R.u.s.e.: превью по бета-версии
Стратегии по Второй мировой — это, наверное, самый консервативный вид игр. Помимо того что уже очень многое придумано, еще и исторические рамки всегда сильно сдерживают разработчиков. Ну нельзя на танк повесить пси-пушку, которая будет солдат из могил поднимать, дабы они Родине послужили. И потому, когда собираешься запустить очередной проект по WWII, ждешь чего угодно, но только не инноваций и какого-то оригинального подхода.
Вот и R.U.S.E. как-то ничем впечатлять не собиралась. На картинках можно было разглядеть довольно обычные модельки танков, коих сейчас десятки. Видны были дождь, трава, какое-то озеро. Даже заставка лишь показала нам типичный бой. А мы их уже насмотрелись. В голове возник образ Order of War. В общем, еще один «Багратион», но уже от других разработчиков. Прекрасно…
А вот главное меню, экран загрузки и прочие штуки уже заставили немного засомневаться. Почему-то нет жесткой военной символики, все какое-то красочное, в современном технологическом стиле. Заинтриговало. И начался бой.
Баталии здесь совершенно не эпичные. За весь поединок у вас может быть всего танков так пять-семь. Столько же самолетов или артиллерийских установок. Однако сами карты довольно большие. Порой крупнее, чем в Order of War. И в других играх такое соотношение войск/территории приводило бы к хохоту. Мол, вот уж война идет — два танка против пяти пехотинцев! Но здесь…
Вот так выглядит карта при максимальном отдалении.
Когда камера прижата к земле, и вы детально рассматриваете свои войска — все обычно. Танк едет, танк стоит, танк стреляет. Красиво, но ничего выдающегося. Поднимаете камеру повыше, чтобы видеть сразу все поле боя, и военный транспорт растет. И чем дальше вы от земли, тем громаднее наша машина. Сначала она размером с дом, потом с гору. Но опустимся вниз, и она вновь обыкновенная. Вражеская же техника, пока мы точно ее не видим, и вовсе обозначается как фишка. Пехота — маленькая фишечка, тяжелый танк — большая.
Перед нами будто бы настольная игра. Если пять бойцов окажутся рядышком, то когда вы поднимете камеру, все они станут одной моделькой на подставке из пяти фишек. А еще, если вы попробуете максимально отдалить обзор, то заметите, что находитесь не в бою, а на столе посреди какого-то военного штаба. Мимо ходят люди, радисты передают что-то командованию. Вот и лампа, которая светит на сражение, начинает мерцать. Резко приближаем камеру, а это, оказывается, молния сверкает и уже давно над полем льет дождь.
Впечатления просто потрясающие. Я обожаю, когда разработчики вот так придумывают что-то новое. Они совместили очень качественную и проработанную картинку вблизи с отличной идеей сделать не битву, а настольную игру. Потому здесь и неважно, что у вас в армии всего пять танков. Выглядят они очень уж эпично с высоты. А впритык смотреть на сражение некогда (впрочем, если решитесь, не пожалеете — что там Napoleon: Total War с трясущейся камерой при взрывах, тут все так натурально происходит, что даже немного не по себе наблюдать за битвой: как-то оно громко, страшно, мощно…).
Танки кажутся огромными, но на самом деле они нормальные и их не так уж и много.
Из чего состоит R.U.S.E.?
Но красивая картинка — лишь часть того, что хочется видеть в хорошей стратегии. И гораздо важнее все-таки не обертка, а начинка. Вот с ней и разберемся.
В самом начале у нас всего одно здание и 200 кредитов. Теперь надо быстро развиться: создать экономику, построить армию. В общем, напоминает RTS. Для получения денег у нас всего два здания. Первое — хранилище. Ставится только в определенных точках на карте. Туда едет рабочий, обстраивает все, а потом грузовики обратно возят нам кредиты (номинально это вооружение, припасы — но все это сразу же конвертируется в деньги). Ну, и понятно — чем дальше мы от главной базы строим «шахту», тем дольше машинкам везти богатство. Второе здание — административный центр. Приносит раз в несколько секунд всего 1 кредит, но сюда можно складировать припасы. Тоже очень удобно. Особенно на огромных картах или если враг перекрыл дорогу до базы, и сгружать продовольствие надо где-то неподалеку от хранилищ.
