Star wolves 3: civil war: обзор
Первые «Звездные волки» – игра не особо известная и популярная, но очень добротная и интересная. По духу она для нас была чем-то сродни Fallout. Но вторая часть оказалась лишь серой тенью, рассчитанной то ли на массовую аудиторию, то ли на тех, кто до этого вообще не видел компьютера. Это сильно печалило поклонников, и они решили исправить ошибку Xbow Software и сделать не просто дополнение, а полноценную игру.
Вот такие транспортники летают по вселенной. Хотели бы так разукрасить свою машину?
История одного краха Вторая часть «Звездных волков» была, между нами, девочками, настолько сильным отстоем, что разработчики «Гражданской войны» решили вообще не брать этот проект в расчет. От него нам достался лишь движок, все остальное было выброшено вместе с космическим мусором, а потом долго и упоительно горело в атмосфере бесконечно далекой и гиблой планеты (да-да, нам сильно не нравится эта игра).
Начинаем мы за бывшего предпринимателя, который многие лета сидел в конторе, руководил грузоперевозками и покрывался небольшим слоем пыли. Когда-то он сам летал, но офисная работа развращает, а большие деньги могут легко заменить веселые приключения.
Однажды утром он сел за рабочее место, попытался связаться с транспортниками, которые везли дорогой груз, но в ответ – лишь тишина. Не отозвались корабли и на следующий день, и через неделю. Пришлось продать дом, офис, жену и детей, залезть в убогонький перевозчик и полететь к месту пропажи подчиненных и товара. С молотка ушла вся прошлая жизнь, герой еле-еле рассчитался с долгами, и теперь у него нет ничего, кроме последнего желания – узнать хоть что-то о происшедшем.
Сначала наш персонаж летает один, но вскоре к нему присоединяются другие пилоты. Вместе мы и будем бороздить космос, нарываться на неприятности и потихоньку спасать мир. Мелкое расследование окажется в центре настоящей войны между разными фракциями. И нам придется выбрать, к какой из пяти сторон примкнуть. В общем, скучно не будет – обещаем. Мы уже свое отлетали, но до сих пор под впечатлением от сюжета.
Объемы текста в игре огромны. Придется много-много читать.
Как оно работает?
Вселенная поделена на десятки секторов. В каждом несколько станций, где мы можем торговать, читать новости, вербовать наемников, получать вознаграждение за головы пиратов, ремонтировать звездолет и т.п. Передвигаемся по миру мы на корабле-базе. Это что-то вроде авианосца, в котором сидят маленькие истребители и ждут своего часа.
В отличие от «Космических рейнджеров» нам не надо задумываться, куда лететь, нет необходимости искать приключения на свою голову. Они нас сами находят и не отпускают. Если сравнивать с другими ролевыми играми, то ближе всего «Звездным волкам» будет «Готика». Там тоже мы практически не бездельничали и все время двигались по основной квестовой ветке. А вот The Elder Scrolls наоборот – безумно далека. Космос лишь кажется открытым, на самом деле практически бессмысленно летать по тем системам, где нас не ждут. А порой героев просто и не выпускают из одной точки вселенной в другую. Выходим через портал и сразу гибнем от выстрела сотни врагов.
Однако это тяжело назвать недостатком проекта. Да, чувствовать себя полностью свободным хочется, но разработчики пошли на искусственные ограничители ради того, чтобы мы с вами получили больше удовольствия. Дабы мы не заблудились и случайно не затягивали происходящее. Зато там, где выбор может сделать игровой процесс интереснее – он обязательно есть.
В отличие от «Космических рейнджеров» сесть на планету здесь нельзя. Только к станциям можно пристыковаться.
Самореализация в космосе
Выбор – вот, что позволяет почувствовать себя в «Гражданской войне» частью мира. Он есть практически в каждом квесте, а также сильно влияет на общий ход игры. У нас, в общем-то, именно благодаря ему пять сюжетных линий… Разберем для примера одну из миссий.
Мы летим с контрабандным грузом Новой Империи в секторе Старой Империи. Стоит нам только попасться с ним местным ищейкам – придется биться с десятком сильных истребителей. Поэтому, как только мы влетаем в пограничную зону, товарищи спрашивают нас – как двигаться дальше, по краю сектора или через центр. Говорим, что двинемся напрямик, так меньше подозрений. Педаль в пол, звездолет несется на здешних сверхскоростях, и вновь один из NPC-товарищей окликает нас. Тут неподалеку на группу торговцев напали стражники, может, поможем? С одной стороны – эта имперская шваль уже давно надоела, и мы подписывали кодекс торговца, в котором обещали выручать друг друга, если потребуется, но с другой – влезем в драку, можем продуть, попасть в розыск, и тогда груз уже не довезти. Игрок думает, потом отвечает: «Конечно, поможем!» И тут нас вновь спрашивают: «Шеф, а кому именно?» Теперь выбор не стоит за тем, пролететь или влезть в драку, это мы уже решили. Важно понять, на чьей стороне выступать будем.
