Space hulk (2013)

Space Hulk, более известный у нас под названием «Космический скиталец» — популярный настольный варгейм во вселенной Warhammer 40.000 от Games Workshop, в котором небольшой отряд закованных в терминаторскую броню космодесантников борется против бесчисленных орд генокрадов на борту огромного заброшенного космического корабля, уже не первый раз получает компьютерное переложение. Первая игра с одноимённым названием вышла на ПК и Amiga в далёком 1993 году и была шутером от первого лица с возможностью поставить игру на паузу и раздать приказы другим членам команды. Её продолжение, Space Hulk: Vengeance of the Blood Angels появилось двумя годами позже на

Panasonic 3DO, а годом позже была портирована на PS1, PC и Sega Saturn – главным отличием игры от предшественницы стало наличие тактического экрана и полноценный вид от первого лица.

Space Hulk образца 2013 года – это попытка датских разработчиков из студии Full Control дословно, вплоть до мельчайших деталей перенести оригинальную настолку в формат компьютерной игры. А заодно и первая за последние шесть (а если не считать Warhammer 40,000: Squad Command для портативных консолей, так вообще четырнадцать) лет тактическая игра во вселенной Warhammer 40,000.

Император – мой щит

Компьютерный Space Hulk, как уже было сказано, является буквальным переложением оригинальной настольной игры 1989 года рождения. От старшей сестры ему досталось решительно всё: полный свод правил, броски кубиков, дюжина классических миссий (плюс три новых, для обучения местной механики) и даже имена и модели действующих лиц.

Как и в оригинале, в игре друг другу противостоят две совершенно разные стороны – отряд Космических Десантников и орды Тиранидов. На стороне Терминаторов – огромная боевая мощь и чёткая специализация бойцов, где один боец строго служит для прикрытия узких коридоров, в то время как другой легко может постоять за себя в ближнем бою, но, например, не имеет огнестрельного оружия. Слабое звено Космодесанта — это крайне низкая мобильность. На любое действие – будь то поворот на 90 градусов, открытие двери, постановка бойца в режим «На страже» (англ. Overwatch) или выстрел тратятся очки, коих выдают всего по четыре на одного брата, не считая случайно генерируемых в диапазоне от одного до шести командных очков, которые можно распределить между отрядом произвольным образом.

Генокрады ведут себя совершенно не так, как терминаторы. Прут они бесконечными толпами из каждой щели, постоянно вводят заблуждение своей численностью (неизвестно, сколько же именно генокрадов окажется в очередной толпе, показанной в виде меток эха – их может быть как один, так и два или даже три), передвигаются быстрее и проворнее десантников и к тому же смертельно опасны в ближнем бою.

Такая простая, но в тоже время продуманная механика порождает наполненный адреналином и драматизмом игровой процесс. Типичная ситуация из Space Hulk выглядит примерно так: толпа генокрадов методично продирается сквозь болтерный огонь одного из братьев, последний живой враг уже оказывается в одной клетке от солдата и тут игра выбрасывает тебе кубики с дублем, оружие заклинивает (свободных очков, оставшихся после хода, на расклинивание, естественно, уже не осталось), а мерзкий ксенос после очередной дуэли генераторов случайных чисел валит верного сына Император на пол.

Моё оружие меня подвело

Проблем у этого действа всего две, но обе они крайне серьёзные. Во-первых, существует огромная эмоциональная разница между тем, когдп ты дрожащими руками трясёшь кости в надежде на то, чтобы у тебя выпало приличное число (при этом вглядываясь в лицо ухмыляющегося друга, предвкушающего победу) и тем, когда скупое крохотное окошко в правом нижнем углу экрана пишет тебе: «Брат Клаудио бросает кубики: 2, 3+1. Брат Клаудио погибает».

Во-вторых, механизм оригинальной настолки, чей баланс прилично скошен в сторону ксеносов, напрочь ломается под давлением условностей компьютерных игр. Искусственный интеллект далеко не так хитёр, как живой игрок (хотя и при таком раскладе шанс откинуться крайне высок), а у пользователя всегда есть читерская возможность загрузить более раннее сохранение или отматывать до бесконечности последнее действие до тех пор, пока не наступит желаемый результат.

Мультиплеер, даже с друзьями, естественно, избавляет от проблемы номер два, но проблема номер один становится ещё более очевидной.

Дух машины направляет мой огонь

Всё, чем выгодно отличается Space Hulk от настольного собрата – работу вашего воображения разработчики из Full Control взяли на себя. От каждой произнесённой реплики Космических Десантников прямо-таки вытягиваешься в струну, а здешние мрачные коридоры «Космического скитальца» выполнены в полном соответствии с настольным прототипом, местами вызывая настоящее чувство клаустрофобии.

Правда, и здесь не обошлось без изъянов. Все модельки анимированы крайне бедно, эффекты крови выглядят довольно топорно, а когда камера в момент поединка приближается на расстояние пары метров от героя или противника, замечаешь, что и с детализацией не всё так радужно, как кажется в тактическом режиме. Кроме всего прочего, многие игроки жалуются на то, что Терминаторы в игре двигаются чересчур медленно даже по меркам зажатых в узких коридорах трёхметровых мужчин в огромных скафандрах. Особенно это касается поворота персонажей – некоторые пятидесятиместные экскурсионные автобусы разворачиваются с большей грацией, чем Космические Десантники в Space Hulk.

Full Control так и не смогли определиться с целевой аудиторией, в результате чего сейчас Space Hulk выглядит как весьма неплохая игра ни для кого – поклонники оригинальной настолки (коих у нас в стране не сказать, чтобы очень много) вряд ли обратят внимание на компьютерную игру, дословно, вплоть до миссий и имён, повторяющую свою старшую сестру, но во многом лишённую её главного достоинства– спортивного азарта, а рядовые игроки с ещё меньшим шансом вероятности решатся на знакомство с достаточно простой по меркам компьютерной игры, весьма размеренной и сложной (в плане прохождения, а не концепции) тактической походовой игрой родом из конца 80ых, за которую просят в Steam целых 499 рублей. Единственный шанс Space Hulk на реабилитацию – введение в игру пользовательских модов, загружаемых кампаний и полный доступ к ресурсам игры для фанатского сообщества. Учитывая крайне трепетное отношение Games Workshop к своей интеллектуальной собственности, шанс этот, увы и ах, выглядит весьма призрачным.

Автор: Данил Ряснянский

Space Hulk Launch Trailer


Похожие игры…

Читайте также: