Ougon musou kyoku
Прежде чем приступать к анализу произведения, корни которого уходят далеко на восток, по-хорошему мне следует попросить прощения за свою полную отчуждённость от восточной культуры. Поймите верно, если бы на закате прошлого столетия и заре настоящего наши газетные прилавки сверкали мангой, а не комиксами с диснеевским зверьём и американскими супергероями, интересы современного среднестатистического подростка из России отличались бы от его теперешних нужд. Если бы тогда же публичные телеканалы, вещающие без помощи самой захудалой антенны, услаждали сериалами японского приготовления, мне бы не пришлось сейчас краснеть и безвинно напрягаться, набирая этот текст.
Как ясно из малопонятного названия и натужного вступления, сегодняшний гость прилетел к нам прямиком из Японии, причём без единого посредника. Дело в том, что речь идёт об игре неофициальной, которую никто не издаёт в нашей стране и о которой не упоминается ни на одном приличном игровом портале, за исключением буквально парочки. Единственной возможностью узнать, что же это за зверь, служит торрент-трекер, а единственной причиной, по которой Ougon Musou Kyoku удостоилась нашего внимания, является её жанр – это, представьте себе, файтинг. Да, на PC.
Хисасибури дэсу
Есть смелые подозрения, что растущее исключительно перед монитором компьютера и не испытывающее азарта к деяниям японских творцов поколение игроков просто-напросто незнакомо с обозначенным жанром. Во-первых, это если мимо прошёл Street Fighter 4 – пожалуй, единственный видный файтинг на PC за последние как минимум пять лет, который разбавил абсолютное безрыбье посреди позапрошлого года. Если так, то шансы на знакомство с ещё одним, но уже диким отголоском – додзин-файтингами – близятся к нулю. Этот своеобразный японский феномен давным-давно исправляет должность обязательной программы для фанатов манги и анимэ.
Додзин-игры – проекты, сооружаемые преимущественно для компьютеров создателями японских комиксов, которые, к слову, зовутся мангаками. Это может быть и просто интерактивный комикс с минимальной долей интерактивности, а может и тот самый файтинг, где знакомые определённому кругу поклонников персонажи натирают друг другу физиономии. К такому роду игр и относится Симфония Золотых Снов – преемник серии визуальных романов «Когда плачут чайки» или, если так угодно, «Umineko no Naku Koro ni».
Многочисленная и богатая семья Усиромия ежегодно собирается на небольшом острове Роккэн, где располагается особняк её главы – Киндзо Усиромия. В этот раз, 4 октября 1986 года, клан вновь воссоединяется в знакомой дали от цивилизации, дабы решить вопрос о разделе наследства помирающего отца, однако природный каприз намертво отрезает его от внешнего мира, что, впрочем, не вызывает беспокойств. Настоящие проблемы наступают, когда популяция семейства начинает таинственно и стремительно сокращаться, в чём наверняка замешана старинная легенда о Золотой ведьме Беатриче В общем, такова преамбула мультфильма, который можно порекомендовать к просмотру, если у вас нет аллергии на анимэ и есть желание познать истоки игры. Однако если вы подумали, что вышесказанное способно помочь в понимании предмета рецензии, то забудьте. Известные герои и возможность устроить им драку – это всё, что есть в Ougon Musou Kyoku. Добро пожаловать в додзин-файтинг.
Из нескольких десятков действующих лиц оригинальной повести в игру попал лишь один десяток, зато весьма колоритных персонажей. Львиную долю контингента составляет привычный женский пол – это ведьмы и разнородные служанки, все, ясное дело, на одно лицо, но покрашенные и одетые иначе. Наиболее среди таковых выделяются дамы в надутых каркасных юбках, которые по понятным причинам на первый взгляд кажутся просто неиграбельными. К счастью, нашлось место и дуэту крутых парней, и особо привлекательным барышням. Вот, например, Сиеста-410 – очень боевая девушка, которая врезается в память не своим именем и столько умением стрелять из магического лука, как Шан Цун из Mortal Combat, сколько вызывающим видом – бирюзовые волосы, кроличьи уши и короткая юбка с широким зазором спереди. Для скромняг предусмотрен соответствующий вариант: пышногрудая горничная Шанон — жутко застенчивая и неловкая особа, но которая при необходимости больно роняет посуду, колотит выбивалкой для ковров и давит тележкой. Короче говоря, боевой состав, несмотря на скудное число, радует и для начала способен хотя бы развеселить или умилить того, кто явился на концерт случайно, не изучив визитку.
Ougon Musou Kyoku Cross — FINAL BOSS THEME 2: Ougon X Theme (Vs God B. Battler )
Итадакимасу
Однако ж одним видом борцов сыт не будешь. За прошедший месяц игра изрядно всполошила ряды яростных поклонников и породила активное обсуждение, только благодаря которому решительно неведающие, подобные автору этих строк, обрели шанс на просвещение. Проблема ведь в чём: изучать файтинги без малейшего руководства – всё равно что изучать язык без словаря и только по аудиозаписи. Это в основном мучительно и бесполезно. Полновесный справочник по исконно японской игре до сих пор существует только на японском и с туманными иллюстрациями, а всё, что доступно на данный момент всем остальным, помогает в понимании только самых основ. Впрочем, для разгона и этого достаточно.
Ключевых особенностей у здешней механики несколько. Под контролем одного игрока сражаются сразу два персонажа, вернее один отдувается за двоих, пока второй чешет кулаки за пределами экрана. Переключаться между ними дозволено не часто, но именно на комбинации обоих и строится решающая атака, которая наносит во всех смыслах максимально эффектный удар. К примеру, если один обрушивает на противника комбо, но, не довершив его, меняется с напарником, то товарищ любезно и куда более результативно добивает врага. При этом ушедший в запас наделяет друга своей способностью, а их у каждого из десяти персонажей по одной уникальной штуке. Кто-то даёт регенерацию жизни, кто-то увеличивает урон, а кое-кто даже дарит возможность автоматического блока. И всю эту прелесть можно удвоить в числе, вызвав так называемый Мета-Мир, который позволяет осуществлять сильнейшие приёмы и завершать серию ударов даже тогда, когда она обычно прерывается. Если хорошенько перемешать вышесказанное в кастрюле из нержавеющей стали, добавить фирменной боевой приправы по методу японской кухни и поставить на открытый огонь, можно получить отменный файтинг на долгие месяца ожидания Super Street Fighter 4 или там Mortal Kombat образца 2011, если вдруг портируют. Но есть беда.
Беда всех бед в том, что авторы не озаботились технической реализацией всего того, что не касается непосредственно игры, начиная от экрана инсталляции и завершая опциями в главном меню. Начнём с того, что установить игру сможет только тот, кто это делает достаточно часто, чтобы помнить наизусть, как выглядят экраны установки и на что следует нажимать для продолжения. Ну или тот, кто знает японский, конечно. Недальновидным обладателям клавиатур суждено пребывать в вечных муках, ибо мало того, что отстукивать на ней трёхэтажное комбо – само по себе занятие мазохистское, так ещё и управление строго привязано к определённым клавишам. Даром что оно простое – девять кнопок, четыре из которых отвечают за движение, а одна — за малополезную дразнилку. Дельностью не отличается и главное меню, наполовину состоящее опять же из иероглифов, которые к тому моменту, как на них наталкиваешься спустя дебри тысяч других, уже начинают раздражать.
Естественно, при надлежащей сноровке можно воспользоваться хитрыми утилитами, сменить раскладку редактурой игровых файлов, побаловаться сетевой игрой, которая не работает без сторонних программ. Можно, в конце концов, смириться с тем фактом, что игра закрывается при нажатии кнопочки «Esc», но для этого надо быть, извините, тупо фанатом, а многоуважаемая госпожа Объективность такого отношения не приемлет. Тем не менее, следует отдать должное тем самым мангакам – студии 07th Expansion, состоящей всего из двух талантливых субъектов. На протяжении минувшего десятилетия они успешно радовали аудиторию многочисленными додзинами, создали две полноценные серии визуальных новелл, а по мотивам их историй снимали сериалы и полнометражные ленты. И вот очередное их творение Ougon Musou Kyoku делает ставку не иначе как на эмоции лютых обожателей. Это довольно красивый, интересный и уникальный файтинг, но, если вас тошнит от визгов большеглазых рисованных японок, словосочетание «файтинг на PC» не воспламеняет зрачки, а удобство управления стоит превыше всего – тогда просто знайте, что есть на свете вот такое вот чудо.
Автор: Руслан Печников