На этом все. Заняли в начале пять хранилищ, тем и живете. Караваны возят деньги, вы их вкладываете в армию. Какую армию? Она тоже делится на несколько типов. И, как несложно догадаться, это авиация, танки, пехота, артиллерия, ПВО и противотанки. Производство каждого типа бойцов требует наличия соответствующего здания. Захотели воевать авиацией — построили аэропорт. Теперь можно заказать бомбардировщики или изучить штурмовики, а потом налаживать их производство. Ну а для создания сотен пехотинцев понадобятся бараки.
И лишь одно здание особенное — научное. В нем вы создаете экспериментальные виды техники. Например, ИС-4 или «Катюшу». То есть что-то очень мощное и дорогое.
В игре очень здоровский интерфейс. Даже обычные стрелочки выглядят приятно.
Больше производящих зданий нет. Остались только защитные сооружения. Например, противопехотный бункер, стационарная зенитка, артиллерийская точка и прочее.
На этом все. Строительство довольно простое. Надо быстро уйти в танки — отослали рабочих закладывать фермы и уже на секунде так десятой делаете завод тяжелой техники. Возводится он чуть ли не мгновенно. Главное — инженерам добраться до места, где вы собираетесь строить.
Сочетать разные типы войск тоже довольно просто. Разработчики очень правильно поступили, сделав создание казарм и заводов простым и понятным. Никаких жестких цепочек, как бывает в RTS: чтобы получить авиацию, надо сначала сделать барак, затем усовершенствовать его до второго уровня, заложить завод тяжелой техники, а потом трижды прыгнуть на правой ноге и выкрикнуть: «Ытятятам!» В R.U.S.E. налаживание производства носит второстепенный характер.
При максимальном приближении все реалистично и хорошо проработано.
Lie to me
Но помимо строительства есть здесь и еще нечто, что тоже требует особого внимания. Это уловки (ruse). Набор определенных хитростей, с помощью которых вы можете вводить врага в заблуждение или как-то помогать себе. Ну, например, выбираете уловку «обманная атака». Теперь противник будет видеть, как из ваших заводов выезжают танки и направляются четко к нему. Он начинает возводить бункеры, заказывает гаубицы. В общем, строит мощную противотанковую оборону. А едут на него всего лишь картонные муляжи. Стрельнул разок — и развалились. Можно ускорить передвижение своих войск или понизить боевой дух противника. Смастерить муляж какого-нибудь здания или спрятать все свои постройки. Замаскировать армию или узнать, где скрылся неприятель. Сделать своих солдат бесстрашными или же обмануть врага, поменяв иконки легких танков на изображение тяжелых.
Такие хитрости делают игру гораздо интереснее. Причем использовать уловки отчасти сложно, ведь действуют они не на всю карту, а лишь на сектора, из которых состоит карта. Можно увеличить скорость передвижения до базы врага, и тогда к войскам будет быстрее добираться подкрепление, а можно на самой базе использовать это «заклинание», и в таком случае по нашим солдатам будет сложнее попасть — они станут мобильнее.
Так работают абсолютно все уловки. Но, конечно, выбор правильной области — это не самое сложное. Главное — уметь применять хитрости в контексте своей тактики. Дабы обвести врага вокруг пальца.
Карты действительно большие. Пока в одном месте идет жаркое сражение, в другом можно ломать экономику, а в третьем готовить неожиданное наступление.
