мегаполисе Тайбэй. Ежегодная выставка Computex отмечала свой тридцатилетний юбилей. Побывали на ней и журналисты с самых разных концов планеты, среди которых были и представители портала techpowerup.com, любезно предоставившие нам фотоматериалы с этой поездки. Стоит отметить, что Computex 2010, в отличие от других международных выставок, теперь является приоритетным событием в мире IT. Очень многие компании используют эту выставку, чтобы показать свои последние новинки. В нашем сегодняшнем выпуске мы постараемся рассмотреть те из них, которые показались нам наиболее любопытными.
Ради чего посещаются выставки в области IT и видеоигр? Правильно, ради познания прекрасного!
Еще в самом холле корпорация Microsoft разместила десяток указателей на павильоны, где презентовались ее новинки, среди которых была новая платформа Windows Embedded Compact 7. Предназначенная, главным образом, для ныне модных планшетных ПК, она вполне подойдет и для других компьютеризированных устройств: смартбуков, медиаплееров и прочей электроники, которая нас окружает, включая телевизоры. Что важно для производителей — работает Windows Embedded Compact 7 не только с процессорами x86, но и с распространенными в бытовой электронике чипами типа ARM и MIPS32. Впрочем, пока окончательную версию Windows Embedded Compact 7 корпорация Microsoft не выпустила. Соответственно, серийных планшетов с этой платформой крупнейший в мире производитель программного обеспечения не показал. Однако это не значит, что планшеты обошли Microsoft стороной. На стенде корпорации было представлено множество таких устройств, готовых к массовому производству, но с адаптированной версией операционной системы Windows 7.
Конечно, компактные изобретения Microsoft впечатляют и похвально, что они берутся за подобные инновации, но тенденции в мире персоналок и консолей нас интересуют несколько больше, о чем мы и продолжим разговор. Итак, крупнейший в мире производитель процессоров Intel организовал второй по величине стенд на выставке и поведал нам о своих новых процессорах, а точнее о том, что они умеют. Речь об «умных» чипах с микроархитектурой Sandy Bridge, которые в конце текущего года будут поставлены на конвейерное производство и заменят нынешнее поколение процессоров Intel с микроархитектурой Nehalem. Делать эти чипы будут в соответствии с 32-нм техпроцессом, а их новый «ум» полностью заключается в способностях технологии с загадочным названием AVX повышать производительность благодаря поддержке векторных данных с большей разрядностью, новому расширяемому синтаксису команд и богатой функциональности, включая более эффективное манипулирование данными. Но помимо этого особенное внимание уделялось и графическим возможностям новых процессоров Intel. И, дабы не быть голословными, представители Intel провели сравнительный тест. Они запустили игру на компьютере с центральным процессором Intel Core i7 с отдельной видеокартой среднего уровня и на системе на базе чипа Sandy Bridge без таковой. В результате презентации участники и наблюдатели были удивлены тем, что плавность и качество картинки были одинаковыми в обоих случаях.
Такую нехитрую схему презентовала компания Intel всем желающим ознакомиться с принципом работы «умных» процессоров Sandy Bridge
Было бы невежливо с нашей стороны подумать, что успехи Intel в области интегрированной графики безразличны ее основному конкуренту – компании AMD. Интеловское счастье после своей демонстрации длилось недолго, ведь на Computex 2010 компания AMD представила свой первый процессор Fusion APU, на одном кристалле которого объединены центральный и графический чипы. Что интересно, он поддерживает даже технологию DirectX 11, а значит, теоретически, должен «потянуть» современные игры. Чтобы в этом ни у кого не было сомнения, во время анонса на системе с таким процессором запустили игру Aliens vs. Predator, требующую поддержку упомянутого DirectX 11. В итоге при отличной картинке игра показала средний fps выше обязательного уровня в 24 единицы, а значит, чип Fusion APU справился с возложенной на него задачей. Впрочем, ничего удивительного здесь нет. Ведь за графику в Fusion APU отвечает интегрированный контроллер ATI Radeon HD серии 56xx. При этом число обычных вычислительных ядер этого процессора-гибрида достигает четырех. Отрадно, что появления компьютеров на его основе ждать осталось недолго, так как AMD уже начала отгрузку чипов Fusion APU производителям.
