Post scriptum: обзор
Игры о Второй мировой, как правило, освещают одни и те же события той войны. Самые популярные темы неизменны вот уже два десятка лет: высадка в Нормандии, Франция, Сицилия, Северная Африка. Чуть реже приходится отправляться на Восточный фронт или на острова Тихого океана. Наконец, совсем редко удаётся принять участие в Голландской операции — разве что Brothers in Arms: Hell’s Highway и аддон Market Garden для Combat Mission: Battle for Normandy целиком посвящены боевым действиям в Нидерландах в сентябре 1944 года. Но «Маркет Гарден» по-прежнему редкая гостья в играх о Второй мировой: как правило, в подобных проектах ей уделено не больше одной-двух миссий.
Разработчики Post Scriptum: The Bloody Seventh решили исправить эту несправедливость. Всё-таки операция «Огород» по сей день является примером одного из самых массовых применений воздушного десанта в истории — это уж точно стоит того, чтобы сделать сетевой боевик именно об этой неделе ожесточённых боёв в Западной Европе.
Кровавый сентябрь
К концу лета 1944 года на Западном фронте сложилась благоприятная для наступления союзников ситуация. Во всяком случае, так считал главнокомандующим сухопутными войсками в Европе Бернард Монтгомери (Bernard Montgomery). Британский полководец подготовил достаточно смелый план новой операции, в далёкой перспективе обещавший закончить войну уже к концу года.
Войскам союзников предлагали обойти «Линию Зигфрида» через территорию Голландии, обеспечив выход к промышленным районам Германии. Коридор для наступающих войск должны были проложить десантники, захватив несколько мостов на протяжении почти сотни километров и удерживая их до подхода основных сил.
Операция, которая получила незамысловатое название Market Garden, началась 17 сентября 1944 года с самого массового воздушного десанта во Второй мировой войне: за первые два дня в тылу противника высадилось около 35 тысяч солдат и офицеров, две тысячи автомобилей, пять сотен орудий и миномётов. Для жестоких сражений той войны не такая уж и впечатляющая цифра, но неожиданное появление такой группировки войск далеко за линией фронта стало неожиданностью для немцев.
Тем не менее фортуна в этот раз оказалась не на стороне союзников. Проблемы со связью, планированием и управлением войсками начались практически сразу. Неприятности сыпались одна за другой: где-то командование не могло связаться с подчинёнными подразделениями, в другом случае десант был вынужден высадиться слишком далеко от намеченной цели, потеряв эффект внезапности, а на пути в Арнем в засаду попала разведывательная колонна англичан.
Лента для пулемёта закончилась в самый неудобный момент — через пару мгновений меня добьёт вражеский снайпер.
Не лучше шли дела и у механизированных частей, начавших наступление с запада. Всё те же ошибки в командовании и планировании преследовали 30-й британский армейский корпус, который был основной ударной силой союзников в этой операции. Несмотря на подавляющее превосходство противника в бронетехнике и живой силе, немцы оказывали ожесточённое сопротивление, замедлив продвижение атакующих. Время играло на них: пока удавалось сдерживать атаки союзников на линии фронта, в тылу постепенно таяли силы десанта, которые без должного снабжения не могли долго сохранять боеспособность.
Уже спустя пару дней после начала операции инициатива была полностью на стороне немцев: десант, который и так с трудом удерживал занятые позиции, практически потерял управляемость и ресурсы — не помогли даже попытки наладить снабжение по воздуху. Надежда на помощь с запада становилась всё призрачнее с каждым днём. Ещё через пару дней стало ясно, что успеха в этой операции союзникам ждать не стоит.
Наконец, 25 сентября был получен приказ к отходу. К утру следующего дня последние остатки десанта переправились через Рейн, выйдя на соединение с основными силами союзников. Операция «Огород» закончилась поражением.
Командная работа
Post Scriptum: Finally a WW2 Game Done Right
Учитывая столь печальный для британцев и американцев исход Market Garden, неудивительно, что Голландская операция не пользуется такой популярностью в массовой культуре, в отличие от триумфа во Франции парой месяцев ранее.
