Обзор stronghold kingdoms

Сейчас в это трудно поверить, но примерно пятнадцать лет назад на российском игровом рынке доминантой были не шутеры, гонки или RPG — а экономические стратегии. Как правило — немецкие. Сложные, монотонные, держащие игрока в железных уздах, (некоторые не позволяли даже самому строить здания — ужас!) они плотно оккупировали жесткие диски пользователей.

Время к ним было беспощадно: Settlers помотался от одной концепции к другой, наделал ремейков, эпично провалился, и тихо ушел в онлайн. Caesar, после 98 года, так и не сделал ничего примечательного, кроме нескольких мутных спин-оффов. Anno несколько раз менял сеттинг, пока не докатился до позорного sky-fi. Stronghold повезло меньше всех — уже ко второй части механика шла вразрез со всеми модными трендами, а невероятное 3D, чем-то неуловимо напоминало видеокарты Vodoo 2 и Unreal Engine 1. Недавно случился триквел — и, в общем, с сериалом можно было прощаться. Как вдруг

Перевод в онлайн, пожалуй, лучшее, что Firefly придумали за последние десять лет. Условно-бесплатная модель охватывает максимально широкую аудиторию, малый дистрибутив позволяет без задержек окунуться в эпоху средневековых сражений, а низкие системные требования не создают преград даже владельцам нетбуков.

Начало прекрасной дружбы

В первую очередь вы выбираете место дислокации — и тут прячется дебютный сюрприз. Благодаря стоящей работе «Акеллы», вам доступна почти вся Россия. Вы стопроцентно найдете ваш родной город, и скорее всего, отыщите деревню, в которую ездили каждое лето к бабушке — даже если там три улицы и пять домов. Обосноваться куда хочется, однако, нельзя — вы выбираете округ, а там AI лично подбирает вам поселение. Внимательно смотрите, куда въезжаете — местность делится по типам, и если там, кроме засушенной пустыни, ничего нет, то готовьтесь к тяжелым агросельским подвигам. Оптимально подойдет плацдарм с доступом к воде и мягким климатом.

Механика взята с классического Stronghold, только дополненная онлайновыми функциями. У вас есть два вида карт — стратегическая, где правите городом напрямую, и мировая, где решаете вопросы с соседями, NPC, и пробегающими мимо стаями волков. В первом режиме все по-старому: строите домики, пабы, церкви и каменоломни; от грамотного менеджмента зависит благополучие крестьян и, следовательно, их численность — а это уже прямой фактор вашего общего успеха. Осталась и ветка технологий, только упрощенная и заторможенная в сотни раз — вы просто кликаете на нужном навыке и через длительное время умение реализуется; Stronghold вообще игра неторопливая, и без денежных вливаний развитие будет идти оче-е-ень медленно. Впрочем, этим все бесплатные MMO грешат.

Firefly изо всех сил старалась скрыть архаичную графику, и сочинила десятки уникальных анимаций под каждое строение. Затея, чего уж тут, удалась — когда смотришь на месяцами строенный городок, со всеми его башенками, садами, заводами и снующими туда-сюда жителями, в груди щебечет типичная гордость помещика: вот, это все я построил, мое. Поселенцы, однако, ваше ликование разделяют редко — они по-прежнему находятся в стадии перманентной ненависти к властям и, чуть что — бегут к соседнему лорду. К дезертирству может склонить все — от высоких налогов, до дождливого утра. Рычагов воздействия немного, и все они связаны с массовым расстрелом. Со временем, свой город можно превратить в неприступную крепость — под это дело даже отведена специальная вкладка. Там все необходимое: башни с баллистами, собственный гарнизон, каменные и деревянные стены, рвы с водой и несколько видов ловушек. Если сильно повезет — некоторые вещи можно улучшить; если не повезет — готовьте деньги.

Не забываем, что Stronghold Kingdoms – MMO и, в отличие от Settlers, взаимодействие с игроками не ограничивается болтовней в чате. На мировой карте кипит своя жизнь: сражения, добыча ресурсов, торговля и разведка. Лорды делят земли, захватывают новые деревни и лишаются старых. По полю бегают фишки, будто в настольной игре.

Плутовство

Учувствовать в этом или нет, решать, конечно, вам — но если проигнорируете — лишитесь примерно половины удовольствия. И ресурсов — именно на внешней карте происходят все важные и прибыльные события — можно найти пещеру с кладом или вырезать торговый караван. Ограбить чужую деревню и припугнуть отряд преступников. Фактически, мировая карта — игра в игре; еще один способ заработать денег. И не думайте, что остальные пользователи будут спокойно смотреть на ваши маневры — в Stronghold идет постоянная война за ресурсы, замки и бесплатные подарки. Особо шустрые могут даже пробоваться на роль управляющего округом.

Да, в этой игре нашлось место и политическим дрязгам — набрав определенный авторитет и вес, вы можете оспорить место текущего правителя. Выборы, даром что кругом средневековье, проходят вполне демократически — за кого больше проголосуют тот и молодец. Суета страшная: игроки отправляют друг другу агитационные письма и подкупают избирателей — разве что «карусель» не устраивают. Победитель получает в управление приличный город, налоги от простых пользователей и несколько отрядов солдат — игра стоит свеч, конечно, хотя проигравший подвергается обструкции со стороны всех политически активных граждан.

RPG-элементы остались, но сильно редуцированы — чтобы расти в уровнях, достаточно набирать очки «чести». Способов много, и все легкие: устроить пышный банкет, набрать высокую популярность у народа, захватить пару поселений — шкала «чести» растет быстро; не успеете оглянуться, как из «оборванного крестьянина», превратитесь в «зажиточного господина. Повышение в уровне позволяет открывать новые технологии — те самые, что напрямую влияют на ваше благосостояние. Древо массивное и изучать есть что — от познания тонкостей сельского хозяйства до воздвижения библиотек и университетов. Самая важная — ветка с религией. Монахи могут склонить на свою сторону разъяренного NPC, накрутить голосов на выборах, (прямо как в жизни) спасти от болезней, напастей и проливного дождя.

Если же, к вашему городу мчится отряд грозных всадников, а монахи бессильно разводят руками, не отчаивайтесь — война в Stronghold всегда была факультативным развлечением, а тут просто прилепленный довесок. Самих битв не показывают — только экран с результатами; разрушенные крепости быстро восстанавливаются, ресурсы быстро регенерируют — единственное ощутимое последствие от военных маневров: испорченные отношения и переполненный почтовый ящик.

Stronghold Kingdoms обзор


К сожалению, Firefly совсем не предусмотрели развлечений для высокоуровневых игроков. Когда в составе десять деревень, пять замков и три срока, в качестве управляющего — возникает логичный вопрос: что дальше-то? А ничего — хотите, захватывайте шестую деревню, баллотируйтесь на четвертый срок; в определенный момент Stronghold закольцовывается, подсовывая одни и те же моменты, ситуации, условия. И становится скучно — не зря в интернете полно объявлений, вроде «отдам бесплатно аккаунт Stronghold Kingdoms, играю два года, есть все». Проблема высокоразвитых пользователей, благополучно экстраполируется на проблемы пользователей обычных — по сути, кроме стычек с соседями и обустройства города, здесь ничего нет. Квестов, сюжета, диалогов — извольте, не завезли. Игровая механика состоит из выколачивания очков «чести» и рефренного производства ресурсов — если у вас, при этом, стоит гиперцель захватить весь мир и усесться на трон короля — о’кей, почему бы нет. А если не стоит?

Подводя итог, стоит сказать, что Stronghold Kingdoms удалась. Это несколько уверенных шагов вперед от Stronghold 3 и реальная возможность возродить некогда великую серию. Игра не требует к себе пристального внимания, как остальные MMO, и придется по вкусу людям, с жестким временным дефицитом; фанаты же оригинальной стратегии будут чувствовать себя, как дома. Firefly понимает, что у нее в руках последний шанс остаться в центре событий, и от игры не отходит ни на шаг. Постоянные патчи, дополнения, наработки – со Stronghold работают, улучшают, и понятно, что оставлять на авось ничего не собираются.

Похожие игры…

Читайте также: