Чуи, мы дома: вспоминаем игры по «звёздным войнам»
Успех «Пробуждения Силы», при всей нелепости антагониста, морщинах Кэрри Фишер (Carrie Fisher) и вялом фехтовании на световых мечах, доказывает, что интерес к Star Wars не ослабел. И, как бы вы ни относились к эпопее Джорджа Лукаса (George Lucas), считая её всего-то мелодрамой в космосе или великим шедевром, на ней выросло уже два поколения. Можно сказать, до 1977-го года, когда в кинотеатрах впервые показали «Новую надежду», поп-культуры в привычном смысле не было. Как не появилось и другой франшизы с подобным количеством сопутствующих продуктов: книг, комиксов, мультфильмов и, конечно же, игр.
Давным-давно, в двухмерной галактике…
Начиналось всё с таких развлечений, к каким сегодня не подобраться без эмулятора. Ещё в 1982-м, не закончив работу над оригинальной трилогией, Лукас учредил подразделение Lucasfilm Games (с 1990-го — LucasArts Entertainment Company). Но разработку первой игры по мотивам «Звёздных войн» он поручил не внутренней студии, а компании Parker Bros., занимавшейся до того времени «настолками». Так на свет появилась Star Wars: The Empire Strikes Back для Atari 2600. Здесь авторы воссоздали эпизод битвы на планете Хот: управляя сноуспидером, надо уничтожать имперские AT-AT, шагающие по снегу к базе Эхо. При этом во врага требуется попасть сорок восемь раз, тогда как посудине под управлением игрока хватает трёх — вот она, «старая школа»!
Не то чтобы почин вызвал революцию в геймдеве или сорвал кассу, однако конкурентов у Parker Bros. не было. Поэтому уже в 1983-м студия выпустила Jedi Arena — «Понг» с отражением луча из робота-шарика, каким пользовался Оби-Ван Кеноби на «Соколе», чтобы учить Люка. А позже разработчики отдали должное Эндору и второй Звезде Смерти в Return of the Jedi: Death Star Battle. Но Atari 2600 недолго правила бал: кризис 1983-го года, вызванный не в последнюю очередь выходом E.T. the Extra-Terrestrial для этой приставки, открыл путь другим платформам.
Найдите десять отличий.
Аркадную Star Wars руководство Atari доверило дизайнеру Майку Хэлли (Mike Hally), на счету которого к 1983-му году был всего один проект (зато какой — Gravitar вытрясла из геймеров немало монет). Взяв за основу векторный движок Джеда Марголина (Jed Margolin), написанный для другой аркады под названием Warp Speed, Майк фактически воспроизвёл то, что видел Люк Скайуокер на мониторе перед торпедированием Звезды Смерти. Кроме иллюзии полёта на X-Wing, автомат сыпал фразами из киноленты — от чириканья R2-D2 и напутствия Хана Соло до оби-вановской «The Force will be with you… always» в момент поражения.
После попыток нажиться на портах и продолжениях революционной аркады Atari растворилась в тени Nintendo. Поэтому к 1987-му году за франшизу взялись сотрудники Namco, работавшие с прицелом на консоль NES. Но для оценки их вклада важно не превращение «Звёздных войн» в платформер, а вольности со сценарием. Если раньше всё трамбовалось в прокрустово ложе оригинала — разработчики брали сцену киносаги и прикручивали к ней геймплей, — то здесь в погоне за парой беглых дроидов Люк убивает джав и не теряет руку в дуэли на Беспине. Игра вызвала такой резонанс, что в 1992-м её под заголовком Super Star Wars портировали на SNES, изменив графику и добавив полнозвучный саундтрек Джона Уильямса (John Williams).
В следующем году студия Лоуренса Холланда (Lawrence Holland) Totally Games представила Star Wars: X-Wing — сложный, но увлекательный космосим с сюжетными роликами и полётами на знаменитых истребителях повстанцев. Конечно, не обошлось без распыления на атомы Звезды Смерти — в который уж раз. Ухватив удачу за хвост, разработчики развили тему в TIE-Fighter, одной из лучших игр по лицензии «ЗВ» за всю историю, где нам впервые предложили стать на сторону Империи.
Датчики на приборной панели — не для красоты, а по делу.
