Shape of the world: обзор
«Симуляторы ходьбы» многие до сих пор не считают играми, но сваливать все подобные приключения в одну кучу не совсем верно. The Witness, к примеру, сильно отличается от Gone Home — в первой упор сделан на решение сотни головоломок, а во второй мы лишь изучаем окружение и постепенно узнаём о жизни героев. В Firewatch есть полноценный сюжет с отличными персонажами, а в Virginia история здорово подаётся без слов, но с потрясающей музыкой.
Однако всё это не идёт ни в какое сравнение с «настоящими» симуляторами ходьбы. Несколько лет назад свет увидела Proteus, где игры в привычном понимании этого слова не было вообще. Вы оказывались на острове и просто бесцельно гуляли по нему, не имея никаких возможностей взаимодействовать с природой. Даже с учётом стилизованной графики, не пытающейся походить на реалистичную, остров казался живым: деревья колыхались, зверушки разбегались при виде человека (хотя за человека ли мы играли?), день сменялся ночью.
Иди и смотри
Shape of the World была создана другими людьми, но слишком уж сильно она похожа на Proteus. Здесь тоже нет ни сюжета, ни чётко поставленных целей, ни оружия, ни противников. Игрок оказывается в чудесном мире и волен идти на все четыре стороны, наслаждаясь природой и наблюдая за флорой и фауной. В этой вселенной нет ни одного живого человека, который бы разговаривал с протагонистом и давал ему задания. Да и сам главный герой вряд ли состоит из плоти и крови — он легко переживает падения с огромной высоты и не тонет под водой.
Какие-то геймплейные элементы здесь всё же есть, так что как игра Shape of the World оказывается чуть более понятной, нежели Proteus. В какой бы локации вы ни были, в небе вы увидите огромные значки, похожие на букву Л. Это — ворота, через которые персонажу надо пройти для продвижения по «сюжету». И каждый раз, когда вы это делаете, мир вокруг меняется и окрашивается в совершенно другие цвета. Белая вода в ручейке становится красноватой, листва на деревьях зеленеет или синеет, трава выглядит иначе. Это каждый раз сопровождается умиротворяющей музыкой.
Разработчики называют своё творение игрой-исследованием, в которой можно расслабиться, сбежать от реальности и потеряться. И с этой задачей Shape of the World справляется как минимум неплохо. Здесь действительно приятно находиться, прогуливаясь по симпатичным локациям, слушая загадочный саундтрек и распугивая живность. Какие-то существа пытаются убежать от главного героя, другие — достаточно крупные, чтобы попытаться дать ему отпор и оттолкнуть персонажа. К смерти это не приведёт, так как погибнуть тут невозможно, но пару раз меня спихнули с обрыва, из-за чего пришлось забираться на гору вновь.
Весь геймплей заключается в беготне от одного такого значка к другому.
Всё же игра
Взаимодействовать с миром можно с помощью отдельной кнопки, притрагиваясь к расставленным во всех зонах колоннам или лежащим у берега моря шарам. Это позволяет активировать дорожки, ведущие к новым зонам, и иначе в них никак не проникнуть. Той же кнопкой вы хватаетесь за деревья, что позволяет перелетать от одного столба к другому, словно вы Человек-паук. После этих действий деревья исчезают (судя по описанию трофея, вы их рубите, а не цепляетесь просто так), но в каждой зоне их так много, что задумываться об этом не приходится.
И очень хорошо, что в игре есть такая механика, — без прыжков от дерева к дереву герой передвигается мучительно медленно. Для симуляторов ходьбы это норма — ту же Everybody’s Gone to the Rapture многие ругали за черепашью скорость персонажа, но там хотя бы кнопка бега была. В Shape of the World вы никак не можете ускориться, хотя по появляющимся в воздухе дорожкам протагонист почему-то бегает в два раза быстрее, чем по земле. И тут возникает проблема: игра-медитация, которая должна успокаивать игрока и помогать ему забыть о проблемах реальной жизни, вызывает раздражение из-за тормознутого главного героя.
Существа слева боятся игрока, а вот парень справа толкнёт вас при первой возможности.
Shape of the World — ощущение реальности
Чтобы дополнительно развлечь себя, наблюдая за природой и бегая от одной буквы Л к другой, вы можете заняться поиском семян и сажать деревья, которые потом будете использовать для быстрого передвижения. Видите пустырь, на котором ничего не растёт, — киньте туда семена, и на этом месте моментально вырастет дерево. Всего в игре 28 типов семян. Обычно они спрятаны не лучшим образом, однако все пропущенные коллекционные предметы можно будет найти при запуске отдельных эпизодов из главного меню. Делать это не обязательно, но, если уж вы потратили деньги на игру, есть возможность растянуть удовольствие.
Больше заняться в Shape of the World нечем. Приобретая игру, вы должны понимать, что в ней нет интересной истории, захватывающих сражений, прыжков с препятствиями по платформам и выдающейся графики. Это медитация, приключение в неизведанном мире, которое отлично подойдёт для отдыха после тяжёлого рабочего дня. Кому-то во время отдыха хочется пострелять, кому-то — покататься в «Форзе» или Gran Turismo. Кто-то тратит свободные часы на Overwatch и Fortnite, получая новые костюмы для персонажей и оттачивая мастерство в мультиплеере. А кто-то хочет погулять по красивому месту под не менее красивую музыку.
Нажми на кнопку — получишь результат.
Shape of the World мне понравилась, как и Proteus в своё время. Но обе игры я получил бесплатно, поэтому думать о том, было ли это бессмысленным вложением денег или нет, мне не приходилось. Стоит ли тратить почти 400 рублей в Steam и больше тысячи рублей на консолях — решать вам. Если ради почти бесцельного путешествия вы готовы выложить такие суммы, Shape of the World скрасит вечер, не обременяя вас приевшимися геймплейными механиками, значками на карте, и восклицательными знаками над персонажами, выдающими квесты. Ну а если нет, то игра делалась не для вас и это самый настоящий «проходняк».
Плюсы: симпатичное, умиротворяющее приключение на вечер.
Минусы: как таковой игры здесь нет — это медитация, лишённая сюжета, персонажей, сражений и всего остального, что вы привыкли видеть.