Эадор. сотворение: обзор
Казалось бы, времена, когда великолепные проекты создавались буквально одним-двумя людьми, безвозвратно ушли. Сейчас индустрией ворочают такие гиганты, как ЕА, пожирающие независимых разработчиков одного за другим. Но из каждого правила есть исключения – например, не так давно вышедшая Penumbra, или же наш сегодняшний гость – пошаговая стратегия с элементами RPG «Эадор. Сотворение», которая увидела свет благодаря желанию одного-единственного человека создать игру своей мечты.
Из прошлого восставший…
В «Эадоре» легко найти черты множества лучших проектов «старой школы» – Master of Magic, Disciples, Dominions, «Аллоды»… Список можно продолжать. К сожалению, от своих идейных прародителей «Эадор» унаследовал и одну особенность, способную отпугнуть многих современных игроков – низкотехнологичную графику. Привыкшие к красотам «Легенды о рыцаре» и Heroes of Might Magic 5 гневно вопят и плюются, глядя на двумерную карту и статичные, лишенные анимации картинки. При этом они как-то не замечают, что низкая технологичность графики с лихвой окупается проработкой мельчайших деталей и атмосферностью получившегося изображения. Четкие и обаятельные портреты полубогов, яркие краски лесов и усеянные мухоморами мрачные болота, сияющая броня паладина и развевающиеся на ветру седые волосы чернокнижника… Графика «Эадора» берет не скелетной анимацией и количеством полигонов на отдельную модельку, а безупречной атмосферой и красотой, присущей, скорее, фэнтезийным картинам. Звуковое сопровождение служит прекрасным дополнением, давая воображению дорисовать то, что мы не можем увидеть на мониторе, а музыка помогает нам еще глубже погрузиться в сказочный мир «Эадора».
Это – наш личный гремлин. Остер на язык, себе на уме, но порой незаменим. Общение с ним доставит море удовольствия, гарантирую.
Но графика и музыка в этом проекте – далеко не главное. На первом месте стоит игровой процесс. В нем удивительно удачно объединились идеи из уже упомянутых выше старых хитов с абсолютно самобытными и интересными нововведениями, и получившийся результат затягивает мгновенно и надолго. Если вы запустили «Эадор» на полчасика и, закончив, обнаружили, что прошло уже часов пять – не удивляйтесь, это абсолютно естественно. По увлекательности он оставляет далеко позади большинство современных стратегий, на равных соревнуясь с теми старыми шедеврами, которые по сей день остаются непревзойденными – например, с тем же Master of Magic или UFO:Enemy Unknown. Однако «Эадор» – ни в коем случае не «возрождение идей», а их переосмысление и комбинация с собственными задумками автора. Рассмотрим получившееся подробнее.
Трудно быть богом Место действия «Эадора» напоминает о вселенной «Аллодов» – события происходят на плавающих в безбрежном океане Астрала осколках погибшего мира. Каждый такой осколок – это миниатюрный континент с особенной территорией и призами, которые можно получить, захватив его. Нашим альтер-эго в «Эадоре» становится не абы кто, а настоящий полубог, пытающийся добиться божественности, собирая из осколков старого мира новый, в котором именно он будет хозяином и властелином.
Всего в «Эадоре» три карты: глобальная астральная, на которой мы планируем захват новых осколков, глобальная стратегическая и тактическая боевая. На стратегической карте, напоминающей о Dominions, перед нами предстает разделенный на провинции осколок. Вначале у нас есть только одна территория, которую занимает наш родовой замок – именно в нем мы строим самые важные здания, оказывающие влияние на ход игры в целом.
Вот он, родовой замок, наша цитадель, откуда мы и будем распространять по осколку разумное, доброе и вечное… Ну, или безумное, злое и приходящее – как захотим.
Каждая провинция генерирует определенное количество ресурсов – золота и кристаллов. Населяют территории не абстрактные существа, а знакомые орки, люди, эльфы и прочие фэнтезийные расы. Они могут любить вас или ненавидеть, в зависимости от ваших действий и характера – злых властителей любят гоблины и орки, а добрых – эльфы и гномы. Характер изменяется в зависимости от случайных событий, в которых можно выбрать разные варианты действий.
Например, нам сообщают, что охотники поймали угодившего в капкан единорога. Мы можем его отпустить, продать магам для опытов, продать в зверинец… или же сделать из него котлетки. Другая ситуация – в провинции началась чума. Мы можем не обращать на это внимания, отправить туда лекарей, изгнать болезнь заклятием… или продать трупы умерших от чумы некромантам. Конечно, население возмутится и может начаться бунт, но кого волнует эта чернь?
Причем зачастую одинаковый выбор в одинаковых ситуациях может привести к разным последствиям, каким именно – зависит от множества факторов, включая и всемогущий генератор случайных чисел. Например, иногда через одну из наших провинций хочет пройти караван. Мы можем взять предложенную плату за проход, можем впустить караван в провинцию и напасть или же потребовать удвоенную плату. Иногда караванщики исправно ее платят, иногда – предлагают вместо денег часть товара, магический предмет. Если согласимся, то вскоре обнаружим, что нам подсунули подделку. Мы можем просто обругать обманщиков, или не пожалеть кристаллов и наложить на них проклятье.