Подразделение LucasArts тоже не сидело сложа руки: после двух частей Rebel Assault назрела идея шутера — как оказалось впоследствии, блестящая. В 1995-м Star Wars: Dark Forces легко было принять за клон Doom, если бы не два но: сюжет (позицию id Software по сценариям выразил Джон Кармак, сказав, что в играх они не важнее, чем в порнофильмах) и механика. Герой умеет прыгать, приседать и крутить головой во все стороны, а не только направо и налево. Любопытно, что привязка к оригинальной истории (действие разворачивается между IV и V эпизодами) здесь для отвода глаз, а похождения наёмника Кайла Катарна вполне самостоятельны. Он похищает у Империи план Звезды Смерти, борясь по пути с легионами штурмовиков и самим Бобой Феттом.
Я Силой командую!
Star Wars: Battlefront review — Chewie, we’re home
С сюжетом Jedi Knight: Dark Forces II 1997-го года LucasArts поступила ещё радикальнее. Через три года после битвы на Эндоре Кайл берёт в руки световой меч и готовится дать отпор тёмному джедаю Джереку. Хотя Катарн не каноничный персонаж, его приключения достойны внимания уже потому, что здесь игрокам впервые дали попользоваться «оружием более цивилизованной эпохи» и пофлиртовать с тёмной стороной Силы. В продолжении сериала, Jedi Knight II: Jedi Outcast и Jedi Academy, разработчики из Raven Software даже устроили Кайлу своеобразную инициацию, сведя его с Люком Скайуокером.
Классическую фабулу Джорджа Лукаса дополнили не только Dark Forces и Jedi Knight, но и экшен Star Wars: Shadows of the Empire, изданный в 1996-м на Nintendo 64, а годом позже — на PC. Здесь наёмник Дэш Рендар помогает повстанцам в битве на Хоте и разыскивает замороженного Хана Соло — как мы помним, в этом месте VI эпизод рвёт с места в карьер. Другой пробел оригинала, между битвой при Явине и атакой на базу Эхо, восполнил авиаэкшен Star Wars: Rogue Squadron 1998-го года — едва ли не лучший в жанровой адаптации «Звёздных войн».
Если вести себя хорошо, дадут полетать на «Тысячелетнем соколе».
Конец 90-х сулил уйму игр по франшизе, поскольку в 1997-м Лукас закончил съёмки I эпизода, премьера которого была назначена на 1999-й год. На деле вышло не очень: запустив конвейер, LucasArts издала в промежутке между «Скрытой угрозой» и «Атакой клонов» 32 игры на тему, но рекордное количество так и не переросло в качество. Из потока релизов можно выделить разве что Star Wars: Episode I — Racer, где в увлекательной форме поданы гонки на Татуине, в каких участвовал юный Энакин Скайуокер. Основная же масса этой продукции оказалась катастрофически пресной и вторичной. Чтобы как-то исправить ситуацию, президент LucasArts Саймон Джеффери (Simon Jeffery) обратился к авторам Baldur’s Gate и Neverwinter Nights. И не прогадал.
Star Wars: Knights of the Old Republic от BioWare стала не только первой, но и самой влиятельной RPG во вселенной Джорджа Лукаса. Правда, игра 2003-го года отошла от событий оригинала дальше остальных: действие разворачивается за 4 000 лет до битвы при Явине. Зато антураж вполне узнаваем, а нелёгкая заносит героя на знакомые планеты, включая Татуин и Кашиик. BioWare создала ветвистую историю о борьбе с ситхом Дартом Реваном и поисках Звёздной Кузницы, где есть место как принятию решений, так и ответственности за них — прежде всего это касается метаний между сторонами Силы.
На волне успеха «Рыцарей Старой Республики» LucasArts ожидаемо затребовала продолжения, и не когда-нибудь, а через год. Но поскольку BioWare вплотную взялась за Jade Empire, проект передали Obsidian Entertainment. Та бережно отнеслась к RPG, не убавив в Star Wars: Knights of the Old Republic II — The Sith Lords ни йоты от качеств оригинала. Нечто подобное команда Криса Авеллона (Christopher Avellone) повторила позже с Fallout: New Vegas.
KotOR ставит рекорд долголетия: в 2013-м и 2014-м её издали на iOS и Android.
Медаль за взятие Мос-Эйсли
Премьера «Атаки клонов» в 2002-м многое поменяла в настроениях фанатов, которые неожиданно для себя обнаружили, что интриги джедаев за двадцать лет успели утомить. Зато быт и скромные подвиги солдат из пробирки вызвали живой интерес, подстёгнутый анимационным сериалом The Clone Wars. Понятно ведь: судьба галактики вершилась не столько в кулуарах и на пафосных планёрках Совета, сколько на полях сражений.
Уже в октябре 2002-го мало кому известная на тот момент Pandemic Studios, основанная выходцами из Activision Эндрю Голдманом (Andrew Goldman) и Джошем Резником (Josh Resnick), представила шутер Star Wars: The Clone Wars. Несмотря на эпизодическое появление Оби-Вана Кеноби и Мэйса Винду, джедайские фокусы ушли за кадр, а геймплей сосредоточился на боевых действиях с использованием техники, что роднит игру с Battlefield 1942. Pandemic отполировала эту механику в Battlefront 2004-го года, отчего сходство с творчеством DICE только усилилось. Потому что здесь тоже две команды захватывают и обороняют контрольные точки.
Но самым веским высказыванием на тему войн в далёкой галактике стала Battlefront II (2005): больше карт, режимов и классов, возможность сражаться в космосе на X-Wing или TIE-Fighter и побыть в роли джедая, крошащего дроидов Конфедерации в капусту… Для любителей одиночных забегов разработчики придумали кампанию о клоне из легиона 501, боевой путь которого начинается с подавления сепаратистов на Майгито, а заканчивается атакой имперцев на Хот. К слову, Резнику стоило немалых усилий вытянуть из Лукаса подробности ещё не вышедшей на тот момент «Мести ситхов», зато авторы Battlefront II обыграли выполнение приказа 66.
А как мы развлекались до Frostbite 3? Да вот так и развлекались.
В том же 2005-м добрался до релиза другой шутер о буднях солдат в белом — Star Wars: Republic Commando: здесь мы боремся с сепаратистами в составе отряда «Дельта», раздавая приказы сослуживцам. А 2006-й год прирастил к франшизе ещё и стратегию, посвящённую событиям оригинальной кинотрилогии. Хотя в жанре уже были продукты по мотивам «Звёздных войн», включая Star Wars: Supremacy, Star Wars: Force Commander и Galactic Battlegrounds от авторов Age of Empires, наиболее удачной считается именно Star Wars: Empire at War. Геймплей в ней поделён на две части: глобальную, с экономикой и планетами, и RTS — при атаке вражеских территорий.
Микки Маус и G-канон
Нравится это кому-то или нет, но после 2005-го, когда вышли Republic Commando, Battlefront II, KotOR II и (почему бы и нет?) LEGO Star Wars: The Video Game, золотой век игр по вселенной подошёл к концу. Pandemic была куплена Electronic Arts, а затем ссохлась до тридцати с лишним человек и почила в бозе. Авторы Knights of the Old Republic тоже попали в руки EA. И пускай благодаря этому BioWare дала путёвку в жизнь MMORPG Star Wars: The Old Republic, куда больших творческих успехов студия добилась с Mass Effect. А некогда плодовитая LucasArts издала в 2008-м Star Wars: The Force Unleashed — качественный и прибыльный экшен, к которому приложил руку сам Джордж Лукас. Но вместо буйства фантазии и всплеска эмоций мы получили довольно ровное приключение протеже Дарта Вейдера по прозвищу Старкиллер.
Наконец, 30 октября 2012-го года компания Disney приобрела активы культового режиссёра, включая LucasArts, которая буквально через полгода была распущена. А в апреле 2014-го стало известно, что так называемую расширенную вселенную SW сдают в утиль, оставляя простор для творчества только в рамках G-канона (по имени George Lucas). То есть верными остались эпизоды киносаги и мультсериал The Clone Wars. Для зрителей это означает Джеффри Абрамса (Jeffrey Abrams) в режиссёрском кресле, а для игроков — Battlefront от DICE.
«Ты иди, а я прикрою».
Конечно, в плане возможностей новая Battlefront уступает Battlefront II от Pandemic Studios, да и вместо развития идей здесь сплошной фансервис. Начиная со звуковых эффектов и симфоний Уильямса, которые даже вылазке за пивом в гастроном придадут эпичности, и заканчивая движком Frostbite 3, позволяющим рассмотреть мидихлорианы. Но будем честны: на сегодня это самый красивый продукт по мотивам «Звёздных войн», поэтому обходить его вниманием несправедливо. А какие игры во вселенной Star Wars хотели бы вспомнить вы?