Godfather 2, the
— Маргадон, один надо было зарядить
Граф Калиостро, х\ф «Формула любви
Придумывать вступление к обзору Godfather II – дело абсолютно неблагодарное, благо начать можно с чего угодно. Например, с послужного списка студии EA Redwood Shores, в котором значатся только бесконечные аддоны к The Sims 2, неплохой, но являющийся всего лишь умелой копиркой с больших братьев (в первую очередь Resident Evil 4) survival\action Dead Space и ужасный, кошмарный и попросту бездарный The Godfather.
Дальше, раскручивая эту ниточку, можно долго рассказывать, что есть первые две части «Крёстного отца» для мировой культуры в целом и для кинематографа в частности, почему “The Godfather. Part Two” занимает 4-ое место (!) в списке 250-ти самых лучших фильмов всех времён и народов по версии IMDb и какой эпической мощи происходит надругательство, когда такой шедевр пытаются переложить в формат игры. Второй раз подряд.
Наконец, тут же обязательно стоит посетовать на то, что до выхода MAFIA 2 остаётся, по меньшей мере, полгода.
Epic failure
Величайшей ошибкой EA Redwood Shores при создании оригинального The Godfather было то, что они позаимствовали сюжет фильма и, не меняя его структуру, сделали из глубокого, философского размышления на тему чести, долга, морали и совести какие-то банальные пострелушки. Благодаря «стараниям» разработчиков вся концепция Семьи, дона и мафии как таковой были попросту отправлены на свалку – Коза Ностра в The Godfather предстала как группа обычных бандюков, которые крышуют ларьки с шавармой на 13 Авеню.
Но и этого оказалось мало. ЕА зачем-то сделали главным героем какого-то взятого с потолка персонажа, который якобы, будучи ещё ребёнком, был подобран семьей Корлеоне. Естественно, данный субъект вписывался в канву сюжета с большим скрипом и смотрелся как антикрыло на «БЕЛАЗе».
Приняв гору критики по поводу внутреннего устройства игры (а так же, исключительно по инерции – за графику, сюжет, геймплей, интерфейс и прочее), разработчики про себя что-то там подумали, пошевелили извилинами и
Сюжетные вольности
Решили хотя бы не уродовать сценарий, подгоняя его под фильм, а взять исключительно завязку. Да и то в весьма вольной интерпретации. Гавана, 1950-ые годы. Майкл Корлеоне вместе с приближёнными отмечает день рождения Хармана Рота, сподвижника самого Вито, отца Майкла. Праздник прерывается тем, что на Кубе начинается известный революционный мятеж и все спешно ретируются в сторону аэропорта, дабы вернуться в Нью-Йорк. Сопроводил Майкла и сел вместе с ним в самолёт некто Доминик – правая рука Рота, которого вдруг Корлеоне назначает доном Нью-Йорка, а потом, на полставки, ещё и Майами с Гаваной.
На этом месте разработчики из EA гордо достают из шкафа припрятанные метафизические грабли и смачно на них наступают, да так, что аж искры из глаз. Потому что нельзя в принципе совместить статус дона мафии и нормальный GTA-геймплей – при этом страдает либо здравый смысл, либо управляющая часть, либо экшен. В случае с The Godfather II – всё сразу, но понемногу.
Взгляд сверху
Номинально, конечно, Доминик является доном – для имитации руководительской деятельности в The Godfather II был приплетён макростратегический режим под названием Don’s View. Он представляет собой полноценную трёхмерную карту города с кучей вкладок, с помощью которых необходимо заправлять ситуацией «на фронте».
Управление базируется на трёх китах. Первый – воспитание Семьи. По ходу сюжета и просто в случайных местах можно найти надёжных людей, которые с радостью готовы променять статус уличного воротилы на положение полноценного солдата клана. Каждого из принятых в Семью можно развивать, обучать новым навыкам (естественно, за деньги), а так же продвигать по служебной лестнице.
Второй компонент – бизнес. Чем больше заведений контролирует Семья, тем больше денег поступает на счёт и тем больше бонусов она получает. За монополизацию какого-либо из рынков – будь-то автоугон или наркоторговля, полагаются особые награды. Правда, сакральный смысл получения солдатами кастетов после захвата всех борделей нам остался недоступен.
Ну и, наконец, третий, не менее важный элемент будней дона – стратегическое планирование. Кого послать на задание, сколько человек поставить охранять недавно захваченное казино, какого специалиста включить в свою «рабочую группу» — настоящий экономический тайкун пополам с RTS в миниатюре.
Дон Доминик Шестёркин
Но на деле пользоваться этим режимом удаётся немного. Например, когда ваше заведение атакуют, гораздо проще лично разобраться с проблемой, чем посылать своих людей на задание – есть шанс, что их покалечат или, если перестрелку увидят копы, посадят в тюрьму.
Этот же тезис касается и захвата новых территорий. Вместо того, чтобы задействовать членов Семьи и, теребя пальцами по столу, ждать результата, гораздо удобнее взять себе одного или двух напарников (в роли напарника лучше всего смотрится автомат Томпсона) и разобраться на месте самому.
Более того, в первой трети игры подавляющее число заданий придется, как ни крути, выполнять в гордом одиночестве. Обычно это выглядит так – дон Доминик собственной персоной заглядывает в какой-нибудь ресторанчик, раздаёт смачные пинки всем охранникам, после чего проходит по трупам к главе заведения и устраивает ему «тёмную». Следом за непродолжительной экзекуцией главного менеджера, заведение переходит под попечительство Семьи и начинает приносить доход.
Только лишь в конце игры, когда под дланью Семьи уже будет три города, устраивать персональные визиты станет немного несподручно. В любом случае, картина дона, лично выбивающего деньги «за крышу» сама по себе выглядит настолько сюрреалистично и абсурдно (таким делом в реальности занимались обычно капо – особо отличившиеся и опытные бойцы мафии, но никак не сам крёстный отец), что макростратегия в The Godfather II рассматривается исключительно как аляповатый довесок.
Предложение, от которого лучше отказаться
Уместным здесь выглядит вопрос – а довесок, собственно, к чему? Как уже выяснилось, явно не к сюжету – место драме вновь уступили суровые будни мелкого рэкета. Тогда возможно, к настоящему геймплею, в духе Mafia: The City of Lost Heaven и GTA IV или, на худой конец, Saints Row 2? Опять нет.
Потому что The Godfather II – это насквозь вторичный, однообразный и безрадостный подражатель GTA, который явно не тот, что IV, а тот, что GTA III. Прямиком из первого The Godfather мигрировала стрельба, система укрытий и комбо-удары в рукопашной. И если кулачные бои выглядят до сих пор очень смачно, брутально и красиво, а система укрытий уже является нормой абсолютно для всех экшенов, то стрельба смотрится каким-то анахронизмом – ни нормально прицелится, ни из машины пострелять нельзя.
Доводит до исступления и местная физика, в том числе и поведение машин. Эти четырёхколёсные драндулеты ведут себя прямо как утюги – трудно и неотзывчиво реагируют на повороты, зато на большой скорости с лёгкостью улетают в кювет. И, как у настоящих утюгов, у автомобилей в The Godfather 2 практически отсутствует система повреждений – корпус только немножко гнётся, потом из под капота начинает стелиться белый дым, после чего агрегат загорается и взрывается.
После GTA IV окружающий тебя мир кажется абсолютно мёртвым и пустым. Даже в час пик на улицах ездят пять с половиной машин, и одиноко бредут по своим делам полтора пешехода. Никаких ситуативных скриптов или продвинутого ИИ даже на уровне Bully: Scholarship Edition тут нет, отчего ощущение, что ты попал в какой-то неправильный мир, где люди не едят, не читают газет и практически не разговаривают на улицах, а глава огромной криминальной империи лично захватывает чужие бордели, усиливается в разы.
На таком контрасте белым пятном выделяются две вещи. Во-первых, весьма неплохая графика – детализация города, взрывы и модели действительно впечатляют. Во-вторых, музыка, которая за исключением нескольких композиций и радио в автомобиле сплошь состоит из классических мелодий Нино Рота, любимого композитора великого Федерико Феллини.
P.S. Как всегда, напоследок о локализации. Так выходит, что чем ниже класс игры, тем хуже у ЕА получается русская версия. The Godfather II – пример весьма грамотной, хотя далеко не безупречной работы. Текст достаточно литературен, голоса подобраны неплохо, хотя досадные ляпы и мелкие оплошности встречаются нередко.
The Godfather II явно лучше оригинала, но выдвинутый в обзоре первого «Крёстного отца» тезис всё ещё актуален – эта игра никому не нужна. Если вы хотите настоящей драмы, мафиозной романтики и качественных диалогов – перепройдите Mafia: The City of Lost Heaven. Если интересна судьба Майкла Корлеоне – берите коллекционное издание кинотрилогии на трёх или четырёх дисках, благо стоит оно, чуть ли не столько же, сколько DVD c игрой. Ну и, наконец, если вы хотите динамичного, качественного и разнообразного геймплея, то лучше одолейте во второй раз GTA IV или Saints Row 2. Поверьте, даже как лёгкий аперитив перед употреблением Mafia 2, The Godfather 2 очень и очень слаб.
Автор: Данил Ряснянский