Среди других производителей на Computex 2010 была представлена самая разная продукция. Участие принимали также и местные компании — ASUS, Acer и MSI. Так, ASUS показала одну любопытную новинку — геймерскую материнскую плату Rampage III Gene на чипсете Intel X58 в форм-факторе micro-ATX. То есть это мелкоформатная печатная плата, которая уберется в корпус любого размера. Как и можно было ожидать, Rampage III Gene отличается от предыдущих моделей наличием современных интерфейсов SATA 6.0 Гбит/с и USB 3.0. Плата использует 8-фазную систему питания, а радиаторы чипсета и стабилизаторов напряжения соединены тепловой трубкой. Два слота PCI-Ex16 поддерживают конфигурации SLI и CrossFire. В целом, перед нами весьма неплохой продукт для геймеров, собирающих компактные игровые системы.
MSI решила удивлять конкурентов впредь, развивая серию новаторских материнских плат семейства Big Bang для энтузиастов. Однажды эти устройства уже получили широкое признание после своего дебюта, да и привлекли к себе немало интереса во время демонстрации на выставках CES и CeBIT в прошлом году. Напомним, их основной особенностью является возможность совместить видеокарты NVIDIA и ATI в одном компьютере. Вслед за моделями Big Bang—Trinergy и Big Bang-Fuzion, на рынок выходит новинка BigBang-XPower, поддерживающая шесть слотов расширения PCI-Ex16, а также оснащенная геймерской звуковой картой Quantum Wave, в которую интегрированы современные звуковые технологии THX TruStudio PRO и Creative EAX ADVANCED HD 5.0, позволяющие выдавать идеальный звук с прекрасной производительностью в играх. В основе материнской платы лежит чипсет Intel X58, так что перед нами одна из самых производительных настольных платформ для энтузиастов. В общем, мы получили еще одну интересную материнскую плату с поддержкой конфигураций multi-GPU (как SLI, так и CrossFireX). Однако поскольку она ограничена шестью слотами PCIe, то не позволит установить квартет видеокарт толщиной в два слота.
MSI действительно удалось подразнить конкурентов… и не только в области «железных» новинок
Компания Gigabyte понадеялась обставить соперников, объявив «королеву материнских плат» — модель GA-X58A-UD9, которая является идеальным вариантом для конфигурации видеокарт 4-way (поддерживается и SLI, и CrossfireX). И, кажется, у нее это получилось. Данная материнская плата форм-фактора ATX крупнее традиционных моделей — 345×262 мм (напомним, что обычный раземр стандарта ATX составляет 305×244 мм). У платы присутствует семь слотов PCI-Ex16, поэтому вы можете устанавливать до четырех видеокарт толщиной в два слота каждая (если, конечно, позволит ваш корпус). Благодаря двум мостам NVIDIA, линии PCI-Ex16 чипсета динамически распределяются между всеми установленными видеокартами — так что даже если в вашей конфигурации работают четыре видеокарты PCI-Ex16, то они будут подключаться к мостикам NVIDIA через 16 линий каждая. У этого решения также используется 24-фазная система питания CPU, так что вы можете разогнать процессор до самых экстремальных значений. Gigabyte даже утверждает, что материнская плата может выдавать до 1500 Вт энергии на центральный процессор. С одной стороны это лишнее сумасшедшее значение, но оно обеспечивает дополнительную надежность в случае перегрузок электросети. Если вы не прочь потратить больше 600 долларов на одну только материнскую плату, то перед вами как раз подходящая модель.
Если присмотреться к нижнему правому углу материнской платы, то можно заметить, что белый разъем для «косички» USB отличается от других — к нему вы можете подключать USB-порты корпуса, которые будут давать питание даже при включенном ПК (в режиме ожидания/standby). Так что вы всегда сможете подзарядить от компьютера, например, мобильный телефон. Gigabyte называет эту технологию «ON/OFF Charge», и она уже доступна на многих новых материнских платах. Кстати, разработчик также предоставляет возможность питания с повышенным током для всех портов USB 3.0, что позволяет заряжать устройства, требующие ток силой до 2.7 А для зарядки (например, тот же iPad). Gigabyte называет эту функцию «USB 3x power», поэтому будьте аккуратны при выборе материнской платы, если вы планируете подзаряжать от ПК мощные устройства. Типичные материнские платы могут обеспечивать, максимум, силу тока в 0.9 А на портах USB 3.0 (или 0.5 A в случае USB 2.0).
Как мы уже говорили выше, на Computex 2010 было представлено множество других новинок в самых разных областях IT. Обновились устройства в секторе мобильных технологий, планшетных ПК, состоялись многочисленные анонсы телевизоров с дисплеями на основе органических светодиодов AMOLED, показаны целые модельные ряды электронных книг, фотоаппаратов и другой техники. Но поскольку данные новинки уже выходят за рамки тематики нашего сайта, то продолжим обзор других не менее интересных событий, произошедших за пределами тайваньской выставки.
Много прекрасных девушек «железных» новинок участвовало на Computex 2010, но они уже выходят за рамки тематики нашего сайта…
Crysis на нетбуке? OnLive!
Пока ведущие разработчики компьютерного «железа» вкладывают миллионы долларов в развитие технологий, многообещающий интернет-сервис OnLive в данный момент уже успешно вносит существенные коррективы в игровой индустрии. Запуск сервиса состоялся во время E3 2010, которая прошла с 15 по 17 июня в Лос-Анджелесе. Напомним, благодаря новому подходу к игровым развлечениям, пользователи OnLive получат возможность запуска самых ресурсоемких игр на простеньких или стареньких компьютерах, а также слабеньких нетбуках при одном условии – обязательном наличии доступа к широкополосному высокоскоростному интернету. По словам главы OnLive, Стива Перлмана (Steve Perlman), на разработку сервиса его компания потратила восемь лет. Сам Стив за свои 30 лет работы в индустрии успел отметиться среди разработчиков QuickTime, WebTV и Mova Contour, а также побывать руководителем одного из отделов в Microsoft и главным технологом в Apple.
Изначально OnLive рассчитан на работу только в США, а доступ к службе получили только те счастливчики, кто успел зарегистрироваться заранее, — они имеют право целый год пользоваться сервисом бесплатно, а также могут выбрать одну из игр в подарок. Дальше им придется платить абонентскую плату. Называлась сумма, равная 14.95 долларов в месяц, но пока данная информация не нашла своего подтверждения. Во-вторых, игры можно брать в «аренду» на три или пять дней. В таком случае вы потратите за воспроизведение проектов на ваших телевизорах от 4.99 до 8.99 долларов. В-третьих, можно приобрести игру с правом бессрочного пользования. К примеру, Splinter Cell: Conviction обойдется в увесистые 59.99 долларов, а за Prince of Persia: The Forgotten Sands просят 49.99 долларов. В общем, для США разницы никакой – что диск купить, что игру загрузить на OnLive. Технология пользователям компьютеров Mac и Windows — доступ к OnLive будет предоставляться через плагин для браузера. Также будет возможность насладиться игрой через сервис и на большом экране — для этого компания предлагает приставку MicroConsole TV, поставляемую в комплекте с USB-джойстиком.
Один из обзоров системы OnLive на английском языке, где показан игровой процесс, основные меню управления сервисом и принцип его работы:
С началом тестирования, первые его пользователи охарактеризовали сервис как оправдавший все строящиеся на него надежды. Каких-то кошмарных лагов или подвисаний замечено не было. А вот к качеству отображаемой картинки вопросы у многих возникли. Увы, в процессе отображения довольно часто возникают так называемые «артефакты», видеоряд большинства игр несколько отстает от того, что мы привыкли видеть на телевизорах с поддержкой Full HD. Менеджеры OnLive признают наличие проблемы, но уверяют, что через пару месяцев доработки кода никаких проблем с качеством услуги пользователи испытывать не будут.
До сих пор о запуске OnLive в России и сопредельных государствах речи не идет, но компания не отрицает возможности его появления в будущем. Пока, увы, есть для того две труднопреодолимые проблемы. Во-первых, у нас качественный доступ в Интернет можно получить только в крупных столичных городах, а значит, аудитория сервиса будет небольшой. А во-вторых, мало кто согласится платить регулярно по 59.99 долларов, чтобы безлимитно играть в последние новинки. В любом случае, Crysis на мобильном телефоне или нетубке – это уже ближайшая объективная реальность, что не может не радовать.
