Regalia: of men and monarchs: обзор
Всё-таки есть что-то такое притягательное, магическое в японских ролевых играх, что даже совсем не японские разработчики продолжают упорно выступать в том же жанре. Но при этом, что самое ценное, они практически всегда пытаются привнести в проверенную формулу свои идеи. Совсем недавно я рассказывал о нетривиальной французской JRPG под названием Shiness: The Lightning Kingdom, а теперь вот в Steam появилась польская вариация на заданную тему — Regalia: Of Men And Monarchs, которую можно назвать этаким своеобразным гибридом Disgaea, Persona и… XCOM.
Пожалуй, самый колоритный кузнец в истории RPG.
Приключение, стратегия…
Все признаки тактической японской RPG налицо и на лице: красиво нарисованные персонажи в пафосных одеждах и с причудливыми причёсками путешествуют по глобальной карте, чтобы в основном зачищать подземелья в пошаговых сражениях. Да и сюжет что-то подозрительно напоминает: принц Кай из дома Лоренов (ну или не принц, но очень похоже!) в компании близких друзей и сестёр пытается восстановить былое могущество своего королевства Аскалии, наследником которого он стал достаточно неожиданно даже для самого себя.
Однако в остальном тут есть некоторые отступления от проверенной годами формулы. Зачистка подземелий проходит в несколько этапов — помимо сражений там ещё обязательно присутствуют текстовые квесты и отдых в лагере с возможностью вернуть в строй раненых и пообщаться со своими боевыми товарищами. В самих же драках, помимо традиционного «атакуй в свою очередь за очки действий, используй умение или зелье», есть и тактические элементы, взятые из The Banner Saga: урон может пройти раздельно по броне или здоровью, а по мере сражения мы накапливаем специальную энергию, которая тратится на дополнительные действия или на Ultimate-способности, уникальные для каждого персонажа.
Но ещё важнее, что в Regalia: Of Men And Monarchs присутствует чёткий стратегический элемент. Мы должны постепенно отстраивать своё погрязшее в долгах королевство, возводя и улучшая важные постройки — таверну, кузницу, магазин, пирс, где можно рыбачить (какая же JRPG без рыбалки?). Правда, делать это разрешат только после того, как по сюжету или по мере укрепления вашего королевства в Аскалию пожалуют соответствующие торговцы и ремесленники.
Но возведение и укрепление зданий не даёт сразу же ожидаемые бонусы, а позволяет улучшать отношения (например, с кузнецом или продавцом) и открывает возможность (только саму возможность, подчёркиваю!) получать новые персональные награды от них. А потом ещё нужно провести с ними целый день, поговорить по душам, помочь с каким-нибудь делом, чтобы наконец кузнец стал делать для нас более мощную экипировку, а торговец — продавать более ценные предметы.
…Плюс социальный менеджер
В Regalia: Of Men And Monarchs вообще сделан огромный акцент именно на выстраивании отношений с напарниками, со своими подданными и даже с другими государствами. Да, тут присутствует и дипломатия. У тех боевых товарищей, с которыми вы выстраиваете хорошие отношения, проводя с ними дни напролёт или принимая устраивающие их решения в ходе текстовых квестов, открываются новые способности. А государства, которые вы поддерживаете, например в конфликте с соседями, по мере улучшения репутации открывают доступ к уникальным предметам, способностям и персонажам, готовым присоединиться к вам.
Кая окружает множество симпатичных девиц, и они частенько ссорятся.
При этом с теми, кого вы не поддержали, кому уделяете меньше времени или кто, например, остался недоволен тем, что во время очередного текстового приключения вы решили обчистить корзину для пожертвований, а не сделать самому взнос, — отношения, соответственно, ухудшаются. Это не значит, что какое-нибудь королевство объявит вам войну или недовольный со скандалом покинет партию, — просто не получите их бонусы.
Провести день с напарником — это не фигура речи. Вы в буквальном смысле тратите на возню с персонажами драгоценное игровое время. А оно в этой пошаговой RPG ни на секунду не останавливается и является важнейшим ресурсом.
