Venetica
Подлец кризис крепко ударил по насиженным местам и раздутым штатам многих контор, включая многих их игровой индустрии. Фактически, происходит точь-в-точь то, что давным-давно описывал «человек с вечно горящими ядовитым желтым пламенем из-за систематического потребления алкоголя глазами» Безенчук: одни разработчики, видные и знаменитые, вроде тех же Ensemble (сваяли культовую когда-то RTS-серию Age of Empires), изрыгнув на последнем дыхании отменную Halo Wars, благополучно дают дуба; другие, уже не такие великие, но оттого не менее плодовитые Pandemic, как и положено всем, кто чином поменьше, играют в ящик; остальные, чьи имена история и RSS-рассылки обычно даже не удосуживаются вспомнить, протягивают ноги или попросту перекидываются. Как говорил старичок Дарвин, естественный отбор. Не иначе.
В это же время других, особенно людей из Германии, никаким кризисом и сокращениями штата не запугаешь. Вот ребята из Deck13, долгие годы клепавшие квесты Ankh про Египет и странной формы кресты, решили переключиться на вроде бы более прибыльный жанр Action/RPG. Плодом таких ротаций и стала Venetica.
Risen She
Сменить поле деятельности Deck13 смогли, а вот полностью «въехать» в специфику жанра и должным образом обустроить свою игру не удосужились. Как результат, геймплейно Venetica очень сильно напоминает соотечественницу Risen. С некоторыми нелестными оговорками.
Возьмем боевую систему. По логике и мечтаниям игроков она должна быть глубокой, вариативной и разнообразной, каждое сражение обязано быть уникальным, а любому противнику неплохо бы хоть чем-то от других отличаться. Не тут-то было. В Venetica любой супостат, даже самый живучий, убивается ровно одним способом: бьем несколько раз, нарываемся на блок, выполняем перекат в сторону и подло колем гада в почку. Или спину.
А теперь представьте, что блок нужно разучивать для каждого оружия отдельно. Есть блок для меча? А для сабли нет? Ну что же, придется расщедриться очками умений еще и на это. В таких условиях перекатываться начинаешь с постоянством незабвенного Колобка.
Стойте, стойте, еще кое-что осталось. Есть другая тактика ведения боя. Заключается она в том, чтобы бегать от врагов по всему уровню и, когда они отстают, бить в спину. А потом снова убегать. Целых две схемы поведения в бою! От такой вариативности голова идет кругом и норовит свалиться с плеч.
Venetica Gameplay
С другой стороны, развитие персонажа сделано просто и удобно: атрибуты, параметры, физические и «умственные» навыки, учителя, все как обычно. Вот только бывают казусы. Одного босса нельзя убить без определенного умения, заполучить которое нужно задолго до сражения. Что делать, если у вас его нет? Вот и мы не знаем. Наверное, переигрывать несколько часов игры.
И рядом с таким бредом находятся воистину гениальные для жанра находки. Сразу же после начала вам выдадут способность «Путь Ворона». Активируете – и из тела (да, прямо из изящного пуза) протеже вылетит ворона и поведет вас к месту выполнения выбранного квеста. Да, подобное уже было в уйме игр (вспомните хотя бы составленную из точек дорожку из Fable 2), но кого это заботит?
На носу гондолы
А вот что у Venetica не типично для жанра, так это ключевой персонаж всего действия. Вместо стандартного для немецкой ролевой игры бритого под ноль или бородатого мужика на экране маячит милая и симпатичная девушка Скарлетт. Даме даже приходится все доспехи перековывать под свою изящную фигуру у кузнеца, что порядком надоедает.
Жила себе главная героиня почти круглой сиротой в затерянной в лесной глуши деревеньке Сан Паскаль, готовилась к замужеству и счастливой семейной жизни. Начало игры совпадает с моментом, когда возлюбленный Скарлетт по имени Бенедикт прощается с девушкой, ибо отправляется, вроде бы как, на подвиги. Но ни с того ни с сего на деревеньку нападает целая орава мужчин с ведрами шлемами на головах и начинает резать все немногочисленное народонаселение. Спасая суженую, погибает и Бенедикт, причем прямо на Скарлетт. Нет, он просто упал на нее, а не то, что вы сейчас подумали. Проникшись горечью утраты, девушка теряет сознание.
А вот дальше начинается интересное. Во сне к девушке является сама Смерть. Точнее, сам, причем без косы, в вполне себе приличном одеянии и странного вида маске. Товарищ утверждает, что он – отец Скарлетт и объясняет причины всех бед, обрушившихся на героиню. Кое-кому сильно захотелось пожить еще столетие-другое сверх положенного срока и заполучить абсолютную власть, а потому нужно срочно сбросить комрада Смерть с занимаемого поста. В мире Venetica это должность выборная, и некоторых текущий проводник душ не устраивает. Как оказалось, единственной, кто сможет помочь папаше, и есть Скарлетт, у которой резко проявляются сверхспособности вроде воскрешения. Именно ее и искали люди с ведрами.
Теперь же девушке нужно найти меч для борьбы с духами Moonblade и отправляться в Венецию, где возмутителя спокойствия и стандартной длительности жизни следует проучить. Вскорости на сцене снова всплывает Бенедикт, но уже без тела и дух он, в общем. Возлюбленный рассказывает, что, как настоящая дочурка Смерти, Скарлетт умеет много интересного: скажем, видеть невидимые для других двери.
Венеция оказывается именно такой, как изображают на открытках и магнитных наклейках на холодильник. Архитектура и убранство города – самое главное, за что следует хвалить Deck13. Узкие, путаные улочки, подворотни, мосты и мостики, гондолы и каналы, каналы, каналы. В воде можно поплавать даже без лодки, с каждого изогнутого моста хочется посмотреть на открывающийся пейзаж, а за каждый угол обязательно заглянуть. Пускай, пускай деревянные жители ведут себя как кедровые столбы в ступоре, эстетического удовольствия это не портит.
Любительщина
Проблема у Venetica только одна, но она глобальна настолько, что покрывает все стороны игры, — не шибко высокий уровень исполнения. По ходу развития истории становится понятно, что источниками вдохновения для несомненно необычного сюжета были две вселенные: Fable и Gothic. Причем на первую игре страх как хочется быть похожей, но не выходит. Нет юмора, нет волшебной атмосферы, нет сказки.
Не смейтесь, но даже графика пятилетней давности шедевра Питера Молиньё выглядит местами лучше, чем игра Deck13 2010-го года выпуска. Вычурная виртуальная Венеция очень хорошо и симпатично прорисована, но все остальное Физиономии некоторых персонажей (и первого вы встретите буквально через 15 минут после старта) выглядят так, будто их полгода расталкивали пудовым сапогом и пекли раскаленным железом. У других же мимика куца настолько, что их запросто можно спутать с деревянным забором, стоящим рядом.
Зато вот недостатки своего другого вдохновителя, Gothic, у Venetica получается перенимать замечательно. Кабанов, к всеобщему счастью нет, но и других прелестных, восхитительных багов, ползающих по всему телу кода, предостаточно.
Даже начинать игру нам приходилось целых три (!) раза. Впервые вылет случился сразу после вступительного ролика и, продемонстрировав рабочий стол Windows, запускаться второй раз Venetica отказалась. После переустановки мы решили попробовать второй раз узнать, что же случилось со Скарлетт. На этот раз злой рок настиг нас уже держащих в руках Moonblade, меч, так славно рассекающий всех желающих остаться в этом мире навечно.
Поражаясь собственной настойчивости, мы скачали патч 1.02 и, надеясь избавится от проблем, нажали кнопку «New Game» еще раз. Слава всевышнему, с сохранениями все образовалось, но вылеты стали обычным делом. Эх, как мы соскучились по вот такому, настоящему, олдскульному, made-in-Germany-левой-ногой хардкору!
Самое смешное то, что даже с таким ассорти прелестей Venetica порой умудряется завораживать. За ней вполне можно забыть о насущных делах и растворится в хитросплетениях заговоров против Смерти. Как немцам удается заинтересовать игрока и прямо заставить его продираться сквозь засилье жуков к заветному финалу, науке и Анатолию Вассерману неизвестно.
Venetica просто жалко. Во-первых, она вышла аккурат между Mass Effect 2 и Dragon Age: Origins Awakening. Кто захочет купить игру в такое время, кроме прожженных фанатов немецких багов, непонятно. Во-вторых, творение немцев могло бы стать отличной игрой. У Venetica есть интересный, необычный сеттинг, Венеция, Смерть в ключевых ролях и приятная девушка вместо потного бугая на экране.
Ключевое слово – «могла бы».
Автор: Александр Макарович