Octodad: dadliest catch: обзор
В не очень далеком 2010-м году появилась первая Octodad — скромная студенческая разработка для одного из инди-фестивалей. С тех пор девелоперы сумели собрать небольшую гвардию фанатов, анонсировать сиквел и тихо-мирно провести кампанию на Kickstarter. Пользователи предложили скромные $24 000 долларов, и этого оказалось более чем достаточно.
Во всеуслышание об Octodad: Dadliest Catch заговорили только тогда, когда ее демо попало на презентацию Sony во время E3. Сиквел обещал быть не просто любительским баловством, а полноценным коммерческим проектом: с сюжетной кампанией, набором действующих лиц, бонусами и секретными уровнями. Оставался актуальным только один вопрос: сможет ли такая странная вещь, как «Осьмипапа», органично смотреться в увеличенном масштабе?
Это, пожалуй, одна из самых цитируемых игр последних лет.
Восемь бед — один геймпад
Любому, кто видел геймплейные ролики, становится понятно, что в игровом процессе таится какой-то подвох. Даже самые простые действия даются беспозвоночному осьминогу с огромным трудом: ему тяжело надеть галстук, тяжело держать осанку, очень сложно ходить и еще сложнее прыгать. Для пользователя это выливается в чудовищную систему управления, ради которой это все и затевалось. Авторы назвали ее «самой сильной и самой слабой стороной игры».
В один момент времени контролировать дозволено только одну из трех доступных конечностей. Это либо то щупальце, которое моллюск считает «рукой», либо одна из двух «ног». Первое управляется более-менее пристойно: есть две независимые плоскости — «вверх-вниз» и «влево-вправо». Зажали правую кнопку мыши — повели «хваталку» вперед, отпустили — скорректировали высоту. С геймпадом несколько понятнее — там за две оси отвечают два стика.
Шагать хуже. По нажатии Space управление переключается в режим ходьбы. Клавиши мыши отвечают за движение «ног» — чем дольше держишь кнопку, тем выше они задираются. Так и прогуливаемся: зажать, провести вперед, отпустить, повторить для другой половины. Здесь контроллер почти ничем не отличается, разве что нижняя пара конечностей активируется удерживанием курков.
Оба метода управления можно объединить, проходя Octodad в кооперативе с другом. На двоих выделяется уже четыре щупальца вместо трех — задействуются обе «руки» персонажа. Все случайным образом делится между пользователями, которые вынуждены учиться взаимодействовать. Но стоит игрокам привыкнуть и справиться с первым промежуточным заданием, как все перемешивается, и процесс обучения начинается заново.
Tomb Raider: Golden Octopus.
Очевидно, что освоить местную раскладку еще сложнее, чем попытаться ее описать. Первые полчаса даже хождение по прямой кажется совершенно невозможной задачей, а уж о выполнении каких-то миссий на скорость или точность не может быть и речи. Но выбора игроку не предоставляют: Осьмипапа изо всех сил скрывает свою истинную натуру, поэтому в присутствии людей нельзя делать ничего подозрительного. Любой разрушенный предмет добавляет штрафные очки, и превышение определенного лимита ведет к проигрышу. Хотя это не слишком серьезное ограничение: едва ли можно больше одного раза завалиться на такой деконспирации.
Но это отнюдь не значит, что все вокруг легко. Уровни построены так, что приходится постоянно быть в напряжении: то заставляют пройти между хрупких колонн на свадьбе, то взять контейнер молока с самой дальней полки. Каждый эпизод спланирован так, чтобы превратиться в форменное издевательство, и это создает миллион забавных ситуаций.
Octodad — Dadliest Catch — My Wedding [1]
Руки в ноги
Кажется, что игра должна быстро надоесть — как только освоишься с управлением. Но нет: локации спланированы очень правильно и тонко, так что ни разу за кампанию не приходится заниматься одним и тем же. Сначала предлагаются тривиальные задачи вроде подстрижки газонов или прополки огорода. Дальше — больше. Предстоит забрасывать баскетбольные мячи, танцевать на светящемся полу и забираться на громадную детскую площадку. Некоторые эпизоды превращаются в полноценный стелс-экшен, а иной раз находится место для несложной головоломки. Разумеется, ни о какой скуке здесь речи не идет.
Зазеваться не дает и смехотворная продолжительность: в худшем случае прохождение затянется на 4 часа. Поэтому стоит сразу задуматься о том, чтобы собрать все спрятанные на уровнях галстуки и проверить каждый угол в поисках необязательных шуток и сюрпризов. А еще не забудьте посмотреть «ачивменты» Steam: в кои-то веки они ставят действительно интересные дополнительные задачи.
А вот дверь в кабинку лучше было бы закрыть.
Если же «пробежать» кампанию, то полностью насладиться процессом просто не успеваешь. Восполнить это можно при помощи Steam Workshop. Он доступен прямо из главного меню и устроен самым удобным образом: желаемые карты скачиваются за доли секунды и тут же добавляются в список доступных. Уже сейчас там можно найти несколько занятных и сложных заданий.
В столь скоротечную игру уместился более чем полноценный сюжет, который легко может потягаться с крупными анимационными блокбастерами. В центре событий «большое путешествие» Октопапы в местный Океанариум. Глава семейства, разумеется, недоволен, но его жене нужно писать обзорную статью в журнал, поэтому выбора не остается. Смешно говорить, но здесь есть место семейным склокам, маленьким обманам, флэшбекам и неожиданным поворотам.
История каждого персонажа выстраивается во время вашего с ним нахождения тет-а-тет. Присутствующие безостановочно болтают, так что даже в очереди вы можете случайно узнать от старушки, как жутко она хочет посмотреть на живого осьминога. В игре тонны совершенно очаровательного юмора и тонких культурных отсылок. Постеры на стенах предлагают купить Stanley Pair O’ Bowls, а на витражах в церкви можно увидеть Ктулху. Кроме того, авторы частенько позволяют себе смеяться над киноштампами, которые так старательно воспроизводят.
Сюжетная часть здесь, наверное, одна из самых остроумных и занятных за последнее время. Она не идет ни в какое сравнение с достаточно куцым оригиналом: сценарий оброс деталями и стал хотя бы похож на сценарий. К героям успеваешь привыкнуть и проникнуться симпатией, а в конце остается приятное ощущение завершенности истории.
Вы поймете, откуда столько ярости в глазах Осьмипапы, когда сами попробуете забраться туда же.
Несмотря на то что Octodad досадно скоротечна, нужно отдать разработчикам должное: большего выжать из этой концепции, кажется, нельзя. Они развили забавную идею до масштабов анимационного фильма, нашли нелепому управлению тысячу применений и предоставили все условия для создания бесконечного числа пользовательских модификаций. Octodad — это смешно, интересно и реиграбельно. Игра действительно полна редкого очарования — хотя бы взглянуть на нее должен каждый.
Плюсы: забавное управление; нестандартная концепция; блестяще выдержанная стилистика; разнообразие; богатый редактор и удобная поддержка пользовательских уровней.
Минусы: неудобное управление; слишком мало Осьмипапы!