Rhiannon: curse of the four branches: обзор
Адвенчуры бывают бесспорно прекрасными. Продуманными, выверенными, атмосферными и технически обеспеченными. Играть в них не только приятно, но и полезно для серого вещества.
Случаются в нашей жизни квесты несомненно убогие. На них вообще не стоит тратить ни времени, ни денег, это понимают все, кроме авторов.
Но иногда перед адвенчуроведом и адвенчуролюбом оказывается этакий половинчатый продукт. Многое, вроде бы, неплохо, но есть несколько неудачных моментов, весьма негативно влияющих на удовольствие от игры. Кажется, и сюжет затягивает, бросить жалко. Но сам процесс поиска активных точек вызывает адскую скуку.
Именно таким проектом разродилась британская студия Arberth, состоящая из трех человек. Если бы тот же сюжет получил несколько иное воплощение, Rhiannon: Curse of the Four Branches вполне могла бы встать в один ряд с шедеврами Джонатана Боукса. Но — не судьба.
На фортепиано даже можно играть.
Тени забытых предков
Добропорядочная семья выкупила в Уэльсе старинный дом, носящий имя Тай Придери. Первое время их проживание в обширной усадьбе не омрачалось ничем, кроме ночных перестукиваний и завываний. Но, спустя несколько недель, единственная дочь четы, пятнадцатилетняя Рианнон, начала слышать, видеть и чуть ли не осязать призраков. Чтобы избавиться от наваждения, девочка решила предпринять небольшое расследование — выяснить, чем являлась ранее усадьба Придери и кем могли бы быть при жизни привидения, нарушающие покой новых жильцов. Завершить свои поиски Рианнон не смогла: родители, обеспокоенные состоянием дочери, решили вывезти ее из зловещего места — отдохнуть и развеяться. Тем временем, за домом попросили приглядеть некоего Криса, о котором ничего, кроме имени неизвестно.
Английский язык, кажется, был специально создан для политкорректности. Отсутствие родовых окончаний в сочетании с универсальным именем (Кристиан? Кристина?) делают нашего героя не только безликим, но и бесполым. Ах да, мы забыли упомянуть о том, что квест — от первого лица. Дальнейшее развертывание сценария происходит по принципу, неоднократно опробованному все тем же Боуксом. При полной иллюзии свободы действий, реально мы оказываемся лишены даже крупицы выбора: сюжет стопроцентно линеен. Это неприятное качество в какой-то мере можно оправдать логичностью и связностью истории. Наш условный персонаж — человек основательный, разумный и… послушный. Он не станет своевольничать: каждый шаг Крис делает в соответствии с полученными ранее инструкциями. Благо с наставлениями и указаниями здесь все как раз очень даже неплохо.
Вы видите на этой стенке лицо? Бойтесь: оно тоже вас видит.
Не укради
Поначалу, попав в Придери, мы настраиваемся на лучшее. Одинокий, пустынный дом, таинственный шепот, прямо с порога возвещающий нам нечто невнятное, — ура, сейчас будет страшно!
Позже, потратив час на бесцельное блуждание по окрестностям, понимаем, что страшно почему-то не становится. Неудобное управление, напоминающее о древней Beyond the Time, вынуждает каждый раз преодолевать поистине стайерские расстояния, чтобы добраться до нужного шкафчика или выхода. Проблема пиксельхантинга решаема: достаточно выставить в настройках режим подсветки активных точек, чтобы не мучаться с поиском предметов. Но взять вещь с полки мы сможем только после того, как наш герой получит разумное обоснование необходимости этого действия. Прикарманить фонарик? Ну, нет! Сначала нужно пройти 15 других экранов, сунуться на темную лестницу и убедиться в том, что на ней и правда ничего не видно. Вытащить из шкафа справочник по местной фауне? Ни в коем случае! До тех пор, пока мы не обнаружим, что он необходим для расследования. Уже к началу второй главы количество рейдов через весь участок за тем или иным предметом начинает всерьез удручать. Увы, ни детальная проработка всего текстового материала — начиная от дневника Рианнон и заканчивая легендами Придери — ни редкие появления призраков в виде сгустков тумана, не могут служить компенсацией однообразию геймплея.
Этот призрак такой аккуратный: даже на двери пишет ровно.
Если видишь в стенке руки…
Мистическая составляющая игры решена довольно неоднозначно. Очевидно, что создатели Rhiannon: Curse of the Four Branches стремились к максимальной реалистичности всей бытовой части геймплея — видимо, специально для усиления контраста между нормальным и паранормальным. И в этом действительно был бы свой резон, если бы проявления сверхъестественного не были решены в столь наивной манере, допустимой, разве что для третьеразрядного ужастика. Зловещие надписи на зеркале и стенах, демонический смех и лица, вылезающие из лестниц для нас, избалованных геймеров ХХI века, могут служить поводом для шуток, но никак не для страха.
Визуальное воплощение, в целом, вполне приятное, в действительности не отличается ничем особенным. Индивидуальная графическая стилистика могла бы вытянуть игру, но здесь мы ее не найдем: все добротно-чинно, вполне по-английски.
А вообще тут уютно: камин и все такое.
***
Что же остается в итоге? Адвенчура могла бы быть очень хорошей. Но, как это часто случается, ложка дегтя сумела практически полностью испортить бочку меда. В итоге вышло нечто среднее. А среднее, как известно, быстро проходится и очень скоро забывается. Очевидно, такая судьба ждет и Rhiannon: Curse of the Four Branches.
Плюсы: продуманный сюжет; стремление к реалистичности; неплохая графика.
Минусы: однообразие геймплея; отсутствие изюминки; наивная мистика.