Стоит сказать и о сторонах конфликта. Их довольно много. Разработчики не обошлись стандартным набором: США, Германия, СССР. Есть здесь еще и Италия, и Великобритания, и Франция. И каждая страна сильно отличается от соседей. Например, Германия во Вторую мировую славилась танками и авиацией, потому и в игре эти направления у нее довольно сильны. СССР тоже делает хорошую бронетехнику, но еще может строить мощные стационарные артиллерийские пушки и производить вполне неплохую ПВО. У итальянцев техника, прямо скажем, отвратительная. Тяжелых танков нет, есть что-то хилое и страшненькое, сродни поддельным картонным машинам, зато пехота у них довольно хорошая. Британцы же специализируются на десанте. Могут на первых же секундах скинуть с парашютами вам на базу солдат, которые сразу же захватят какое-нибудь здание.
Это если коротко и не обо всех. Вообще же баланс хорошо проработан, а интересных сторон намного больше. Поэтому сначала придется просто разбираться, какая нация вам ближе. Вот только опасаюсь я, как бы разработчики не наплодили бесполезных войск или слишком сильных фракций. Но тут вся надежда на бету. Не зря же мы сейчас мультиплеер тестируем…
Если грамотно применять уловки, то можно разгадать планы врага.
Шахматы 2.0
Теория — весьма проста. Изучить R.U.S.E. можно буквально за два-три сражения. Но, как говорится, easy to learn, but hard to master. И здешние битвы сильно напоминают игру в шахматы. Практически все действия противника вы видите. О его планах — можете догадываться.
Допустим, враг быстро уходит в экономику и тратит на нее все свои деньги. Можно построить мобильные ПВО-машинки, которые отлично уничтожают пехоту и легкие грузовики. Отправляем их к хранилищам неприятеля и взрываем его конвои. Противник, разумеется, злится и старается как можно быстрее нас прогнать. Для этого он строит танки, а мы уже закладываем аэродром. Но чтобы заранее не открывать все карты, маскируем базу и ставим неподалеку обманный танковый завод (подделку, попросту говоря).
Враг полагает, будто прекрасно знает, что мы делаем. У него уже есть танки, но для контроля нашей бронетехники он делает еще артиллерию и доты. Он готов биться. Стоит и ждет, когда наши гусеницы начнут ровнять его землю. Но внезапно ему на голову падают десантники, а вслед за ними летят тактические бомбардировщики, которые собираются уничтожить хранилища. И один из нас двоих чувствует себя дураком. Мол, как же так, все было так спланировано…
И, кстати, не исключено, что именно вы будете повержены. Ибо все танки врага могли оказаться липой. А в лесу везде стоят ПВО, которые сбивают и бомбардировщики, и десантные самолеты. Каково, а?
Пехота может захватывать постройки. И потому десант — это всегда очень страшно.
Но не подумайте, что побеждает здесь только тот, кто лучше замаскировался и больше дурачил оппонента. Нет, это один из вариантов битв. Тактические и стратегические решения тоже важны. Например, вы сделали много тяжелых бомбардировщиков, и враг знает это. Он построил просто тысячи ПВО (внимание: автор утрирует; такого количества войск здесь не бывает), а теперь смеется над вами. Вы же в ответ производите артиллерию, много артиллерии, и ей уже пытаетесь уничтожить все зенитки злопыхателя. И когда их станет меньше, по небу пускаете обманные самолеты, а среди них — настоящие.
Что получается в итоге? Сначала вы уменьшили число зениток, а оставшиеся не только уничтожают ваши жутко опасные бомбардировщики, но и тратят снаряды на поломку муляжей. Эффективность резко упала, и вы таки смогли разнести базу недруга.
У R.U.S.E. действительно отличный потенциал. Она довольно простая в освоении, но сложная для битв на высоком уровне. Тем более помимо поединков один на один, здесь можно биться в паре или даже втроем-вчетвером. И все это без микроконтроля и необходимости принимать десять решений в секунду. Так что рекомендую с этой стратегией познакомиться абсолютно всем. Посмотрите хотя бы на здешнюю стилистику.