Saboteur, the (2009)
Французское движение Сопротивления времен Второй мировой войны является одной из самых интересных и таинственных страничек истории родины Гюго. В Saboteur нам предлагают принять участие в становлении этой организации в Париже.
La Resistance
Итак, начало войны. Франция практически сразу капитулирует (да и немудрено это, ибо Тройственный союз обрушил сюда очень мощный удар) под натиском фашистов. Но очень скоро в нескольких крупных городах появляются небольшие группы энтузиастов (в основном молодежи), жаждущих вернуть власть французскому народу. Париж не стал исключением.
Издевательская политика фашистов и отношение к жителям как к свиньям не нравились очень многим. Силы организации по всей Франции растут просто ошеломляющими темпами, и в 1943-ем даже создается Национальный совет Сопротивления, призванный координировать действия повстанцев по всей стране. К 1944-му году все боевые организации мятежников были объединены в армию «Французские вооруженные силы». При этом с самого начала координация действий обоих организаций проводилась эмиграционным комитетом во главе со знаменитым Шарлем де Голлем.
Звездный час армии Сопротивления пробил летом 1944-го года, во время проведения союзнической операции «Оверлорд». Мы ее знаем по достопамятной высадке на Омаха-бич, которую кинематограф и игровая индустрия показывали какое-то запредельное количество раз. К моменту высадки союзников в Нормандии, армия La Resistance (родное название организации) освободила довольно приличную часть территории страны.
Вообще, Сопротивление стало наглядным доказательством единства народа Франции. В его ряды ставали все (даже коммунисты!), независимо от политической принадлежности и идеологических взглядов. Но, с другой стороны, о некоторых участниках ходит множество легенд. Да и не только об участниках. Есть версия, что повстанцы нашли Священный Грааль (да-да, это не опечатка) и тайно переправили его с территории страны.
Ah, you are Irish!
Typ
Мы провели этот исторический экскурс только затем, чтобы показать, насколько удачный сеттинг выбрали Pandemic Studios и какие возможности он открывает. В игре, к сожалению, нам мало что из этого рассказывают.
Вместо этого в наши руки вручают ирландца по имени Шон, изгнанного за грехи из родной страны. Ирландец страх как любит автогонки и при этом неплохо стреляет, так что на роль героя компьютерной игры подходит отменно.
Начинается все с того, что к топящему грусть в стакане Шону подходит обычный, казалось бы, француз и предлагает пить без просыху, а вместо этого попытаться «что-то исправить». Как оказывается чуть позже, ирландец пьет не из-за несчастной любви или повышения курса доллара, а потому, что его друга зверски убили немцы. Прямо на его глазах. Под «что-то исправить» подразумевается месть нацисту, убившему товарища. Ну а путь к вендетте, как вы уже, наверное, догадались, лежит через помощь Сопротивлению.
По механике Saboteur оказывается GTA с примесями. Место действия – Париж времен войны. Город полностью открыт для исследования, да и всевозможные транспортные средства, завезенные сюда в изрядном количестве, к этому располагают. Посмотреть есть на что: к примеру, очень интересна площадь Бастилии, которая выглядит совсем не так, как сейчас.
Для продвижения по сюжету от игрока требуется выполнение всевозможных заданий, которые по структуре мало отличаются от оных из все той же GTA. То есть встречаем персонажа, смотрим ролик, вводящий в курс дела, едем к месту назначения, взрываем / убиваем / спасаем / крадем / бьем.
И вот здесь начинаются те самые примеси. Во-первых, Шон немного обучен паркуру (хотя нет, скорее скалолазанию), и поэтому может преспокойно залезть практически на любое здание. Конечно, до Альтаира из Assassin`s Creed ему далеко, но и то, что имеется, вполне годится.