Необходимо постоянно следить за изменением ситуации с помощью карты.
С другой стороны, драматическая история десантников, вынужденных сражаться во вражеском тылу, может оказаться весьма интересной — что показал пример третьей части Brothers in Arms. Однако авторы Post Scriptum решили сделать акцент на другом.
Первое впечатление — перед нами Squad про Вторую мировую. Невооружённым глазом заметно сходство даже в интерфейсе, не говоря уже об остальном. Ничего удивительного: у этих игр один и тот же издатель, а часть разработчиков в своё время занималась созданием модификаций для Squad и её прародителя — мода для Battlefield под названием Project Reality.
Две стороны, максимум четыре десятка человек с каждой, сражаются на довольно масштабных картах за контроль над ключевыми точками. Пока в игре только две фракции — британцы и немцы. В ближайшее время обещают добавить и американцев — знаменитые 101-ю и 82-ю дивизии ВДВ США. У каждой стороны есть чёткое разделение на отряды, а внутри отрядов в наличии столь же жёсткая специализация. Как обычно, больше всего обычных стрелков, а вот снайперов или сапёров считаные единицы.
Кроме пехоты и танкистов присутствуют специальные инженерные отделения. Эти ребята занимаются подвозом боеприпасов к месту боёв, строят укрепления и огневые точки, и именно от их действий зависит львиная доля успеха в сражении. Руководит всей этой оравой командующий, который может раздавать приказы командирам отделений, ставить пометки на карте и вызывать артиллерийскую и авиационную поддержку.
Карты здесь большие, а устаёшь быстро. Пара глотков из фляжки поможет быстрее восстановить силы.
Те, кто провёл много времени в Squad, в Post Scriptum будут чувствовать себя как дома: игровой процесс, конечно, не назвать полной копией, но основы те же. Отличия в основном обусловлены аутентичными вооружением и техникой. Подавляющее большинство бойцов воюют не автоматами, а винтовками с ручной перезарядкой — понятно, как это влияет на рисунок боя.
Пулемёт, особенно если это немецкий MG42, — мощный аргумент против любой атаки, если правильно выбрана позиция. Бронетранспортёр, а уж тем более танк, — практически бесполезен без пехотной поддержки, но если экипаж наладил взаимодействие с союзниками, то можно пройтись мощным катком по позициям противника. Накладывает свой отпечаток на геймплей и местность: Голландия — это царство бокажей. Поля, ограниченные полосами из кустов, небольшие деревеньки и густые леса, сравнительно плоская поверхность в целом — всё это приводит к тому, что противника можно не заметить до самого последнего момента.
Как и в Squad, единственный ключ к победе — это командное взаимодействие. Многое зависит как от сквад-лидеров, так и от инженеров. Если эти слоты заняли одиночки-молчуны или любители «рандома», то о победе можно забыть. Штурмовать позиции, на которых противник успел закрепиться, без артподдержки и правильной постановки точек возрождения (не слишком близко, но и не слишком далеко) — чрезвычайно сложно. Нередки случаи, когда команда проигрывала, не захватив вообще ни одной ключевой точки, — а всё потому, что у одной стороны нашлись опытные командиры, а другая пришла «просто пострелять».
Если разработчики хотели сделать ту самую Squad про Вторую мировую, то у них это получилось. Не получилось другое.
Из танка почти ничего не видно, поэтому без товарищей в пехоте поездки на технике обычно надолго не затягиваются.
Поторопились
Не удивляйтесь неказистой графике на скриншотах — низкие графические настройки пока что единственный способ сохранить как приемлемую частоту кадров, так и целостность своих нервов. У игры очень большие проблемы с оптимизацией. Причём непонятно, чем это вызвано, — какими-то неземными технологиями тут и не пахнет. Графика и на максимальных настройках будет не сильно лучше, а симуляция физики весьма условна — первая же поездка на технике даёт это понять вполне однозначно.
Да, движок Unreal Engine 4 не очень хорошо справляется с большими локациями (а они тут действительно огромные), но картинка уровня первой Red Orchestra в 2018 году говорит сама за себя.
Хорошо, попробуем согласиться с теми, кто любит твердить, что «графон не главное». Но почему нет ни разрушаемости строений, ни «расчленёнки» (в той же Red Orchestra она, напомню, была)? Дома и постройки не ломаются ни от артобстрелов, ни от бомбёжки, а какой-нибудь хлипкий заборчик имеет железобетонную стойкость. Да что там говорить — многотонный танк не в состоянии сломать небольшое деревце. Про терраморфинг и говорить нечего — скажите спасибо, что есть возможность строить небольшие укрепления из мешков с песком.
Наверное, таковы ограничения движка — но если чем-то приходится жертвовать, то что игрок получает взамен? А ничего — в техническом плане Post Scriptum представляет собой одну большую проблему. Ошибок, вроде проваливающихся сквозь текстуру бойцов или ужасно раздражающего застревания в деревьях, хватает. И это, напомню, релиз, а не ранний доступ! С выходом игры разработчики явно поспешили.
Английский Bren по сравнению с MG42 — пародия на пулемёт.
Единственное, за что их стоит похвалить, — это звуковое сопровождение и модели техники и оружия. Различных танков, машинок и даже артиллерийских орудий — почти полсотни; личного оружия, в том числе и такого экзотического, как наствольный гранатомёт или ручная мортира, — тоже в достатке. Здесь весьма неплохая музыка, а уж звуки взрывов и выстрелов, свист пуль и осколков — не хуже, чем в хорошем голливудском боевике. Но и тут без помарок не обошлось — например, некоторые семплы частенько слишком резко обрываются.
Технические недоработки — далеко не единственная проблема Post Scriptum. В конце концов, ошибки можно исправить, симуляцию физики — улучшить, а оптимизацию — подтянуть.
Одной из ключевых особенностей игры разработчики называют тот факт, что Голландская операция никогда прежде не становилась центральной темой подобных сетевых боевиков. Это правда, но если присмотреться, то у Periscope Games не хватило либо фантазии, либо смелости добавить в своей проект больше оригинальности и соответствия реальным историческим событиям той военной кампании. Жёстко заданные специальности и снаряжение бойцов, невозможность подобрать брошенное кем-то оружие, минимальные различия между противниками — всё в угоду балансу, будто Post Scriptum собирается стать киберспортивной дисциплиной.
Почему бы не отразить те нюансы, которые имели место в действительности? Войска союзников были более мобильны, пользовались эффектом внезапности благодаря десантированию с воздуха, зато противник имел превосходство в огневой мощи и технике — здесь же ничего такого не найти. Асимметричный геймплей в виде «сильные немцы против слабых, но мобильных войск союзников» смотрелся бы куда интереснее, чем практически одинаковые фракции.
Попытки сделать что-то подобное прослеживаются — например, возможность парашютного десанта. Но она доступна только в начале миссии на небольшом участке карты и погоды не делает. Создавать атмосферное окружение только за счёт неплохой озвучки и реалистичных голландских пейзажей игре удаётся с трудом.
С неба на землю — и в бой!
Говорят, что по итогам провальной для союзников Голландской операции генерал Браунинг (Frederick Browning) произнёс знаменитую фразу о переправе через Арнем, до которой так и не удалось добраться основным силам: «Тот мост оказался слишком далеко». В случае с Post Scriptum до полноценной игры тоже неблизко. Сравнение со Squad пока совсем не в пользу творения Periscope Games. На The Bloody Seventh заслуживает внимание только благодаря оригинальному антуражу — остальное надо основательно дорабатывать.
Плюсы: звуковое сопровождение; реалистичные локации; большая роль тактики в геймплее.
Минусы: отвратительная оптимизация; баги; отсутствие разрушаемости; пока игра не тянет на полноценный релиз.