The typing of the dead: overkill: обзор
Видеотир — жанр с тяжелой судьбой и дурной наследственностью. Он был модным в 90-е, когда аркадные залы по всему миру пользовались наибольшей популярностью. Но уже к нулевым в каждой гостиной появились игровые приставки, и жанр забыли — геймпады не слишком располагают к динамичной стрельбе по монстрам. Через несколько лет ситуацию спасли Nintendo Wii, PlayStation Move и прочие Kinect — вернулась та самая «пальба по экрану», а вместе с ней и классические Gun Game.
Среди прочих — культовый «Дом мертвецов». С 2009-го года новая часть, House of the Dead: Overkill, успела выйти на нескольких платформах. До PC она не добралась — мышь и клавиатура для управления подходят еще меньше, чем геймпад. Но портировать игру, видимо, очень хотелось. Поэтому геймплей подвергся паре изощренных мутаций, и в преддверии Хэллоуина в Steam появилась Typing of the Dead: Overkill.
В кадре столько зомби, а убить позволят только G и W. Где справедливость?
Уроки чистописания
Концепция, на самом деле, не нова: оригинальная Typing of the Dead вышла еще в 1999-м году. Это уже не тир, а клавиатурный тренажер: каждому противнику на экране присвоено слово или словосочетание, которое нужно напечатать, чтобы его убить. И это, конечно, занятнее, чем «соло на клавиатуре».
В процессе есть тысяча нюансов. Выбирать зомби некогда — печатать обычно начинаешь первое попавшееся слово, но далеко не всегда этот противник оказывается самым опасным. Можно стереть набранные буквы и начать печатать «имя» другого, но это не слишком рационально и только путает. Нужно постоянно смотреть на экран и контролировать ситуацию: выбирать для отстрела наиболее быстрых врагов и следить, чтобы было время сбить летящие бутылки. Сначала, например, пальцы отстукивают «X», потом «Meat» и только затем «Call of Dirty».
Словосочетания подобраны, разумеется, не случайно — каждое второе является отсылкой или откровенной издевкой. Кроме того, существует отдельный пунктик меню для дополнительных словарей. По умолчанию там лежат спортивный и «шекспировский» (приготовьтесь пристрелить Дездемону). Но не надейтесь, что освоите метод слепой печати: текст тут исключительно английский, а потому не слишком полезный.
Это неудобно, зато придает дополнительного «челленджа», а процесс становится по-настоящему азартным и интересным. Выбрали не того зомби? Тут же подбегает другой и яростно лупит по экрану, опечаток становится больше, комбометр сбивается, а оторвать глаза от монитора боишься. Так что умирать приходится часто, а к концу уровня от напряжения серьезно устаешь.
Досадно то, что классную идею не стали полировать. Локации перенесены напрямую из оригинала, а там они создавались максимально насыщенными. Помимо агрессивных противников на фоне пританцовывают статисты, в каждом втором кадре есть аптечка, модификатор или интерактивная декорация (вроде падающей вывески). Вот только «имен» у всего этого нет, и стрелять, соответственно, нельзя. Так что активные элементы просто мозолят глаза, бесхозные и недоступные.
Это обидно, но не критично, потому что оригинальная версия входит в комплект. Прямо в главном меню можно щелкнуть переключателем, и все станет «как надо» — дословным портом консольной версии. Правда, стрельба с мыши все еще читерски проста, а с геймпада или клавиатуры — ужасно неудобна. Зато когда-нибудь появится кооператив (на момент написания он находится в состоянии Coming Soon), а с ним, как известно, все играется веселее.
Оригинальная коробочная версия поставлялась с красно-синими 3D очками. От 3D, конечно, было одно название и эта вот сцена.
Typing of the Dead: Overkill Gameplay
За тир во всем тире
У подобного жанра есть два наследственных недостатка: сюжет и реиграбельность. Игральный автомат никогда не озадачивали сценарием или возможностью повторного прохождения: сложность просто выкручивали на максимум, чтобы «съесть» больше монеток, а историю писали так, чтобы она становилась понятна из пятисекундной заставки. Благо Overkill вышла сразу и эксклюзивно на домашних консолях, поэтому старательно пытается исправить обе эти проблемы.
Традиционно слабая и абсурдная канва превратилась в достоинство: игра старательно выдерживает стилистику модного сегодня «Грайндхауса». В двух словах — это ретро-треш с обилием кровищи, большими «пушками» и максимально бредовыми диалогами. Как недавний «Мачете убивает», например. Стиль здесь воссоздан настолько точно, что все фанаты обязаны как минимум раз пройти Overkill ради кат-сцен.
Любой уровень обыгрывает классический киношный штамп, а «боссы» воспроизводят наиболее культовых персонажей трешовых ужасов: огромного муравья, мутанта-телекинетика и даже какой-то аналог девочки из «Звонка». Это сопровождает восхитительно плоский юмор, максимально неплоские главные героини и крутость в каждом кадре.
Если каким-то чудом геймплей сможет увлечь, то после первого прохождения откроется режим Director’s Cut — та же кампания, дополненная десятком сцен и полсотней реплик. Потом все то же можно будет пройти с испытаниями и еще раз — на другом уровне сложности. И еще пару раз, чтобы собрать все музыкальные треки и арты, разбросанные по уровням. Или деньги, тратить которые нужно на постоянно открывающиеся «стволы» и улучшения для них.
К несчастью, все эти радости есть только в классическом варианте, а вот любителям печатать остается только печатать. Не нужно быть геймдизайнером, чтобы придумать, как весь этот контент можно было гармонично встроить в Typing-режим, но авторы ничего делать не стали. Ну, хотя бы неплохо адаптировали набор мини-игр в главном меню — там тоже можно зависнуть на пару часов, особенно если вам действительно приспичило освоить быстрый набор на английском языке.
И не поспоришь.
Typing of the Dead не заслуживает высокой оценки. Это игра 2009-го года для Wii, что само по себе говорит о ее технологичности. Это видеотир для PC, где стрелять неудобно и смешно. Больше того, оригинальная и интересная система Typing не доведена до ума, а для русских пользователей почти непригодна.
Но это все-таки действительно захватывающий клавиатурный тренажер. И крайне удачный «Грайндхаус». Да что там, за последнее время это вообще единственный достойный представитель жанра. Так что всем ценителям ни секунды не стоит сомневаться — брать и получать удовольствие. А в масштабах индустрии, конечно, здесь не на что смотреть.
Плюсы: уникальный геймплей; интересная стилистика; удачный дополнительный контент.
Минусы: проскальзывает халтура; кому нужен видеотир после изобретения Call of Duty?