Stasis: обзор
Ещё один выходец с краудфандинг-площадки Kickstarter добрался-таки до полноценного релиза. Путь от начала сбора средств был достаточно долгим — с анонса прошло почти два года. За это время проект успел обзавестись издателем в лице Daedalic Entertainment и собственной страничкой в Steam и GOG. Мы не преминули поближе познакомиться с многообещающей научно-фантастической адвенчурой.
Жутко красиво, жутко стильно и просто жутко. В этом вся Stasis.
Утро добрым не бывает
В point’n’click adventure сюжет, как правило, стоит на первом месте, а чего-то нового в геймплейном плане от жанра уже давно никто не ожидает. Stasis не исключение — перед нами история обычного человека из научно-фантастического будущего, попавшего в весьма необычные обстоятельства.
Джон Марачек, отправившийся в космическое путешествие вместе со своей семьёй, просыпается в стазис-камере после выхода из анабиоза. Пробуждение его совсем не радует — вместо конечной точки маршрута он находится на совершенно другом космическом корабле, жены и дочери рядом нет, да и местные обитатели совершенно не торопятся внести ясность в происходящее. Точнее, членов экипажа «Грумлейк» (так называется космолёт, на котором оказался главный герой) и вовсе не найти, поэтому придётся отправляться на поиски близких, пытаясь попутно разобраться в том, что случилось.
В том, что здесь произошло что-то странное, сомневаться не приходится — ни единой живой души, зато полно мертвецов с признаками насильственной смерти. Корабль — научный, и искушённый игрок, конечно, сразу догадается, что в гибели экипажа «Грумлейка» наверняка виноваты очередные опасные эксперименты с биологическим оружием, которое восстало против своих создателей. Заброшенный корабль, хищные твари, убившие большую часть команды, и безумные учёные, ставящие опыты над людьми… Полный набор штампов научно-фантастического хоррора, от «Чужого» и Dead Space до «Горизонта событий».
Впрочем, если изначально настроиться именно на подобное и не ждать от игры каких-то откровений в плане сюжета (а разработчики ещё на Kickstarter обещали именно классический НФ-ужастик), то смотрится история «Грумлейка» вполне органично, несмотря на общую банальность. Хотя, если не лениться следить за развитием сюжета, можно заметить кое-какие интересные мелочи, которые позволяют взглянуть на происходящее под несколько другим углом даже после прохождения игры и получения ответа на все вопросы.
Вполне типичное для игры соотношение трупов на квадратный метр локации.
Авторы вообще не стесняются обходиться с героями игры с максимальной жестокостью. Причём выглядит это всё «по-взрослому», без какого-либо гротеска, и не ограничивается обыкновенным кромсанием мяса, которым сейчас никого не удивишь. Впрочем, и «кровь-кишки» тоже на уровне: Джону постоянно приходится копаться в полуразложившихся трупах (порой — непосредственно в телах, а не в вещах или одежде) в поисках ценных вещей, пару раз он использует оторванные конечности, плавает в резервуаре с биологическими отходами и бродит по канализации среди человеческих останков… Сплошная мерзость.
Судя по запискам погибших, среди членов команды «Грумлейка» можно было обнаружить не менее омерзительных людей, причём их количество превышает все разумные пределы. Один ради выживания готов убить человека, который считает его другом, другая не гнушается проводить эксперименты над людьми во имя науки и сокрушается разве что из-за плохого качества «материала», третий и вовсе психопат, помешавшийся на идее сверхчеловека. Адекватных практически нет, а те, что есть, гибнут гораздо быстрее своих корыстных коллег. Впрочем, судя по всё тем же записям журналов и красноречивым кровавым следам в каждом отсеке, смерть рано или поздно настигла каждого.