Стоит ли комментировать? Просто чертовски красиво. Вот и все…
А теперь следите за руками, какие варианты решения и их последствия были всего лишь в одном квесте во всего лишь одном секторе вселенной. Если бы мы пролетели по краю и не наткнулись на проверку, то все было бы хорошо. Спокойно бы довезли груз с чистой совестью. Если летим по центру и не вмешиваемся в бой, то в следующем секторе имперцы бьют тревогу и атакуют нас. Мы, как гражданские, обязаны помогать военным. За бездействие – смерть. Третий вариант – влезть в битву и помочь охране. Нам выдадут хорошую награду, скажут, что торговцы были контрабандистами, потом поблагодарят и пропустят – можем выполнять квест, никто не задержит. Четвертый способ – защитить торговцев, после чего получить от них важную информацию о том, где можно найти отличный корабль, а потом с боем прорываться вперед и завершать миссию с десятком новых звездочек на фюзеляже.
Напомню, это всего один довольно простой и не особо глубокий квест. Да и то – не весь, а только часть. Есть и более разнообразные, где выбор и богаче и интереснее.
Я не буду говорить, что все это позволяет перепроходить игру миллионы тысяч раз и постоянно узнавать что-то новенькое. Это самое простое следствие. Гораздо важнее, что нам действительно позволяют что-то решать. Здесь есть правильные ответы и не очень, есть сделки с совестью (как помощь ненавистным имперцам), так и подвиги ради того, что вы считаете верным. Мне как-то пришлось нашпиговать свои дорогие звездолеты взрывчаткой и отправиться на них к пиратам, дабы взорвать всю их братию. Я потерял дорогие корабли, валялся в спасательной капсуле и следующий бой проводил на каких-то космических развалинах, а не на мощных истребителях. Хотя были и другие варианты. Но я решил, что так поступить – лучше всего. Не разработчики за меня определили, не герой решил перед дамами покрасоваться, а именно я так захотел. «Звездные волки», быть может, не позволят вам вжиться в роль торговца и стать другим человеком, но вот отыграть себя в ином мире – получится.
Некоторые метеориты свободно летают в пространстве, но врезаться в них очень сложно.
Снимем чехлы со звездолетов
Важная часть игрового процесса – сражения. Проходят они в реальном времени, но обладают умной паузой. Назвать их достоинством проекта – очень сложно. Вся наша роль сводится к тому, что мы просто выбираем истребителям цель, порой просим пилотов применять умения и заставляем их выпускать ракеты или же бить из пушек. Лишь в редких исключениях делаем еще хоть что-то. Однако даже такие бои помогают вжиться в роль. Это сложно объяснить, как драка с минимальным участием игрока способствует погружению, но это факт. Причем, чем сложнее проходить миссии, и чем хуже корабли, тем интереснее жить в этом мире.
Если, например, у вас уже есть опыт общения со «Звездными волками», и вы прошли первые два проекта, то, быть может, даже на максимальной сложности вы не сможете прочувствовать те переживания, что испытывают герои. Для них каждый бой – испытание, невероятная трудность. А опытный игрок может легко одной лишь базой уничтожить всех. Разработчикам надо выпустить какой-нибудь патч для ветеранов, дабы и они могли оказаться в шкуре звездного волка.
Скажем и о ролевой системе. В «Звездных волках» она на удивление незаметна. Все-таки ставка здесь делается в первую очередь на истребители, и хороший кораблик даже с плохим танцором летает нормально. Поэтому большую часть опыта мы тратим на получение навыков пилотирования, остальное хоть и полезно, но все-таки вторично.
Кстати, очки опыта получаются незаметно. Нам не говорят, что за этот квест мы получим новый уровень, а после его окончания возле корабля не будет летать надпись «+200 exp». Это все делало бы мир нереальным, а разработчики приложили слишком много усилий, чтобы мы поверили в него…
Одно из самых загадочных местечек в игре. До сих пор от него под впечатлением.
Пыль далеких планет
Если у вас слабенький компьютер, и вы, смотря на здешние скриншоты, представляете, как игра будет лагать у вас, то перестаньте переживать. «Гражданская война» настолько нетребовательна к железу, что даже диву даешься. У меня она выдавала около 500 fps, причем, вокруг летали истребители, где-то вдалеке дрались пираты, а метеориты пытались сшибить какую-нибудь станцию.
Прорисовывать пейзажи здесь ведь и не надо, они как задники висят. Но при этом даже от этих статичных рисунков создается такая атмосфера. Порой просто вращаешь камеру во все стороны и любуешься… Более того, в «Космических рейнджерах 2» фоновые рисунки уступают этим… Жаль, конечно, музыки нет хорошей. Зато многие диалоги и новости озвучены. Это делает мир более живым.
Хочу предостеречь тех, кто любит космические симуляторы и не любит читать. В «Звездных волках» очень мало динамики. Бои, как было сказано выше, проходят без вашего активного участия, звездолеты движутся по нажатию мышки, а не на WASD, а вот текста здесь столько, что его порой приходится читать 80% времени.
Перед нами настоящая ролевая игра. В лучших традициях жанра и пример для сотен отечественных и зарубежных проектов. Мы просто поражены уровнем «Гражданской войны». Она стала для нас чем-то вроде «Корсаров. Возвращение легенды». И если вы любите RPG и хотите на недельку отправиться в другой живой и реалистичный мир – этот проект для вас.
Ах да, кстати. Когда я ездил к Ino-Co смотреть Majesty 2, то речь зашла и о «Гражданской войне». Разработчики первой части «Звездных волков» очень хвалили дополнение и говорили, что сделано оно в лучших традициях оригинала.
Плюсы: реалистичный мир, в котором даже новости зависят от действий игрока; интереснейший сюжет; реиграбельность; множество альтернативных решений в каждом квесте; великолепные пейзажи и низкие системные требования.
Минусы: бои довольно однообразны, порой не хватает динамики.