S.t.a.l.k.e.r.: clear sky: превью
В подробном предисловии, уверен, нет никакой необходимости. Вряд ли найдётся человек, не слыхавший об отечественном шутере, ставшим культовым задолго до релиза — S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl. Шесть лет в разработке, многочисленные переносы даты релиза, несколько смен концепции — казалось, проекту уже не суждено оказаться на прилавках, когда вдруг прогремела премьера. Мнений было высказано более чем достаточно, спорных моментов изначально хватало, однако, игра замечательно продалась как у нас, так и на Западе, а потому анонс продолжения не заставил себя ждать. Clear Sky всё так же разрабатывается GSC, но под крылом нового издателя. Дату выхода обещают не переносить, а саму игру кардинально улучшить, где-то даже превратив её в того самого S.T.A.L.K.E.R., как любят выражаться преданные фанаты, следящие за разработкой со времён робких первых анонсов. Что ж, самое время подвести итоги ожидания, ведь релиз чуть более чем через месяц, и в очередной раз пересказать всё то, что известно о Чистом небе на данный момент.
Лиманск во всей своей красе.
Не лишним будет напомнить позицию разработчиков. Clear Sky, мол, не аддон вовсе, хотя и не полноценная вторая часть. Истина, как всегда, где-то посередине. Сюжет игры берёт своё начало за год до событий оригинала, когда Зона была, по словам создателей, куда как опаснее, многолюднее и насыщеннее. Пересечения с Тенью Чернобыля присутствуют, но акцент на них не ставится — всё-таки это не экспаншен на манер Half-Life, когда одни и те же события демонстрируются с точки зрения различных персонажей. Clear Sky — это самостоятельный сюжет, повествующий о группе сталкеров-исследователей, именем которой и назван проект. Главный герой оригинала по кличке Стрелок собирается во второй свой поход к центру Зоны, а сама Зона активно такой возможности препятствует, то и дело организует выбросы и вообще неустанно безобразничает. Новый герой становится одной из жертв как раз такого мстительного выброса, но остаётся в живых и приходит в себя в одном из укрытий Чистого неба. Никаких подробностей о том, что будет дальше, пока нет и, скорее всего, до релиза уже не будет, однако, известно, что нам случится самого себя — Стрелка то есть — из оригинала повстречать, причём, будучи в статусе его соперника.
Скромное жилище сталкера.
После того как Стрелок впервые добрался до центра, Зона буквально взбунтовалась, передвигаться по ней стало на редкость опасно из-за аномальных полей, многочисленных групп мутантов и, конечно, военизированных группировок, между которыми параллельно развернулась самая настоящая война за территорию и ресурсы. Уже знакомые нам Долг и Свобода — далеко не единственные объединения. В Чистом небе мы повстречаем ещё религиозную группу Монолит, наёмников, учёных и так далее. К любой из местных фракций можно присоединиться, после чего, защищая её интересы и выполняя разнообразные задания, зарабатывать уважение и деньги, а по достижении определённого уровня почёта и доступ к наиважнейшим ресурсам получить, к уникальному оружию, экипировке, к нужным людям (торговцы, мастера по ремонту). В результате же и вовсе можно привести собственную группировку к безоговорочной победе, но стоит подчеркнуть, что возглавить объединение не получится даже при таком раскладе.
Тень от дерева. Вроде как…
Впрочем, войны группировок — не главное, цапаться между собой и активно воевать население Зоны будет и без вашего участия. Групповой искусственный интеллект и обновлённая система симуляции жизни A-Life сделают своё дело. Вообще, одна из приоритетных целей GSC — оживить мир S.T.A.L.K.E.R., сделать его насыщеннее, разнообразнее. Тем или иным доработкам подверглось буквально всё. Те же сталкеры в мирных районах изрядно пополнили словарный запас и коллекцию тематических шуток с рассказами. Поторговать нынче можно практически с любым персонажем, но условия будут, конечно, не идеальными, а цены не самыми разумными. Система выдачи побочных заданий также несколько изменилась, равно, как изрядно увеличились и количество с качеством возможных поручений. Члены одного объединения преследуют общие цели, а потому некоторые задания можно получить буквально от любого соратника — достаточно лишь узнать нынешний статус и спросить, что планируется делать дальше. Скажут, допустим, что скоро начнётся атака на укрытие соперника неподалёку — почему бы не пойти и не помочь? Только бы живым добраться, ведь перемещаться теперь следует куда как осторожнее, а бесполезные ранее болтики держать всегда под рукой, ибо невидимые аномалии таки появились, причём сразу в таком количестве, что мало точно никому не покажется. Однако это вовсе не значит, что теперь нам предстоит просто чаще погибать и медленнее двигаться, искусственно растягивая игровое время — нет. Нужно будешь лишь должным образом экипироваться, детекторы закупить и всё сопутствующее. Болтами обойтись теоретически можно, но соваться на аномальные поля за редкими артефактами при таком раскладе категорически не рекомендуется, а без этого ведь S.T.A.L.K.E.R. и вовсе не S.T.A.L.K.E.R. К тому же, множество новых разновидностей артефактов тоже числится в списке нововведений.
Зона, зона, без озона…
Технологически S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky тоже далеко шагнул вперёд, обзаведясь поддержкой множества самых современных наворотов, причём сразу в трёх поколениях: DirectX 8.1, 9.0 и 10. Это значит, что вполне комфортно играть в Чистое небо смогут как обладатели не самых современных конфигураций, так и заядлые геймеры на топовых машинах, и уровень графики везде будет достаточно хорош, ибо существенной доработке подверглись все три рендера, обновились или добавились такие эффекты, как параллакс, объёмный свет и мягкие тени, объёмный дым, шейдерные эффекты поверхностей, погодные эффекты, влажность, depth of field, motion blur и прочие. Плюс ко всему, заметно изменилась и анимация — разработчики добавили более тысячи новых движений и довели до ума анимационный алгоритм совместно с доработкой боевого искусственного интеллекта соперников, коих обучили преодолевать динамические препятствия на поле боя и швыряться гранатами.
Кто в теремочке живёт?
***
И, конечно, не обошлось без новых локаций, где всё вышесказанное будет наглядно продемонстрировано. По словам разработчиков, примерно наполовину Чистое небо состоит из старых, но очень заметно переделанных локаций, а другая половина — совершенно новые территории, наиболее интересные из которых уже не раз были продемонстрированы в роликах и на презентациях: Лиманск, болота, Рыжий лес, подземелья Припяти… Лиманском разработчики гордятся не зря — локация удалась на славу, равно как и дикие болота с множеством опасных тварей и необычных аномалий. Прибавьте ко всему вышесказанному новую систему модернизации и починки оружия, возможность быстрого перемещения между знакомыми локациями и, конечно, шанс того, что Clear Sky выйдет вовремя, после чего сделайте очевидные выводы.