Обзор total war: rome 2
Выхода второй части Rome не ждали, его жаждали. Оригинал настолько запал в душу огромной армии поклонников, что даже спустя столько лет о нём не забыли. Всё это время The Creative Assembly не сидели сложа руки и практически каждый год радовали нас новыми частями, либо масштабными дополнениями, способными сойти за полноценную игру. За этот промежуток мы успели объединить феодальную Японию, поучаствовать в европейских распрях времён колонизации и Средневековья, а также помочь в походах Наполеону и Александру Македонскому. Все эти приключения подготовили отличные плацдарм для масштабнейшего действия, под названием Total War: Rome 2.
За столько лет механика Total War была отполирована тщательнейшим образом. Разработчики вдоволь наигрались со всеми составляющими и, можно сказать, экспериментальным путём нашли близкий к идеальному баланс интересности и сложности. В итоге игра кардинально поменялась в мелочах по сравнению с предыдущей Total War: Shogun 2, но каждый, кто хоть раз играл в Total War, почувствует себя как дома – это всё та же глобальная пошаговая стратегия, с боями в реальном времени.
При первом запуске в глаза сразу бросается обновлённое меню. Оно и в Total War: Shogun 2 было довольно аскетичным, а здесь из него убрали абсолютно всё лишнее. Помимо этого, появилось единое окошко запуска всех игр серии Total War. В нём можно посмотреть, какие игры установлены в данный момент на компьютере, ознакомиться с последними новостями и договориться с друзьями сыграть онлайн.
Пробравшись сквозь меню и запустив долгожданную кампанию, начинаем удивляться. Оказавшись на столь знакомом полуострове (если, конечно, выбрали римлян, в качестве игровой фракции), кажется, что попали совсем в другое место. Хоть мини-карта и вырисовывает привычные очертания «сапога», но открывающиеся виды порожают красотой. Понятно, что за минувшие годы произошёл большой скачок в техническом плане, а The Creative Assembly всегда были на пике технологий, и всё же глаза отказываются верить происходящему на экране. Просторные земли покрыты лесами и полями, морская гладь переливается на солнце. Города больше не обозначены стыдливыми значками, а величественно стоят на карте. В них теперь можно разглядеть инфраструктуру, не пользуясь меню с подсказками. Мегаполисы занимают такую площадь, что чувствуешь себя не полубожественным существом, но маленькой букашкой.
Вообще, города подверглись значительным изменениям. Вся карта делится на провинции, состоящие обычно из двух-четырёх городов. Поэтому захватывать по одному городу в разных провинциях теперь не так выгодно. Довольство народа и пища распространяются на всю область целиком, а захватив над ней полный контроль, можно выпустить эдикт – особый закон, дающий провинции существенные бонусы. Большое влияние на города оказывает и культура предыдущих владельцев поселения. Различных цивилизаций в игре довольно много, тут и римская и греческая, да и куча других. Их влияние на захваченные города просто огромно – различные цивилизации настолько ненавидят друг друга, что зачастую порядок не удаётся навести даже огромной армии. В ход идут специальные постройки и агенты – сановники, которых можно рассылать на территорию противника заранее, значительно уменьшая проблемы с населением при захвате. В конце концов, в захваченных городах нельзя даже пользоваться постройками, оставшимися от покорённых противников с культурой, отличной от вашей. Например, римляне не станут поклоняться чуждому для них греческому Посейдону, прося взамен воздвигнуть алтарь Нептуну.
Города можно расширить, только если население довольно. Радостные граждане дают прирост населения, который создаёт избыток, который, в отличие от оригинала, полезен для поселения. После этого можно обустроить площадку для новой постройки. Если отвлечься и забыть про пустующую основу для стройки, то жители самостоятельно превратят её в трущобы, что не лучшим образом скажется на довольстве.
Разобравшись с подконтрольными поселениями, стоит заглянуть в раздел дипломатии. Он стал значительно удобнее и продуманнее. Фракции, доступные для переговоров можно выбрать на удобной карте. Дипломатические отношения теперь выстраиваются в течении долгого времени и включают в себя множество критериев. Другие фракции наконец-то избавились от панической боязни, когда вы начинаете захватывать территории и строят мнение о вас по мощи государства и крепости вашего слова. Теперь, чтобы банально наладить торговлю, нужно в большинстве случаев сначала подписать договор о ненападении. Если постоянно нарушать договорённости, то с вами перестанут иметь дело. Зато наладить отношения с сильными фракциями можно через их более слабых и охотнее идущих на контакт протекторатов. Послы стали более хитрыми и изворотливыми – при пустой казне они могут предложить торговый союз, взамен на выплаты с вашей стороны, а никак не идущие на контакт будут просить стать протекторатом, при серьёзной угрозе их фракции. Появился и новый тип союзов – оборонительный. При нём союзники не будут вмешиваться в ваши завоевания, но придут на помощь, при нападении на вас.
Как следует из названия игры, без крепкой армии долго не протянуть. Но и перегружать казну военными расходами на ранних этапах не следует. К наёму войск теперь стоит относиться более продуманно. Нельзя набирать армию без командира, да и располагать во всех городах тренировочные лагеря не выгодно, особенно в условиях ограниченной застройки. Зато воины стали более мобильны – для переправы по морю им больше не требуется отдельный корабль, они в состоянии сами обеспечить себя средством передвижения. Такие хлипкие судёнышки абсолютно бесполезны перед настоящим флотом, но быстро доставят армию в нужное место.
Обычные проходные битвы остались практически неизменными, разве что интерфейс стал ужасно урезанным. Нет даже кнопок для отдачи приказов о направлении движения. Чего не скажешь о масштабных исторических сражениях и захватах городов. Действия тут настолько обширные, что включив кинематографическую камеру можно засмотреться и проиграть битву. Огромное количество фракций отразилось и на воинах – разнообразие отрядов просто зашкаливает. Огнестрельного оружия, ясное дело, не завезли, зато в распоряжении мощные дальнобойные орудия и поддержка с моря. Немного портят впечатление мелкие технические огрехи, вроде того, когда бегущий отряд небронированных пехотинцев ломает попадающиеся на пути крепкие деревянные заборы. Но это мелочи, а из нововведений можно отметить вариативность действий с пленёнными в битвах противниками. Их можно отпустить, казнить и сделать рабами. Первые два варианта напрямую скажутся на отношениях с фракцией неприятеля, а третий искусственно повысит численность населения, но негативно скажется на довольстве граждан.
Total War: Rome 2 получился именно таким, каким его ждали. Во главе угла тут стоит размах – огромная карта, грандиозные битвы, невероятное число фракций. The Creative Assembly задрали планку качества настолько высоко, что совсем непонятно, способна ли серия развиваться дальше.