Во-вторых, ирландец способен, на манер 47-го из Hitman, переодеваться в другую одежду. На практике это открывает большие перспективы, ибо миссии можно проходить совершенно по-разному. Одни игроки будут нестись вперед, устраивая тотальный геноцид арийцев; другие – аккуратно и незаметно пробираться в тени, заходить со спины и сворачивать шеи; третьи – переодеваться в форму солдат Третьего Рейха и спокойно выполнять задания без единого выстрела.
Sin Paris
Париж в Saboteur имеет два цветовых оформления. Когда вы только начинаете свой путь в рядах Сопротивления, город любви больше всего напоминает аналогичный из Sin City. То есть перманентная ночь, намеренно яркие красный, желтый и белый. В этом состоянии на игру очень приятно просто смотреть, в ней проявляются стиль, красота и даже сюрреалистичность, что ли. Saboteur четко использует цветовую кодировку: например, танкер с топливом, который нужно взорвать, не просто подсвечен, а прямо пылает красным, а та же свастика на формах нацистов привлекает внимание ярким алым цветом. При этом очень ярко освещены выстрелы: желтый свет, исходящий от оружия, освещает чуть ли не половину экрана, еще сильнее усиливая ощущение сюрреалистичности происходящего.
При таком визуальном ряде хорошо чувствуешь атмосферу безысходности, злобы, страха и ненависти, нависшую над Парижем. Люди здесь боятся даже собственных теней, обходят патрули немцев десятой дорогой и жмутся к стенкам и подворотням.
Но когда ваши действия против фашистской гидры получают публичную огласку, энтузиасты в некоторых районах города «оживляют» целые улицы и кварталы. Население здесь ведет себя совсем по-другому: весело смеется, болтает, приветствует Шона (он же герой!). Эти места окрашиваются во все цвета радуги, выходит солнце. Из колонок звучит прекрасная песня Feeling Good за авторством Энтони Ньюли (Anthony Newley) и Лесли Брикус (Leslie Bricusse).
Ожидать феерии перехода из «темного» состояния в «светлое», как это было в Prince of Persia 2008-го года, не стоит. «Яркие» зоны выглядят неплохо, но все же проигрывают мрачным и депрессивным.
Приятное несовершенство
При всем этом, Saboteur – далеко не идеальная игра. Она практически не использует свой сеттинг (ну не назвать же эффективным использованием периодически проскакивающее слово «La Resistance» да площадь Бастилии на карте города), хотя могла бы развить на его основе намного более мощную и динамичную историю. А действо, подобное Saboteur, могло бы происходить и в Амстердаме, и в Брюсселе.
Персонажи клишированы и сделаны по привычным лекалам: здесь есть злостный немец-садист, самоотверженный патриот, девушка-романтик, безоговорочно верящая идеалам Сопротивления, циничный и корыстный торговец и так далее.
Миссии тоже довольно банальны и скатываются к схеме «едем — убиваем / взрываем / крадем – едем назад». Да, их можно проходить разными путями и способами, но это не сглаживает ситуацию полностью.
Вот только Saboteur – это настолько разудалое, веселое и ненавязчивое (несмотря на местами проступающий пафос) действо, что обо всех недостатках хочется забыть сразу же. Ведь здесь есть отличная стилистика, хороший саундтрек, приятная механика и город влюбленных как место действия. Порой, когда из колонок звучит приятная мелодия родом из первой половины ХХ столетия, кажется, что попал в настоящий Париж. А это ощущение не спутать ни с чем.
Где-то месяц назад оказалось, что прежней Pandemic Studios больше нет. ЕА, всеми силами борющаяся с общегалактическим экономическим кризисом, сократила больше двухсот сотрудников студии.
И вот выходит Saboteur – далеко не идеальная, но привлекательная солянка из нескольких известных франчайзов. Крепкая, хорошая игра, которая станет отличным памятником на могиле прежней Pandemic. Тем более, что оставшиеся в компании 35 человек продолжают работать. Это перезапуск студии? Как бы то ни было, отличное начало уже положено.
Автор: Александр Макарович