Обзор jagged alliance: back in action

Пятнадцать лет назад случилось сразу три культурных проекта, которые на постсоветских окрестностях по сей день считаются суперкультом — это журнал Game.EXE, серия Heroes и серия Jagged Alliance. Все трое до сих пор имеют рабочие фансайты, сообщества в LiveJournal и комплиментарные очерки в Lurkmore. Все трое породили множество эпигонов и сформировали свои поджанры. Все трое никогда не выходили за пределы своего немногочисленного комьюнити; благодаря сложносочиненной изначальной концепции они оставались локальными хитами. И, наконец, все трое в середине нулевых либо перестали подавать признаки жизни, либо превратились в цветастое посмешище.

При поверхностном взгляде казалось, что Jagged Alliance имел еще меньше шансов вернуться с того света, чем EXE: разработкой триквела занималась Акелла — а как, и сколько, они умеют делать игры мы знаем. Как выяснилось, именно она обладала повышенным запасом прочности — произошла интересная коллизия: по результатам общения со Strategy First права на Jagged Alliance достались немецкой Composer Games, Акелла же стала издателем игры на территории стран СНГ и, как мы знаем, оставила за собой торговую марку Disciples.

Talk to me, tell me what is goin on

Первое, что надо понимать в отношении Jagged Alliance: Back in the Action: это действительно ремейк. Причем, дотошный — никаких сопоставлений с оригиналом не предвидится, потому, что вот он — оригинал, только с современной графикой и профилем в Steam. В стране Арулько (аллюзия на примерно все алмазные африканские страны) готовится государственный переворот: богатому бородатому революционеру резко не нравится местный диктатор в юбке: она, вроде как, и население грабит, и инфраструктуру развалила, и вообще — пора бы меру знать. Вершителем правого дела выбираетесь вы — вместе с игровым аналогом Blackwater.

Список наемников традиционно внушает: тут вам и бывшие агенты ЦРУ и русские спецназовцы в отставке и даже французские проститутки. Каждый имеет подробную биографию и сложные взаимоотношения с другими киллерами; некоторые даже могут отказаться на вас работать — вот, мол, у вас в отряде парень, который двадцать лет назад чуть меня не убил: с тех пор его недолюбливаю. И наоборот: если в команде закадычные друзья — характеристики шумно летят вверх, мораль заоблачная.

bitComposer Games попытались сделать из наемников не привычное безликое пушечное мясо, а живых персонажей со своими взглядами, мыслями и ценностями. Получилось посредственно: в погоне за оригинальностью разработчики просто навешали на ребят все национальные стереотипы, вычитанные из Википедии. Русские здесь представлены в виде похмельных медведей с обязательным прошлым из КГБ; некоторые в пылу боя цитируют Толстого (впрочем, не исключено, что это вольность локализаторов). Француженки идейные феминистки и нигилистки, итальянцы импульсивные дураки и только немцы молодцы и через всю карту в голову попадают — своя рубашка и так далее.

Ребята по-прежнему делятся по интересам: кто-то кладет взрывчатку, кто-то взламывает\выламывает двери, а кто-то сидит в кустах с пулеметом и следит, чтобы ремесленникам не прострелили колено и голову. Комплектуя отряд, надо держать в уме все их способности и, по возможности, не набирать полную команду медиков и ниндзя в черных балахонах (это под палящим африканским солнцем, ага). Лучше всего завербовать пару крепких парней с автоматами и по одному представителю военно-полевых работ. Наемники, кстати, растут в уровнях и со временем можно слепить своего супер-богатыря и мастера-на-все-руки (быстрее всего получится из русского военного, ха-ха).

Why are you hating? Why you want to see me gone?

Из-за высокого порога вхождения многие перестрелки заканчиваются примерно так: половина солдат корчится в предсмертных судорогах, другая грустно смотрит в пустой магазин и провожает глазами пролетающие гранаты; вы, разумеется, в панике и не знаете, что делать. Элитарность, так полюбившаяся российским игрокам, и не полюбившаяся всем остальным, передана с идеальной точностью: чтобы нормально играть, надо провести несколько часов за изучением ландшафта и формированием построения отряда. В итоге вы тасуете стили атак, пути нападения и отступления, лишь в конце видя желанную победу — Jagged Alliance как был неспешной шахматной партией, так ей и остался.

Поскольку начальная сумма денег, выданная революционером, быстро кончается, а одевать и обувать подопечных надо, то все местные шахты и поселения быстренько аннексируются – охраняют их, кстати, не хуже, чем дворец президента. Значение стратегических объектов по сравнению со второй частью сильно редуцировано; игре, грубо говоря, глубоко фиолетово под чьим руководством работают порты, тюрьмы и университеты — главное, чтобы деревушки принадлежали оппозиции.

Не стоит думать, что господин диктатор безмятежно смотрит на похождения наемников в Африке — страну патрулируют многочисленные отряды и преспокойно могут поймать вас в пустыне или отбить с таким трудом завоеванный город; приходиться закупаться дешевыми пистолетами и массово вооружать население. Вообще, гонки с правительственными войсками раздражают, и занимают гораздо больше время, чем надо: тут непонятно, как вон тот бар зачистить и вон того с пулеметом убрать — а вы еще заставляете носиться по карте с мешком копеечного оружия под мышкой и убеждать местных, что этот бородатый — он хороший, а президент ваш — плохой и давай уже, иди в ополчение.

И благодарности, ведь, ни от кого не дождешься — аборигены в лучшем случае дадут сложнейший квест (с сопроводительными выкриками «тебе ведь не наплевать на эту страну?! Не наплевать?!») по поимке, например, пропавших аптечек, который не выполнить — как-то несолидно, а выполнить — несколько нервных ночей, сотня save\load и пара тысяч в награду. Тьфу.

Jagged Alliance сделана с большим человеколюбием, чем, например, Бригада E5 (хотя, для этого большого ума не надо) и откровенных издевательств над пользователем себе не позволяет — никаких ежесекундных вылетов, тормозов и пропаданий объектов. Так, по мелочи: заломленная камера, управление посредством WASD, дикая тактическая пауза и — местами — сатанинская точность противников (включая выстрелы в голову сквозь стены). Для хардкорной PC-only-стратегии — проблемы разве? Плюнуть, да растереть.

Разумеется все рецензии на Jagged Alliance: Back in Action в некоторой степени условны и бесполезны: игра выступает на пустой сцене, последний достойный конкурент вышел три года назад с примерно таким же названием, и все, кто в теме — купят. Остальные недоуменно пожмут плечами и пойдут додалбливать Skyrim, Batman и Star Wars – и поди объясни им, что Арулько — оно не просто так, и наемники эти — как родные, и вообще раньше игры с душой делали.

В широком смысле Jagged Alliance нельзя назвать самостоятельной игрой: она целиком построена на идеях десятилетней давности и сейчас выглядит очаровательным приветом из прошлого, сбывшейся мечтой фаната, контрконъюнктурным явлением — называйте как хотите, в зависимости от отношения к оригиналу. Важно другое: когда, сраженный очередью наемник, валится на мутный песок и к нему, под куполом пуль, ползет девушка с аптечкой наперевес — ощущение времени лихо корежится и кажется, что мне десять, в телевизоре Ельцин, на полке Game.EXE и все еще впереди.

Благодарим компанию Акелла за предоставленную копию игры!

Jagged Alliance Back In Action — Обзор via XLGames.RU


Похожие игры…

Читайте также: