Doom 3
Если подумать, то окажется, что шутеры – один из самых молодых игровых жанров. Квесты, гонки, стратегии, аркады и тем паче RPG появились задолго до выхода первой стрелялки. И имя ей было Wolfenstein 3D. И хотя по праву родоначальником жанра считают именно его, отчего-то отправной точкой FPS принято считать DOOM.
DOOM побил абсолютно все рекорды популярности. Товарищи из id Software даже не поняли того, что сделали сами. Первый «Дум» был игрой ну почти идеальной – великолепной графикой, удивительной мрачной атмосферой и вошедшим в историю арсеналом оружия (чего только стоила фирменная бензопила). Потом последовал отменный DOOM 2, который был превосходен в первую очередь тем, что почти на сто процентов был похожим на первую часть, но только ещё лучше.
И вот, в 2003 году вышел DOOM III – триквел, пожалуй, самого культового (наряду с Half-Life) шутера в мире. Результат получился весьма противоречивый, но определенно не провальный. Подробности – ниже по тексту.
Летим на Марс?
DOOM никогда не был сюжетным шутером. Вы помните, про что был первый DOOM? Ну а Quake? Вот и мы нет. Оно, если честно, понятно – шутеры от id Software – они «про стрельбу и мясо», а не «про героев и сюжет». Так вот, в этот раз разработчики решили сыграть из себя грамотных рассказчиков на манер Valve. Получилось довольно неплохо.
Завязка такова: 2145 год, марсианская колония. Вы – простой безымянный десантник, который прибивает на базу корпорации UAC (Union Aerospace Company) по сугубо служебным обстоятельствам. Но местным учёным, которым, как обычно, не сиделось на месте, открыли портал. Правильно, прямиком в Ад. Что уж тут говорить: welcome back, marine, пора резать какодемонов и пилить всяких уродов бензопилой.
Для передачи остатка истории DOOM III использует абсолютно весь арсенал средств: видеозаписи, аудиодневники, письма и весьма оригинальные кат-сцены. Минус всего этого в том, что если вы ненароком пропустите парочку записей, то некоторая часть сюжет останется покрытой мраком, а отвлекаться на прочёсывание территории в поисках улик – занятие неблагодарное.
DHOOM:3 | Official Trailer | Aamir Khan | Abhishek Bachchan | Katrina Kaif | Uday Chopra
После того, как игра здоровски сыграет на чувствах по давнему Half-Life (там тоже, если помните, было про прибытие нового сотрудника и про «небольшие» научные аномалии), она начнёт пичкать вас какой-то теменью. Вот вы идёте по мрачному коридору космической станции, фонарик с трудом выхватывает какие-то предметы, тела убитых обитателей самой станции и вдруг из-за угла вылезает какое-нибудь богопротивное нечто. Первый раз это действительно очень страшно, очень атмосферно и ново.
Я страшно красивая!
Каждым своим пикселем, каждым блескучим эффектом Doom 3 даёт понять, что вот она – высшая ветвь прогресса. Невообразимое количество необязательных деталей в кадре, очень качественная анимация, текстуры высокого разрешения. Две вещи поражают так, что эффект не сходит до самых финальных аккордов. Во-первых, игра света и тени. Настолько грамотно расставить статичные и динамичные источники освещения могут только очень талантливые люди, такие как работают в id Software. Ресурсов компьютера, правда, эта примочка кушает изрядно, но сейчас это мало кого волнует.
Во-вторых, DOOM III удивительным образом почти свободен от самокопирования архитектуры. На том подножном материале (ну что такого может быть на космической станции кроме железных коридоров и комнат?), что у них был, разработчики сотворили чудо – одна комната мало похожа на предыдущую, один коридор при всём сходстве внешнего устройства никогда не покажется похожим на другой, а какой-нибудь склад не вызовет ощущения дежа-вю, поскольку три подобных склада вы уже видели за полтора уровня до него.
Внешний вид Doom 3 – это титаническая, филигранная работа, которая не вызывает усмешку даже спустя почти шесть. А шесть лет, если что, огромнейший срок для шутеров – для того, чтобы понять это достаточно посмотреть на сериал Call of Duty, который за шесть лет вырос из небольшого коротенького скриптового шутера про Вторую Мировую на движке Quake III (и тут id Software!) до лощёного блокбастера в лице Call of Duty 4 и World at War.
System Shock+Quake=Doom 3
Doom, Doom II и достопамятный Quake II были так называемыми «мясными» шутерами, последними представителями которых является Painkiller и Serious Sam 2. То есть на экран выводилось запредельное количество монстров, игроку выдавалось на руки много разнообразного оружия и он творил абсолютный беспредел, сея свинец, тротил и плазму в радиусе десятка метров. «Дум 3» отошёл от этого канона настолько далеко, насколько это в принципе возможно.
То есть перестрелки тут конечно есть: иногда на игрока набрасываются просто-таки тучи противников и от них приходится отбиваться всеми подручными средствами. Но чаще всего дело обстоит следующим образом: вы аккуратно крадётесь с фонариком по тёмному коридору и по первому шороху достаёте из инвентаря шотган, наобум паля по тёмным углам, где мечется внезапно выскочившая тварь. На самом деле получилась эдакая интересная смесь шутера с хоррором – стрелять и светить одновременно нельзя.
Тут, кстати, и лежит первый краеугольный камень шутера. Любителям старых пострелушек может не понравится чрезмерная медитативность происходящего: ну что это такое, когда за двадцать минут игры всего одна нормальная перестрелка? При этом любителям тех же хорроров Doom 3 может не порадовать из-за своей механики: дёргать рычажки, ползать с фонариком и стрелять в монстров – это как бы не совсем ужастик.
Это ГОСТ?
Главная же проблема Doom III состоит в том, что он является просто хорошим блокбастером. Да, тут есть умный дизайн уровней, всё так же великолепное оружие, оригинальный дизайн монстров и всё то, чем так любим всем нам жанр шутеров. Но при всём этом игра настолько банальна, что порой наступает смертельная тоска, как при прохождении какой-нибудь муторной RPG.
Когда ты перестаёшь подпрыгивать на стуле из-за очередного свалившегося из воздуха монстра, когда прекратишь обращать внимание на потрясающую работу с тенями, когда начинаешь уставать от блукания по тёмным коридорам, визга демонов и прочего, то перед тобой встает обычный, хоть и очень качественный шутер. Тут ничего такого, что заставит вас вскрикнуть: «О, такого я нигде и никогда больше не видел!» (разве что если это не касается графических наворотов), ввергнет в священный шок и трепет или даст свежих ощущений. При этом, по большому счёту, если разобрать Doom 3 на составные части, то выйдет что минусов у него практически нет –всё сделано на стандартно высоком уровне, но не вставляет.
Западные журналисты выразились про DOOM III предельно просто: «Ещё один приятный шутер». Сами понимаете, что для продолжения величайшей игровой серии это является самым настоящим унижением. При этом в игре есть: замечательный графический движок, прекрасный объёмный звук, очень навороченный сюжет, классический геймплей, старый добрый арсенал, знакомые до боли какодемоны с импами и так далее.
Автор: Данил Ряснянский