Дело в том, что на выполнение королевских квестов (построй столько-то зданий, создай столько-то предметов), без которых не продвинуться дальше по сюжету, выделяется строго ограниченное количество дней. При этом на путешествия по карте, на зачистку подземелий тратится от шести суток и больше — в зависимости от их расположения и сложности. Также один день понадобится и на то, чтобы построить или улучшить то или иное здание. В итоге ты постоянно находишься в определённом цейтноте и вынужден выбирать, как распорядиться отпущенным временем, какие отношения и постройки важнее.
Более того, тут есть календарь, который показывает, в какой день тот или иной персонаж доступен для общения или торговли, а когда он изволит отдыхать. И это тоже приходится учитывать. Вернулись вы, например, из тяжёлого похода, времени мало, и вы хотите сразу же закупиться новыми предметами или «скрафтить» новое оружие, а магазин или кузница закрыты…
Смешно, интересно и больно
Всего этого, согласитесь, уже достаточно, чтобы Regalia: Of Men And Monarchs вызвала неподдельный интерес. Но это ещё не все аргументы авторов. Помимо того что игра красиво выглядит и шикарно звучит (благодаря очень выразительному озвучиванию и оркестровому саундтреку), у неё ещё всё хорошо с чувством юмора. Во всём тут чувствуется более или менее добродушная ирония. Наставником Кая становится призрак его деда, который очень любит пошутить и подколоть, одним из боевых напарников является натуральный призрак в доспехах, которым против его воли управляет как раз дух нашего умершего родственника, а местный кузнец — это вообще смешной гламурный немец с миниатюрной собачкой на руках.
Разные ресурсы для строительства мы находим в своих приключениях или покупаем в магазине.
Персонажи тут колоритные, и общение с ними — это не просто сухая погоня за персональными бонусами, а действительно интересные, постепенно раскрывающиеся истории. Например, подольше пообщавшись с дочкой угрюмого, молчаливого трактирщика (он может только мычать что-то неопределённое), я узнал, что тот на самом деле ей не родной отец. Все эти подробности отношений (в том числе, понятно, и романтических), характеристики персонажей, описания событий заносятся в специальный кодекс, читать который можно долго и с удовольствием.
Особую радость также испытываешь, когда побеждаешь в боях или эффективно решаешь текстовые квесты, сделав правильный, как тебе кажется, выбор, нарвавшись не на драку, а на дополнительный опыт, ресурсы, необходимые для строительства и «крафта», или ценную экипировку.
Сражения в Regalia: Of Men And Monarchs сложные, зачастую отягощённые разными особыми условиями (вроде «продержись столько-то ходов» или «доберись до точки эвакуации») и тем фактом, что павшие во время зачистки подземелий товарищи возрождаются только во время одного-единственного привала. Поэтому приходится думать, использовать все тактические приёмы и умения и правильно планировать поход — так, чтобы сделать привал как можно позднее и не выйти на решающую битву в неполном составе.
При этом все подземелья и сценарии, по которым они проходятся, тут уникальны — нет ни бессмысленного и беспощадного «рандома», ни изнуряющего «гринда».
В сражениях есть дополнительные «челленджи», за выполнение которых нас премируют.
Regalia: Of Men And Monarchs — очень приятный и неожиданный сюрприз, игра, где нужно и сражаться, и строить, и много читать, и выстраивать отношения, и вести дипломатические переговоры, и даже следить за тем, когда будут выходные у вашего кузнеца или торговца. Настоящее, увлекательное и очень атмосферное приключение, которое я строго рекомендую всем любителям ролевых игр — без разницы, японских или западных.
Плюсы: разнообразный и увлекательный геймплей, соединяющий тактику, стратегию, текстовые квесты и социальные связи; сложные, но интересные сражения; отличный юмор; колоритные персонажи; большое значение имеют отношения с напарниками и другими фракциями; нетривиальная ролевая система, построенная во многом на получении бонусов от различных персонажей; оркестровый саундтрек; приятная, стильно нарисованная картинка.
Минусы: дипломатия и стратегия всё-таки реализованы поверхностно.