Идея с подачей сюжета путём подбрасывания игроку различных записок и электронных сообщений в терминалах не нова, да и сам сюжет получился, мягко говоря, вторичным. Но в целом история «Грумлейка» не вызывает желания пропускать чтение всех этих записей, писем и дневников. Тем более что именно этим придётся заниматься большую часть времени в перерывах между решением загадок и разглядыванием великолепно нарисованных уровней.
Testvideo: Stasis — Zu Anfang großartig, später mies (Review)
Жуткая красота
Stasis будто возвращает игрока на полтора десятка лет назад, во времена заката спрайтовой графики, когда разработчики начинали вовсю экспериментировать с 3D, а старые добрые спрайты постепенно отходили на второй план. The Brotherhood создала классическую изометрическую адвенчуру, но радоваться раньше времени этому не стоит, даже если с играми той эпохи у вас связаны исключительно положительные воспоминания. «Классика», кроме красивейших локаций, включает в себя отсутствие какого-либо внятного интерфейса, ужасное главное меню, низкое по современным меркам разрешение и анимацию уровня прошлого века.
«Доктор, а я смогу играть на скрипке после операции?»
С другой стороны, уникальную атмосферу игры создают именно вручную нарисованные уровни, и низкое разрешение картинки — их единственный недостаток. Некоторые так и просятся на рабочий стол в качестве обоев, кое-какие вообще выполнены настолько хорошо, что кажется, будто это не «задник» компьютерной игры, а самая настоящая картина. Всё выдержано в том же мрачно-техническом стиле: футуристичное оборудование, где-то сломанное, а где-то продолжающее работать, несмотря на отсутствие людей, лужи крови, мерцание аварийного освещения и темнота заброшенных отсеков… Портит впечатление разве что походка главного героя — его движения выглядят неестественно и не вписываются в общую картину.
Что касается звукового сопровождения, то запоминается оно в основном частыми всхлипами и криками самого Джона по поводу происходящего вокруг. Музыка же вступает в дело довольно редко, но там, где она выходит на первый план, приходится исключительно к месту.
Без сюрпризов
В плане геймплея Stasis вряд ли сможет кого-нибудь удивить. Стандартный для жанра процесс: бегай по локациям, ищи предметы, придумывай, как их можно использовать, да решай различные загадки в виде мини-игр. Какой-либо вариативности прохождения нет — всё сугубо линейно. Стоит внимательно читать записи, оставленные погибшей командой корабля, иначе не получится найти решение кое-каких загадок. Последние в основном вполне логичны, вписываются в антураж и способствуют созданию той самой мрачной атмосферы происходящего. К счастью, здесь почти нет мозголомных задач вроде «как с помощью топора и подушки починить электрогенератор», зато в изобилии всевозможные манипуляции с трупами, сгнившими внутренностями, оторванными конечностями и прочие неприятные действия.
От столь тесного соседства с уже мёртвыми и ещё живыми (но совсем не гостеприимными) обитателями корабля Джон вполне может решить все проблемы одним махом, просто покончив с собой. Во всяком случае, такая возможность у игрока имеется, причём совершить суицид можно с помощью практически любого найденного предмета — просто используйте его на главном герое. Далее последует небольшой ролик, где Марачек умерщвляет себя разнообразными способами. Ничего особенного — «фича» ради «фичи» и ещё один штрих к постоянному ощущению безысходности, что вызывает Stasis.
Если надоело играть, то можно оригинально оформить выход в главное меню.
Осилить игру можно за один вечер. Прохождение занимает ровно столько времени, чтобы не надоесть. Ничего нового здесь, как и ожидалось, нет — разработчики обещали классическую адвенчуру, и они своё обещание сдержали. Тем не менее в Stasis нашлось место отличному дизайну и небезынтересному сюжету, а уж той самой «души» благодаря всему вышеперечисленному — хоть отбавляй.
Плюсы: классический геймплей в лучшем смысле этого слова; стильный дизайн; атмосфера произошедшей на корабле катастрофы передана отлично.
Минусы: локации могли бы быть и повыше разрешением; убогая анимация; совершенно линейное прохождение.