Secrets of r?tikon: превью по альфа-версии
Несмотря на то что «Ранний доступ» Steam функционирует уже не первый день, многие девелоперы до сих пор не научились им правильно пользоваться. Туда часто попадают даже не игры, а сырые концепции, релиз которых состоится только через пару лет. Это бросает тень на остальные проекты в Early Access — не все пользователи хотят «помогать», ковыряясь в отчетах об ошибках.
А вот студия Broken Rules, создавшая And Yet It Moves, поступила очень правильно. Ее новое приключение в разработке уже почти три года, и только теперь авторы выставили его на суд общественности. Исправляются мелочи, удаляются редкие баги, меняются не слишком удачные уровни, но в целом Secrets of Raetikon приняла уже почти законченный вид.
Совы — как всегда — не то, чем кажутся.
Умчи меня, олень, в свою страну оленью
Где-то в Альпах с неба падает рыжая птица, которая не очень понимает, как здесь оказалась. Она расправляет крылья, отправляется на исследование окрестностей и находит десятки сложных механизмов, построенных древней цивилизацией. Кругом расставлены таблички на неизвестном языке, а в лесах можно встретить не только обычных зверей, но и гигантских лис. За время прохождения нам предстоит узнать, как все это связано между собой и есть ли у маленькой птички высшее предназначение.
Структура приключения заимствована чуть ли не из классических Metroid. Пользователю с самого начала доступно почти все игровое пространство, никакого порядка прохождения или деления на уровни нет. Головоломки разбросаны в разных концах мира: нужно отыскать несколько таинственных рун и перетащить их в одну точку. Примерно та же структура была у Fez, Aquaria или Insanely Twisted Shadow Planet. С той только разницей, что пернатый подопечный не обладает какими-то особенными способностями — птица только и может что летать и таскать предметы.
Стоит отдать должное, обе механики реализованы идеально. Есть всего три кнопки: взмах крыльями, пикирование или «хватание». Они подчинены определенной логике: чтобы оказаться на глубине, нужно забраться повыше и нырнуть, а при перетаскивании тяжелых предметов приходится намного чаще махать. Подъем тяжестей превращается в форменное QTE — логичное и уместное.
На этой простой физике и строится весь игровой процесс. Нам противостоит окружающий мир, каждый сантиметр которого интерактивен. Пролетая сквозь деревья, вы путаетесь в ветках, поднимаясь наверх, начинаете сталкиваться с воздушными потоками. Приходится устраивать обвалы камней, чтобы расчистить себе путь; искать способы свалить деревья или пытаться с помощью ветра перепрыгнуть огромную скалу. Ситуации настолько интуитивно встроены в дизайн уровня, что почти не ощущаются как головоломки — если верить разработчикам, то каждый участок можно пройти 3-4 способами.
«Эй, Тор, смотри, что у меня есть!»
Бороться приходится не только с флорой, но и с фауной. Зверей здесь чуть менее десятка видов, но каждый из них способен доставить немало хлопот. Идея в том, что птица у нас мирная и атаковать не может ни в каком виде. Остается выкручиваться той самой кнопкой «хватания»: например, если притянуть ворону к колючим кустам, то она может сама в них запутаться. А гоняющуюся за вами рысь (интеллект которой раздражающе хорош) можно отвлечь, только подарив кролика или показав гнездо с птенцами.
Заниматься этим придется вне зависимости от вашего желания: прохождение строго ограничено в количестве жизней. Умереть можно не больше полудюжины раз, иначе — полный «рестарт» всего и вся. Восстанавливать полоску жизней помогают только красные треугольники, которые вываливаются из кого-то умершего. Так что иногда приходится скатываться в натуральный геноцид насекомых.
Птичку жалко
Обидно то, что на данный момент потенциал игры остается нераскрытым. Разработчики говорят, что сюжетная кампания доступна полностью, но проходится она максимум за два часа. Количество контента удручает: несколько зверей, чуть менее десятка локаций и 25 букв алфавита, которые нужно собирать для расшифровки надписей. Это ощущается скорее как большая вступительная часть, нежели как полноценное приключение.
Авторы постоянно описывают SoR как «исследовательскую» игру, но с этим трудно согласиться. Исследовать здесь нечего — механика добычи рун построена таким образом, что собрать приходится все до одного бонусы на каждой локации. Это, видимо, здорово ограничило дизайнеров: уровни разнообразны, но чрезмерно просты. Да, сначала нужно лавировать между колючек, затем — трепыхаться среди веток, потом — нырять на дно. Но в этом мало замечательных открытий, секретных мест и элементов неожиданности.
Об этом нападении рыси можно сказать: «Писец подкрадывается».
Головоломки интуитивны, но крайне редко вызывают хоть какое-то напряжение. Есть несколько совершенно прекрасных моментов, которые полностью завязаны на уникальных игровых особенностях, — например, догнать оленя можно своими силами, построив ловушку или пригласив пару хищников. Но таких эпизодов всего три — пять, что на фоне упомянутой ранее Fez выглядит чудовищно.
Сравнения с детищем Фила Фиша (Phil Fish) возникают не только из-за схожей структуры, но и благодаря подаче сюжета. Все эти загадочные конструкции посреди леса, огромные звериные короли и гигантские подземные тоннели вызывают благоговейный трепет. Кажется, что за этим скрывается очень продуманный, но хорошо спрятанный мир, который нужно исследовать, чтобы понять.
Ковыряясь в Fez, можно было раскрыть историю прилета пришельцев, а здесь… ничего.Таблички на мертвом языке после расшифровки оказываются пафосными пустышками; конструкции забавны, но в них нельзя найти хоть какие-то ответы. На форумах лежат концепт-арты видеороликов, однако кат-сцен здесь нет и никто не обещает. Остается надеяться только на финальную часть истории, но она вряд ли сможет заменить глубокомысленные и мистические намеки, которые здесь смотрелись бы уместнее.
Осталось снести дом и убить сына.
Broken Rules хвалится почти полной готовностью игры. Это поначалу радует, но вскоре начинает удручать. Прохождение вызывает только восторг: качественная музыка, необычная механика, свобода действий и передвижений, забавы с физикой и ощущение удивительной загадочности. Все на месте, все хочется сравнивать с лучшими представителями жанра.
Когда проходишь демо до конца, сразу объявляешь проект культовым и с нетерпением ждешь вдвое, втрое больше приключений. Но на вопрос «сколько еще будет?» нам отвечают: «Только концовка». И тут понимаешь — этого никак не хватит, чтобы наиграться. Задачки слишком просты, скрытых смыслов просто нет. Возможно, к релизу контента станет значительно больше, но пока это еще один изумительный кусок программного кода, который совершенно не оформлен как полноценная и завершенная история.