Решив просто поболтать с джинном, я и представить не мог, что это окажется настолько выгодно.
И подобных событий, требующих сделать значимый выбор, в игре множество. Разнообразие просто поражает. И чем больше у нас территорий, тем выше шанс, что на новом ходу что-нибудь произойдет. Но для того, чтобы поселения в провинциях развивались, им необходимо жизненное пространство – а для этого территорию нужно исследовать героями.
Герои – вот один из краеугольных камней игрового процесса «Эадора». Именно они захватывают новые провинции и исследуют их, именно они ведут за собой войска и сражаются с врагом. Всего героев 4 типа – разведчики, воины, командиры и маги.
Во время исследования провинции герои могут найти много интересного – от лавок, торгующих магическими предметами и свитками с заклинаниями, до берлог жутких монстров, которые следует зачистить во имя получения драгоценного опыта, денег и, порой, редких артефактов.
Вот такую орду водит за собой высокоуровневый командир. У вражеского гарнизона нет шансов.
Так, если мы в начале игры нашли разрушенную башню с несколькими гоблинами и орками или старый склеп со скелетами и зомби, то есть повод радоваться и отправлять туда начинающего героя – легко будет набрать опыт для получения первых уровней, но что-то ценное там вряд ли найдешь. Зато, если разведчики обнаружили логово дракона, то лезть туда еще долго будет самоубийством, но на высоких уровнях, когда появится возможность убить крылатого ящера без невосполнимых потерь, в этом логове точно раздобудем пару сверхмощных артефактов. Благодаря тому, что мы не знаем, что именно отыщет герой, исследующий новую территорию, игра постоянно держит нас в предвкушении: а что мы найдем на следующем ходу? А кто засел в этой разрушенной башне? А что продается в этой лавке? Этим «Эадор» сильно напоминает Master of Magic. Очень удачный ход, не дающий заскучать и постоянно поддерживающий азарт исследователя.
Но не героями едиными. Каждый из них ведет за собой простых воинов, на которых стоит обратить особое внимание. Видов бойцов множество, все они разительно отличаются друг от друга благодаря обилию уникальных способностей, а система развития позволяет со временем натренировать абсолютно уникальных солдат. Два пикинера десятого «лэвела» будут похожи только очень отдаленно – ведь при получении каждого нового уровня нам на выбор предоставляется два улучшения, выбираемые из списка случайно. Благодаря такой системе, кстати, очень сложно выделить каких-то особенно крутых бойцов – применение найдется всем.
Еще один осколок захвачен! Его жители надолго меня запомнят…
От воинов и героев плавно переходим к битвам. Они пошаговые, как и вся игра, и проходят на специальных тактических картах, разбитых на шестиугольники. Очень велико влияние ландшафта (чем «Эадор» отличается в лучшую сторону от тех же «Героев») – стоящие на холмах бойцы стреляют дальше и лучше защищены, засевшие в лесу получают гораздо меньше урона от стрельбы, а залезшие в болото за такую глупость караются штрафами на все виды защиты. Немалое значение имеет магия – волшебник высокого уровня за пару ходов способен оставить от воспоминания. Каменные дожди, встающая из тел только что убитых бойцов нежить, старые добрые огненные шары, призыв демонов, различные усиления и проклятия… Список можно продолжать.
Магия в «Эадоре» разнообразна, отлично прописана и очень эффективна, даже далеким от высокого искусства колдовства разведчикам, воинам и полководцам стоит выучить несколько заклятий. Правильной комбинацией чар можно повернуть ход даже безнадежного сражения.
Один огненный шар – и вражеские стрелки отправляются в бездну, даже не успев выстрелить.
Ну а пока мечи спят в ножнах, балом правит дипломатия. Она в игре проработана очень неплохо – кроме нашего протагониста в борьбе за осколки участвуют и другие Властители, каждый из которых – личность со своими историей, характером и целями. То, как сложатся отношения с ними, зависит от ваших действий и того, ко злу или к добру тяготеет наш полубог. С другими Властителями можно вести философские беседы, заключать союзы, торговать… и воевать, разумеется. В конце останется только один – и этим одним должен стать наш герой!
Этот Властитель, Оинор Мудрый, философствовать не перестает даже во время войны.
Можно еще очень многое сказать об «Эадоре»: упомянуть отличный юмор, интересные тексты, то чувство гордости, которое испытываешь, завалив своего первого дракона и отчаяние при виде лелеемых с начала партии элитных бойцов, сметаемых метеоритным дождем, злую радость, вызванную паникой во вражеских рядах, которые вынуждены сражаться с собственными соратниками, превращенными в нежить, и оторопь от того, к чему привел камешек, брошенный в тихий пруд… Но я скажу лишь одно: «Эадор. Сотворение» – это не просто развлечение на пару вечеров. Это шедевр, который получился благодаря попытке одного человека воплотить свою мечту. Спасибо ему, ведь мы получили великолепную игру, сравнимую с величайшими хитами прошлого.
Плюсы: превосходный игровой процесс; множество вариантов действий; глубокие тактическая и стратегическая части; разнообразие событий; атмосфера сказки; отличный юмор.
Минусы: низкая технологичность графики; некоторые недоработки.