Microsoft Project Natal переименован в Kinect for Xbox 360
Еще один высокотехнологичный прорыв на поприще индустрии видеоигр второй сезон пытается организовать компания Microsoft. В прошлом году она показала миру возможность управлять играми на ее любимой консоли Xbox 360 без каких-либо манипуляторов и джойстиков. Принцип работы устройства напоминает систему управления в консоли Wii, но в случае Xbox 360 достаточно махать руками и ногами, чтобы виртуальный персонаж повторял эти движения и взаимодействовал при помощи них с игровой вселенной. Все действия игроков будет фиксировать камера, то есть никаких манипуляторов или датчиков не требуется вообще. И вот с началом выставки E3 2010 Microsoft провела театрализованное представление «The World Premiere Kinect for Xbox 360 Experience» с участием знаменитой труппы Cirque du Soleil. Во время мероприятия также было объявлено, что революционный контроллер компании Microsoft, ранее известный под именем Project Natal, официально переименован в Kinect for Xbox 360.
Наиболее интересный отрывок из представления Microsoft «The World Premiere Kinect for Xbox 360 Experience»:
Microsoft анонсировала сразу несколько игр с поддержкой Kinect: Kinectimals — игра с виртуальными животными; Joyride — гонка, где игрокам нужно подпрыгивать, растягиваться для ускорения и выполнения трюков; Kinect Sports — спортивные игры (бокс, боулинг, волейбол, бег, футбол, теннис); Kinect Adventures — приключенческая игрушка для поклонников сплава на лодках; Dance Central — совместный проект с MTV Games для любителей танцев. Рекомендованная цена Kinect для рынка США уже известна — она составит 150 долларов. Некоторые интернет-магазины уже принимают предзаказы, хотя в продаже новинка появится только в ноябре. Еще одним важным анонсом редмондского гиганта на E3 стал выпуск тонкой версии консоли Xbox 360. Устройство получило черный глянцевый корпус и чем-то смахивает на Sony PlayStation 3 Slim.
Xbox 360 Slim будет продаваться с 250-Гб жестким диском и встроенным Wi-Fi модулем. Это главные отличия от классической версии консоли помимо дизайна. Похудевшая игровая приставка уже поступила на прилавки магазинов США по цене 299 долларов – к слову, столько стоила версия Xbox 360 Elite, которую, по всей видимости, и заменит новинка. Еще одним аргументом для приобретения консоли Microsoft для россиян может стать официальный запуск сервиса Xbox Live в нашей стране. Служба станет доступной для наших соотечественников уже этой осенью. Напомним, что данный сетевой сервис не бесплатен и позволяет игрокам насладиться игрой по сети, возможностью скачивания демо-версий новых игр, а также другого контента.
Но на этом громкие новости относительно данного проекта не закончились. Так, компания PrimeSense, которая отвечала за создание программной части Kinect, сообщила прессе, что в будущем году эта технология появится и на персональных компьютерах. Также вице-президент компании Ади Беренсон (Adi Berenson) отметил, что уже подписан контракт на внедрение Kinect в сети одного крупного кабельного оператора США. Уже летом 2011-го неназванная пока компания начнет продажи обновленных версий приемников TV-сигнала, в которых появится поддержка Kinect. В общем, остается дождаться официального анонса, чтобы понять, что PrimeSense может предложить игрокам на ПК.
PlayStation Move поступит в продажу в сентябре
Конкурирующая с Microsoft Kinect похожая разработка компании Sony — контроллер PlayStation Move, также засветился на E3 2010. В магазинах США новинка появится в сентябре, и стоить будет 50 долларов. Навигационный контроллер (Navigation controller, ранее известный как Sub-Controller) придется докупить отдельно за 30 долларов. Другим вариантом приобретения новинки является покупка по акции комплекта Move и камеры PlayStation Eye вместе с новой игрушкой Sports Champions всего за 100 долларов. В целом, разработка Sony очень сильно напоминает систему управления в Nintendo Wii, но вкупе с отличными графическими возможностями консоли PS3 Move имеет намного больше перспектив. Тем более что, по словам журналистов, испытавших Kinect и Move, контроллер Sony работает более точно и плавно. В любом случае, окончательные выводы можно будет сделать лишь после появления обоих устройств на прилавках магазинов.
Официальная и довольно впечатляющая видеопрезентация Sony PS3 Move:
На этом наш июньский выпуск «Цельнометаллического Дайджеста» подошел к концу. В ближайшее время ожидайте обозрение «Лучшие игровые компьютеры. Июль 2010», из которого вы узнаете много интересного о компьютерных тенденциях на начало лета.