Обзор firefly studios’ stronghold 3

Много лет назад, автор этих строк запустил на своем стареньком компьютере игру, которая влюбила в себя на долгие годы. В ней нужно было заниматься микроэкономикой и выстраивать замок, для защиты от неприятелей. Мельчайшим деталям было уделено такое внимание, что у каждой курицы была своя кличка. Рыцари там были медлительны как черепахи, а во вступительном ролике, с цинизмом, рассказывалось о тяготах средневековья. Конечно же, речь идет о Stronghold – RTS, выпущенной Firefly Studios в 2001 году. С тех пор прошло десять лет. Изменились технологии и само отношение к производству игр, но достойных «замкостроительных» стратегий никто, кроме самих Firefly, делать так и не научился. И сегодня мы расскажем что нам предлагают в третьей части серии.

События игры разворачиваются через несколько лет после окончания сюжета первой части. Мы будем выступать в роли сына главного героя оригинального Stronghold, а нашим противником станет изрядно постаревший герцог де Вольпе, он же Волк. Непонятным образом выживший герцог (прошедшие первую игру помнят, что убили его, после невероятно ожесточенной последней миссии) продолжает устраивать пакости, собрав под своим знаменем детей герцога де Пюса (Крыса), герцога де Трюфа (Кабан) и герцога Борегара (Змея). Завязка игры проста и бесхитростна, а за сюжетом можно не следить. Тем более подается он путем начитывания текста на фоне черно-белых картинок, что выглядит довольно неубедительно. В королевстве, как и всегда, все плохо и с этим нужно что-то делать.

Война и мир

Что-то делать нам предлагают на протяжении двух кампаний – военной и экономической. Начальная миссия военной кампании сбивает с толку: вместо возведения замка, нам предлагают провести ночную операцию по спасению леди Катерины. Дальше игра входит в привычное русло и основным занятием, как и много лет назад, становится защита собственной цитадели и уничтожение чужих. Ничего кардинально нового в возведении крепостных стен и башен нам не предлагается (хоть это и до сих пор очень интересно), как и в найме армии. Неприятели все так же приходят со стороны заранее установленных указателей, а нам надлежит уничтожать их, волну за волной, до победного конца. Однако, несмотря на обширный выбор видов войск, о тактике особой речи не идет – любые приказы гробятся самоволием солдат. Теоретически, их можно выстраивать в колонны и использовать сильные стороны каждой группы себе во благо, но на практике, все сражения превращаются в сплошную неразбериху, и побеждает тот, у кого численное превосходство. Поэтому самой очевидной стратегией становится найм максимально возможного числа юнитов. Для осуществления данной задачи нам потребуется золото, оружие и свободные люди. А чтобы всего было в достатке – горожане должны быть постоянно счастливы. И тут игра становится невероятно хороша. Угождать подопечным невероятно тяжело – то еды не хватает, то налоги слишком высоки, постоянно происходят события, влияющие на общий настрой. Ни на секунду нельзя выпускать из поля зрения индикатор довольства, иначе город опустеет и миссию придется начинать заново. А в это время наши ворота уже штурмуют неприятели. Приходится буквально разрываться между ведением боевых действий и установлением величины порции эля. Такие миссии выматывают и оставляют после себя чувство глубокого удовлетворения.

До тех пор, пока не запустишь экономическую кампанию, которая в духе предыдущих игр серии, очень медлительна и недружелюбна к игроку. Задания, в большинстве своём, сводятся к накоплению определённого количества ресурсов за отведённое время. События, влияющие на настроение жителей, происходят здесь в разы чаще, чем в военной. Причём возможны такие ситуации, когда урожай яблок погиб, а другие источники питания ещё не доступны по сюжету. Голодные люди начинают покидать город, нужные ресурсы не собираются, в углу тикает таймер, а мы можем лишь сидеть и ждать, пока фермеры заново начнут возделывать сады. Странным нововведением является хижина лекаря. Этот персонаж призван прогонять так называемые хвори. Делает он это довольно необычно – машет руками. Хотя, в средневековье, наверное, именно так и лечили от всех недугов. Но и сами болезни довольно странные и выглядят как зелёные облачка, а персонаж, попавший в них, мгновенно умирает. Стоит принять во внимание, что горожане очень упёрты и будут умирать пачками, если их маршрут пролегает сквозь такие ловушки. Видимо, немного свернуть им не позволяет гордость. Так что не удивляйтесь, когда при положительном настроении популяция жителей не будет расти – возможно они просто устроили себе место массового суицида. Ну, а отсутствие вражеских войск нам будут компенсировать дикие звери. Например, всего один медведь способен сильно уменьшить людские ресурсы, пока наш лорд до него доберется.

Технологии

Главным разочарованием игры является графика. Чересчур темные цвета и смазанные текстуры – обычное дело в компьютерных играх. Но когда взору предстаёт амбар, заполненный под завязку пятиугольными корзинами с яблоками, тут уже удивлению нет предела. К изображению окружности при помощи пятиугольника создатели топовых игр не прибегают уже лет пять. А ведь Stronghold 3 относят к разряду именно таких проектов и просят за неё соответствующих денег. Объекты на миникарте обозначены огромными квадратами, а в он-лайне невозможно играть из-за постоянных критических ошибок – если не выкинет вас, то в стане противника точно поубавится. Возможно, с ближайшими патчами проблемы решатся, но впечатление подпорчено. Зато с физикой всё более-менее хорошо. Наблюдать за разрушением стен довольно занятно, а солдаты красиво разлетаются в разные стороны, жаль, что очень быстро исчезают – поле боя, заваленное телами, смотрелось бы во много раз реалистичнее.

Firefly Studios третий раз выпускают всё тот же проект. Захватывающие военные действия, утомляющая экономическая часть, одноразовые осадные миссии – все это уже было в предыдущих частях Stronghold. Кажется, что в не слишком удачной Stronghold 2 разработчики так и не разглядели своих явных промахов. Проблема в том, что раньше в этой игре хотелось жить – возглавлять осады и ободрять крестьян своим присутствием, а теперь не хочется задерживаться больше пары дней. Серии срочно нужны новые идеи и качественная реализация. Но, как известно – «на безрыбье». А пока что лучшей идеей было раздавать бесплатно первую часть всем, кто сделал предзаказ в Steam.

P.S. Мы благодарим за предоставленную версию игры команию 1C Софтклаб.

Обзор игры Stronghold Crusader 2 (Pre Alpha)


Похожие игры…

Читайте также: