Обзор limbo

В католицизме Лимб — место, являющееся гранью ада. Люди здесь не страдают, но и не знают счастья. Туда попадают некрещеные дети и люди без веры, не совершившие за жизнь достаточно грехов, чтобы заслужить место в аду. Именно такой мир создали талантливые датчане из Playdead Studios под чутким руководством Арнта Дженсена. Принцип игры можно заключить во фразу «Учись на своих ошибках». А ошибка в LIMBO приводит к неминуемой смерти.

Обозреваемая игра – двухмерный инди-платформер выполненный в минималистичной нуар-стилистике – является ярчайшим примером того, как призрачна грань между играми как развлечение и искусством. Маленькая, размером всего 173 мегабайт игра, становится больше и глубже каждую минуту, проведённую в ней. В LIMBO нет ни завязки, ни концовки, ни звукового оформления в привычном для нас понимании, графика чёрно-белая, продолжительность всего два с лихвой часа. Но, тем не менее, это детально проработанный мир, который завораживает и пугает одновременно.

Старт и концовка игры напоминают первые и последние секунды сериала «LOST». После запуска игры и загрузки в пару секунд тут же перед глазами предстаёт картина мрачного леса с колышущиеся травой, потрескиванием веток и лёгкими порывами ветра. Но ничего не происходит. Проходит две минуты, три, пять, тогда интуитивно тянешься к кнопке «Esc.», а там только старт новой игры, скудные настройки, кнопка выхода да меню выбора главы. То есть это уже игровой процесс! Тогда пытаешься определить кнопки управления, а их в игре всего пять: стрелки направления движения да правый «Ctrl.» для взаимодействия с предметами окружения. Тогда, нащупав одну из нужных клавиш то ли бревно, то ли камень в траве на экране открывает глаза и поднимается, постепенно обретая облик маленького человечка – безымянного мальчика. Безмолвный, как и все немногочисленные обитатели этого серого потустороннего мира, но полный решимости найти то, что потерял, он подвергает себя опасностям и испытаниям. Что он забыл в Лимбе? На этот вопрос даже сами разработчики не могут ответить. Официальная версия – он ищет дух сестры, которую убил, а возможно это всё просто сон.

На самом деле, сложно ответить на вопрос «А о чём игра?». Ведь без всяких объяснений в наши руки попадает судьба мальчика, который двигается только в правую сторону по экрану, разъезжает на тележках, переставляет ящики, сражается с неустановленными личностями, швыряющимися в нас горящими покрышками, пытается избежать ловушек и перебирается на другой берег ручья по трупам таких же как он, но менее удачливых черно-белых граждан. Будто материализуя наши потайные страхи, разработчики пускают в погоню за нами гигантского паука и ставят перед выбором: умереть, или взлететь на заветный уступ, подкравшись и ухватившись за лапки насекомого, которое в три раза больше мальчика и питается трупами. За три игровых часа мы побываем не только в наполненном ловушками лесу, где стартует повесть, а и прогуляемся по наполненным недружелюбными поселенцами трущобам, попадём в логово паука-переростка (который смахивает на Арагога), попрыгаем по крышам молчаливого города и на треть игры увязнем в недружелюбных индустриальных пейзажах. LIMBO условно поделена на 39 глав, но на деле это 39 наборов пазлов. Полоса жизни отсутствует, любая ошибка карается смертью. Не допрыгнул до края уступа – остался висеть на острых кольях, не увернулся вовремя от катящегося валуна – быть тебе лепёшкой из крови и костей на траве, задержался на секунду дольше на опасном участке – раздавило шестернями или поджарило электричеством. Жестокость, циничность и пессимизм нынче в моде. Механические загадки сменяются проверкой знаний закона Архимеда. Только немного перевёл дух после стометровки с целью не попасть под зубья циркулярной пилы – получай тест абстрактного мышления со сменой гравитации и магнитами. Иногда жалеешь, что загадки местами не такие уж и сложные, ведь по истине требующее вмешательства серого вещества головоломки встречаются в игре раз или два. Радует, что пазлы не повторяются.

Загадки простые, проходится за вечер, сюжет неоригинален, герои молчат как рыбы. Это даже не камни, это громадные булыжники в огород игре. Но графическое исполнение, внимание к деталям и качественный продуманный звук не позволяют оторвать взгляд от монитора. Бедность красок разработчики заменили атмосферой, а казуальность – реалистичной физикой. Законы природы и правда реалистично реагируют на наши действия. Ощущаешь это, балансируя на брёвнах, раскачиваясь на канате, да и просто глядя, как колышется трава от соприкосновения с главным героем. На заднем фоне постоянно что-то происходит, перед глазами проносятся пейзажи с величественными раскинувшими свои ветви деревьями или утонувшие в тумане помещения машинных залов. Музыка в игре есть и она динамичная. Но это лишь звуки и обрывки леденящих кровь мелодий, в общем, музыкальное сопровождение рассчитано так, чтобы ещё больше способствовать погружению в игровой процесс. Концовка не отстаёт от общей концепции, в итоге мы возвращаемся на то место, где впервые в Лимбе пришли в себя. Выхода нет.

***

Игра категорически рекомендуется всем тем, кто не брезглив по отношению к нестандартным инди-проектам. Прочувствуйте контраст между эпичными аттракционами, которые играют сами в себя и размеренным напряжённым геймплеем LIMBO. Доступен для приобретения сей шедевр в сервисе цифровой дистрибуции Steam (тут за неё просят $9,99), а также в PSN и XBLA.

Inside Review


Похожие игры…

Читайте также: