Painkiller
Законы развития игровой индустрии мало, чем отличаются от развития, скажем, кино. Одни фишки приходят на смену другим, количество вкладываемых денег день ото дня растёт чуть ли не в геометрической прогрессии, что явно не соответствует скорости роста качества
При этом вырваться из порочного круга, тряхнуть стариной всегда и везде трудно. Так сегодня мы познакомимся последним из могикан, игрой, вышедшей в 2004 году, но вобравшей все лучшие качества первых шутеров вроде Doom 2 или Quake. Как многие уже смогли догадаться, речь пойдёт о польском шутере Painkiller, который наши игроки ласково прозвали «Пан Киллер».
Heaven’s got a Hitman.
Как и положено чистопородному экшену старой школы он имеет вполне себе неплохую завязку.
Однажды Дэниел Гарнер вместе со своей женой поехал на автомобиле справить семейное торжество в ресторан. К сожалению, погода была явно не располагающей к путешествию, а Гарнер плохо реагировал на дорожную ситуацию. Результат – страшная авария.
Очнулся Дэниел не где-нибудь, а посреди Рая и Ада, а если по-нашему – в чистилище. За какие-то грехи прошлого его не пускают в Рай. И тогда ангел Сэмуель предлагает простой контракт: уничтожить четырёх генералов Люцифера в обмен на тёплое место на небесах. Естественно, что Дэниелу ничего не оставалось делать как приступить к вычищению скверны и нежити.
В принципе, это всё, что вам нужно знать о сюжете Painkiller. Потому как он подаёт признаки жизни, ровно пять раз в виде неплохих, но весьма коротких роликов. Остальные шесть часов Painkiller представляет собой бесконечный массаж спинного мозга.
Judas Priest — Painkiller
Rivers of madness are flowing through my veins
Итак, игра разделена на 24 абсолютно не связанных друг с другом миссии, неравномерно разделённых на пять актов – по акту на каждого генерала и один на Ад, который Дэниел посетит вследствие непредвиденных обстоятельств.
При этом каждый из тех 24 уровней – настоящий шедевр дизайнерского искусства. Художники People Can Fly одними из первых смогли показать, что Ад и Чистилище – это вовсе не тёмная бездна, где бегают рогатые черти, на повозке, запряжённой самоубийцами , едет Сатана, а вокруг царит смрад и копоть. Ад в представлении PCF содержит кусочки и обрывки исторических событий вне пространства и времени.
Поэтому программа посещения нам предстоит весьма богатая и очень разнообразная. Поначалу мы окажемся на старом средневековом кладбище, затем – в Соборе, подземных катакомбах, заражённом чумой городе, психиатрической больнице, военной базе, железнодорожном вокзале, Опере, старом Замке, Городе на воде (явный намёк на Венецию) и даже в Вавилоне. Ад вообще можно причислить к числу самых красивых и захватывающих уровней, что когда-либо были в шутерах – застывшее в самом разгаре средневековое побоище и огромный ядерный гриб на заднем фоне.
Под стать уровням и населяющие их монстры. Скажем, на Кладбище вас ждут скелеты-рыцари с мечами, в Монастыре и Атриуме – монахи с длиннющими ногтями с секирами в рясах, а в Городе на воде – какие-то хулиганы и байкеры с Томми-ганами.
Ну и конечно в конце каждого акта игрока будет поджидать босс – толстый, с кучей хитпоинтов и неистребимым желанием покончить с вами, к каждому из которых нужно найти свой подход.
Ain’t no forgiveness
Игровой процесс Painkiller прост и незамысловат как десять копеек и напоминает одновременно Serious Sam и Crimsonland от первого лица. То есть мы со скоростью савраски мчимся по уровням, равномерно раздавая сталь, свинец и тротил различным адским отродьям. Периодически, прямо как в Devil May Cry 4, нас будут запирать в узких помещениях, и пускать сразу из трёх углов монстров. Перебив всех, мы активируем скрипт, двери открываются и процесс повторяется снова и снова с незначительными изменениями. С убитых врагов мы подбираем души – местный аналог аптечек, после набранных 66 душ на время превращаемся в демона: тогда мир приобретает серый оттенок, а все монстры окрашиваются в ярко красный. После выхода из режима демона, глядя на окровавленные стены, сам себя спрашиваешь: «И это всё я сделал?».
Казалось бы, что может быть скучнее – давить на гашетку и резво прыгать по уровням? Но этот вопрос живо отпадает, когда узнаешь обо всех остальных признаках Painkiller. Поскольку кроме адреналинового (хоть и однообразного) отстрела монстров и красивых уровней «Пан Киллер» имеет целую горсть тузов в рукаве.
Во-первых, Painkiller может похвастаться одним из самых продуманных арсеналов вооружения. Всего стволов в игре пять: пейнкиллер, дробовик, коломёт, сюрикеномёт с электричеством и пулемёт\ракетница. Кажется, что мало? А чёрта с два. Потому как каждый ствол имеет альтернативную, и каждый второй – комбо атаку. Кроме всего прочего, они уникальны в своём роде и за исключением спаренной ракетницы\пулемёта ни в одной игре вы подобные не встретите. Нестандартность подхода поляков можно проследить банально только лишь по первой пушке – Пейнкиллеру. Обычно во всех шутерах оружие, повешено на «единичку» — это так, для мебели, его используют как последний аргумент. Но в Painkiller всё не так. По нажатию основной атаки («Пейн») оружие раскручивает острые лезвия, которыми очень хорошо рубить толпы в ближнем бою. Альтернативная атака («Киллер») – выпускает ловушку, которая соединяется с основой лазерным лучом. Удачно засев в каком-нибудь узком месте ей вполне можно нанести неплохой урон. Ну и апофеоз работы «единички» — её комбо. Раскрутив лезвие и нажав альтернативную атаку, мы выпускаем вращающиеся круг с ножами, которые покромсают в мелкие куски практически любого врага.
And all I got is pain!
Далее Painkiller приятно удивляет отличным уровнем физики и графики. Даже сейчас, спустя три с лишним года она не кажется устаревшей. Милые глазу модели, отличная анимация и хорошие текстуры (знайте, что самое реалистичное изображение стекания капель крови по стенам принадлежит кисти Painkiller) – марку и стандарт тех лет игра держит с достоинством.
Знаменитый Havok 2.0, который также работает в Half-Life 2 и Max Payne 2 на полную катушку раскрывает себя в Painkiller. Кажется то, как красиво, органично и правильно кол пришпиливает тушку незадачливого воина тьмы к стене не описывал только ленивый. Не устоим и мы. Каждая битва превращается в празднество физики и может быть описана серий коротких зарисовок – вот зомби улетел в разобранном виде от выстрела с дробовика в упор, вот на коле раскачивается скелет в латах и так далее. Ну и как такое действо может надоесть?
Дополнительного повода для реиграбельности добавляют так называемые «карты Таро». Суть в следующем: всего существует 24 карты Таро, которые можно открыть, выполнив специальное задание на уровне. Например, пройти уровень, не поднимая броню. Или собрав все патроны. Бывают и явно хардкорные задачки: не собрать НИ одной души, или превратится в демона не менее трёх раз.
Награда за мучение – весьма полезный бонус. Есть правда одно но – одновременно можно ставить не более трёх золотых карт (эффекты которых временны) и двух серебряных (действуют перманентно). Ну и ко всему прочему за установку карты нужно платить золотом, которое находится на уровнях в тайниках и предметах быта вроде ваз, надгробий и погребальных урн.
P.S. В горячке мы чуть не забыли рассказать о саундтреке Painkiller. В те редкие моменты, что игрок просто перемещается по уровню, играет тихий и спокойный эмбиент. Лишь только стоит появиться силам тьмы, как колонки разрывает самый настоящий тяжёлый рок. Пускай мелодии и простоваты, но зато обладают очень забойным ритмом. Ну и отдельно, конечно же, стоит отметить песню Painkiller, что играет в титрах. Все, кроме первой, главы были названы строчками из этой песни.
Уникальный в своём роде, безбашенный, адреналиновый ольдскульный экшен, сочетающий классический геймплей с новейшими технологиями. Пропустить его – значит отказать себе в львиной доле удовольствия и самого настоящего чистейшего кайфа.
Автор: Данил Ряснянский