Путешествие алисы: обзор
Рано или поздно это должно было произойти. Наступили тяжелые времена – гениальные проекты типа Darwinia никто не покупает, издатели выделяют деньги только под коммерчески успешные проекты, а ими, как правило, становятся только крепкие середнячки. И геймдевелоперы всех стран дружно пошли на поклон к издателям. Особой любовью у творческо-коммерческих симбиозов пользуются игры по мотивам фильмов, книг и исторических событий. Разработчики получают готовую игровую Вселенную, маркетологи — компанию-издателя: отличный новостной повод. Не минула сия чаша и российские конторы. Сначала «игрошедевры» по произведениям Лукьяненко, теперь – стандартный «русский» квест от Step Creative Group. Эта московская студия давно привлекала меня своим неординарным подходом к «игроизации» литературных произведений. Анонсированные проекты по мотивам романов братьев Стругацких интересуют широкий круг геймеров – качественные скриншоты, пусть и немного приукрашенные, нестандартные фишки геймплея нас заворожили. И узнав, что по книге Кира Булычева скоро выйдет интересный квест, многие его ждали. Но, скорее всего, над играми по лицензии висит злой рок – снова и снова нас «радуют» неудобоваримой графикой и запутанным сюжетом.
Для тех, кто не в курсе событий, поясню: лет двадцать назад был создан замечательный анимационный мультфильм по сценарию сильного советского фантаста Кира Булычева. Впоследствии был снят по этому же циклу произведений кинофильм для детей и пионеров. Возникла даже целая субкультура – многие помнят фразу «Алиса, мелафон у меня!» Но это уже отступление от темы – игра основана только на книге и мультфильме. Привычный install, запускаем игру …
Первое, что бросается в глаза – очень быстрая загрузка и высокая скорость работы даже на слабых машинах. Спешу «обрадовать»: системным требованиям игра соответствует – вполне сносная графика для 128 RAM. В общем, вы поняли… как ТАКОЕ визуальное убожество могли пропустить в печать стабильно выпускающие хиты ребята из компании «Akella», ума не приложу. Да, оформление игры поразительно напоминает кино, кадры из мультфильма – но и только. Круглый и коварный Весельчак У отдаленно похож на героя любимого актера моей юности, Алиса — вообще мечта поэта (и ЭТО несовершеннолетняя девочка?), добродушный профессор Селезнев иногда выдает такие гримасы, что дети до 16-ти могут испугаться. По яркости красок игра походит на мрачные подземелья – пещеры и склепы – Морровинда, с их «игрой света и тени». Такого же стиля освещение ждет вас и здесь – корявые тени от персонажей, невыразительные бэкграунды и топорная анимация. Все мы помним оригинальнейший трюк, который на наших глазах сделали ребята из Kheops Studio – создали один скин персонажей и сосредоточили свое внимание на создании великолепной анимации. Нет, я не хочу, чтобы теперь все разработчики штамповали персонажей, но хоть чуть-чуть творческой мысли можно было приложить при создании игры?! Громозека похож на тётю из Бразилии, на ту же дикую обезьяну, но не на самого себя. А вышеупомянутый Селезнев из начитанного «ботаника» превратился в помятого жизнью мужчину неопределенного возраста. Может быть, он отмечал Новый Год вместе с командой Step Creative Group? Только в состоянии похмельного синдрома, при последней стадии дальтонизма можно было исковеркать милые, любимые всеми персонажи нашего детства. Медленно-медленно, лебедем переходит Алиса Селезнева из локации в локацию, никаких бонусных вариантов анимации. Сняли на кальку первую попавшуюся модель передвижения и наложили на всех персонажей. Хотя нет, роботы дергаются еще ужасней.
Новый суперсложный тест IQ – детям от Акеллы!
На обложке сообщается, что игра рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. Молодые люди, не верьте! Данный проект разработан прежде всего для дяди-игрока, лет 15 рубящегося ежедневно по 10 (десять!) часов в хардкорные варгеймы и увлекающегося нестандартными в плохом смысле этого слова логическими задачками. Конечно, приземленные и по сути понятные любому загадки существенно снижают порог для вхождения, но и только.
Был такой квест-однодневка «Белое солнце пустыни». В лучших российских традициях – притянутый за уши сеттинг, приятные слуху имена и названия, «суперлогичный» сюжет. Так вот к чему я веду: сценарий «БСП» уместился то ли на 3500, то ли на 4000 знаков. В «Путешествии Алисы» будет побольше корявых словечек (причем заметьте, это не перевод, а язык оригинала – игру-то делали русские), непонятных заданий и тривиальных разгадок. Упорно занялся пиксель-хантингом – нашел нужный объект, пощёлкал на предметах – что-то в итоге получилось/произошло. Дернул за скриптовую ниточку – посмотрел нудный ролик. И в совершенно непредсказуемом месте, где итог разговора (или действия) очевиден, натыкаешься на «мину» — сложную задачку или трудновыполнимый квест. Обычно в такого рода играх сначала пытаешься действовать соответственно сюжетным коллизиям, потом ставишь себя на место героя, затем представляешь себя сценаристом и прокручиваешь все возможные варианты действий, затем… Пройдя пять-шесть таких циклов, обнаруживаешь, что разгадка была совсем рядом, но дело не в логике, а в чем-то другом. Может быть, у детей совсем другой тип мышления, своя психология, или они вообще иная раса? Еще давным-давно люди поняли, что работа — это то, что человек обязан делать, а Игра — это то, чего он делать не обязан. Так здесь мы обязаны выполнять только сценаристу понятные действия – что-то собрать, куда-то пойти. Названия и объекты не запоминаются – при общей серости графики непоследовательность и скупость сюжета уже не удивляет.
Все бы ничего, но в то время, которые серьезно подошедший к игровому процессу человек вычеркнет из своей жизни, умудрились впихнуть еще и несколько однообразных и пресных аркад. По мнению столичных игроделов, малышам обязательно нужно пострелять по метеоритам, кометам и прочей звездной мелочи. А самое приятное впереди (скажу по секрету только вам) – игра-то обучающая. Обучает перезагружать постоянно виснущий компьютер, привыкать к ежеминутным и потому быстро надоедающим вылетам в Windows. Главное, патчи скоро выйдут – вот ребенок и их ставить научится. Что-что, а патчи у Step Creative Group выходят буквально сразу после выхода игр. Непонятно только одно – а сразу нельзя было довести все до ума, лишний день протестировать, например? В общем, наглая профанация жанра.
Самым больным местом малобюджетных игр всегда являлся звук. Озвучку в таких случаях поручают делать сотрудникам компании – программистам, аниматорам, дизайнерам, менеджерам, дворникам и офис-клеркам, наконец, но никак не профессиональным актерам. Странно будет, если в такой игре персонаж взрослого серьезного мужика не будет вещать ломающимся подростковым баском, а птичка умная не по годам – мягким баритоном. Хоть здесь наши ожидания оправдались. А вот с музыкой у нас еще более серьезные проблемы – мягкая полудетская мелодия с ритмом колыбельной песни внезапно сменяется агрессивной электроникой без всякой связи с сюжетными перипетиями. Затем эти две-три мелодии начинают негативно действовать на нервы – монотонность раздражает всегда.
Итоговые комментарии
Обидно, когда убивают мечту. Когда топчут ее труп ногами, пинают окованными равнодушием и жадностью сапогами. Смело вычеркнув часы проведенные за игрой, советую вам не следовать моему дурному примеру. Изумительный, по-советски добрый и по-своему красивый мультфильм и отличная книга уважаемого всеми Булычева – корифея отечественной фантастики, попав в руки игроделов из Step Creative Group, получили нежизнеспособного отпрыска. В Древней Спарте такого младенца бы бросили в пропасть. А мы скажем так: лучший друг такой игры – команда uninstall.
Геймплей: Скупой сюжет, под кальку содранный с мультфильма и кино, разбавленный аркадками и обильно политый «мёртвой водой» — пациента реанимировать нельзя.
Графика : Для слабых машин конца прошлого века приемлемо, для современных монстров – капля в море великолепных дизайнерских решений. Дерганая анимация и тусклые двухмерные задники. Одним словом, ограниченно.
Звук: Даже еще уменьшив бюджет, сделать что-то похуже с качеством музыки и озвучки сделать было бы трудно.