Gray matter

Игра Gray Matter – проект весьма трудной судьбы, и ее история состоит из заморозок, смен издателя и прочих событий, растянувшихся аж на семь лет. Но главное, что должен знать каждый поклонник адвенчур, – в создании игры приняла участие сама Джейн Дженсен. Создатель серии Gabriel Knight никак не могла допустить, чтобы новый проект оказался просто хорошим. Он получился почти что отличным.

Новый ассистент

Стартовая заставка выполнена довольно стильно, но многим может не понравиться своей простотой. Комиксовый стиль двухмерной картинки, полное отсутствие анимации (лишь кадры сменяют друг друга). Но без нее не будет понятна завязка. Вообще рассказанная история очень интересна прежде всего тем, что она полна загадок и мистических событий. Уже с самого начала главная героиня (студентка Саманта Эверетт, предпочитающая, чтобы ее звали Сэм) вместо Лондона оказывается в Оксфорде. А все из-за резкого порыва ветра, который изменил направление указателя на перекрестке.

Дальше еще интереснее. Мотоцикл Сэм сломался и отказывается заводиться, и девушка оказывается свидетелем весьма необычного явления. Стоявшая около ближайшего дома молодая женщина, как ошпаренная, убежала оттуда, но прежде назвалась ассистенткой доктора, проживающего в этом здании. Сэм сразу же смекнула, что остаться где-то на ночь необходимо (ночь, дождь, а тут еще и байк заглох), и повторила сказанное сбежавшей девушкой.

После того, как Сэм отоспится, придется пройти так называемое «обучение», изучить все доступные клавиши и возможности. Обучение весьма забавное – игроку предлагают найти потерявшегося в комнате кролика и покормить его. Впечатлений оставляет немало, да и управление запоминаешь быстро.

Все собранные вещи собираются в инвентарь, расположенный сверху. Там же будет лежать книга фокусов, которая является одним из самых интересных предметов в игре. Дело в том, что Саманта – фокусник, и изначально она держала путь в лондонский «Клуб Дедала» – в нем собираются такие, как она, престидижитаторы. Название этого клуба еще не раз встретится по мере прохождения, но это не самое главное.

Фокус-покус

Самое главное – то, что фокусам в Gray Matter уделено очень большое внимание. В одном из диалогов, к примеру, персонажи будут беседовать о трюкаче, заставившем исчезнуть Статую Свободы. Тем, кто помнит похожий фокус, понятно, что это отсылка к Дэвиду Копперфильду. Ну а в книге, которую носит с собой Сэм в деталях расписывается каждый шаг, который необходимо выполнить для успешного фокуса.

Причем многие из этих трюков можно выполнить не только в игре, но и на практике. В проекте же эти уловки в большинстве случаев бывают необходимы для получения нужных Сэм предметов. Сам трюк выполняется следующим образом: игрок выбирает нужную страницу в книге, предварительно прочитав ее, нажимает и попадает на специальный экран. Там изображена фигура Сэм, на которой отмечены кругами точки, в которых можно спрятать предмет. Слева записываются шаги (тут же можно определить необходимое их количество), и если игрок сделал что-то неверно, все возвращается на свои места, и приходится начинать заново.

Эти эпизоды приукрашивают немного затянутое начало, некоторые действия в котором не совсем логичны и ясны. Взять, к примеру, довольно распространенную в адвенчурах деталь: я битый час оббегал вокруг всех локаций в начале игры, изучил все активные предметы и не имел ни малейшего представления, куда идти дальше. Как оказалось, Саманта была просто обязана прочитать крошечную табличку, повешенную около входной двери в дом. Только после этого нужный NPC вышел из кухни, и можно было продолжить прохождение.

Есть несколько неудобств во взаимодействии с активными предметами. Очень удобно, что их можно подсвечивать нажатием «пробела» — эта функция в подобных играх спасает от мучительных поисков едва заметных предметов. Но здесь они не просто подсвечиваются – над ними появляются надписи с названием. Часто бывает, что два или даже три активных предмета расположены рядом друг с другом, и в этом случае надписи сменяют друг друга каждые две секунды. Видимо потому, что я сразу не понял это, возникли трудности. Но все же лучше бы они просто становились ярче или помечались специальными значками.

Серое вещество

Другая проблема связана непосредственно с действиями с предметами. Во-первых, чаще всего Сэм произносит одну и ту же фразу, увидев что-то. Мало того, довольно часто она произносит очевидные вещи и, к примеру, при виде вентиля говорит «Это вентиль». После The Whispered World, где каждая вещь описывалась очень детально, и Сэдвик нередко подшучивал, здешние цитаты по большей части не очень оригинальны. Хотя диалоги между персонажами компенсируют этот небольшой недостаток – они наполнены юмором и интересными высказываниями.

Во-вторых, прежде чем на человека или на какую-либо вещь можно было использовать предмет из инвентаря, Сэм сначала произнесет фразу. И после нее придется нажать еще раз, чтобы поговорить или сотворить фокус. С этим тоже был связан один эпизод, когда при нажатии на героиню, с которой, по идее, нужно было поговорить, Сэм лишь описала ее внешность, на чем разговор и окончила. Кто же знал, что нажимать нужно до тех пор, пока не начнется диалог?..

В остальном же Gray Matter может похвастаться исключительно плюсами. Сюжет представляет собой самый настоящий научный триллер и будет интересен не только поклонникам фокусов, но и изучающим нейробиологию. Дело в том, что Дэвид Стайлз, чьей ассистенткой и стала Сэм, после гибели жены в аварии заперся на несколько лет в лаборатории и занимался исследованиями. Он изучает головной мозг человека и его способности, для чего ищет шестерых добровольцев, которых Сэм и будет искать в первой главе. Но после проведенного эксперимента в Оксфорде начнут происходить весьма необычные вещи, которые вполне могут быть связаны с этими опытами.

Так что поначалу игра может показаться немного скучной и неинтересной – сложных загадок практически нет, каких-то экстраординарных событий тоже. Зато потом Gray Matter берет разгон и выплескивает на игрока все больше интересных поворотов, событий и персонажей. Похожая ситуация была, к примеру, в недавней Black Mirror 2, когда сюжетная линия начиналась спустя пару часов после старта игры.

Вот и получается: помимо собственно сбора предметов на всех локациях мы занимаемся фокусами с Сэм, настраиванием инструментов и приборов с доктором Стайлзом (он, кстати, тоже будет играбельным персонажем), любуемся видами Оксфорда, похожими на городские. Графика вполне стандартна для адвенчуры, которую делали несколько лет – живописный мир, неплохие модельки персонажей и не самая лучшая анимация. А вот озвучка и музыкальное сопровождение – на высоте, к ним претензий нет.

***

Gray Matter – отличный проект, который несомненно придется по душе поклонникам адвенчур. Здесь есть два абсолютно разных персонажа, безумно интересный сюжет, а также фокусы и красивая графика. Правда есть и некоторые недочеты, которые вполне можно было исправить за столько лет создания проекта. Но, как бы то ни было, во время прохождения Gray Matter все отчетливее понимаешь, что им занималась талантливая Джейн Дженсен. Будем надеяться, что игра перерастет в серию проектов, и все дыры будут подлатаны.

Автор: Алексей Лихачев

How Does Meditation Change the Brain? — Instant Egghead #54


Похожие игры…

Читайте также: