Game of thrones
Кажется, даже самый законченный оптимист не питал иллюзий на счёт Game of Thrones RPG. Релиз Confrontation окончательно подорвал весь оставшийся кредит доверия к французам из Cyanide Studios, которые зарекомендовали себя как разработчики практически лишённых светлых идей игр с тошнотворной графикой и посредственным сюжетом.
Но, похоже, случилось какое-то чудо. И вместо неудобоваримого унылого помотивчика (каким вышел A Game of Thrones: Genesis, упокой господи его душу) мы получили не просто неплохую, а отличную ролевую игру, которая, страшно сказать, стала для вселенной «Песни Льда и Пламени» едва ли не чем-то большим, чем стала дилогия The Witcher для цикла о Геральте за авторством пана Сапковского.
Служили два товарища
Как и роман, Game of Thrones поделена на главы, с прологом и эпилогом. В традициях Джорджа Р.Р. Мартина, события рассказываются от лица двух героев, чьи истории то развиваются независимо друг от друга, то причудливейшим образом переплетаются. Первый – сэр Морс Вестфорд, бывший межевой рыцарь, а ныне – один из чёрных братьев Ночного Дозора, добровольно ушедший на Стену после того, как ослушался приказа своего сюзерена, Тайвина Ланнистера. Другой герой – сэр Алистер Сарвик, наследник дома Сарвиков, который прибывает в родные земли после продолжительного отсутствия, во время которого он стал жрецом Р’Глора, бога света.
Вся интрига закручивается вокруг неизвестной девушки, которую Джон Аррен, десница короля, поручил охранять Морсу и которая в тоже время оказывается нужна Сарвику как весомый аргумент в споре за владение родовым имением, на которое посягается его кузен-бастард.
Несмотря на то, что данная история не была никак освещена в романах Мартина, её хоть сейчас можно оформлять в отдельную повесть и издавать как апокриф к первому тому саги. Канонов первоисточника Game of Thrones придерживается во всём – в официальной хронологии, в персоналиях, в подаче и, самое главное, в диалогах. Местные предательства, интриги, сложные взаимоотношения персонажей ни стоили бы ни копейки, кабы они не были облачены в должную литературную форму.
Судя по всему, рекламные фразы в стиле Мартин лично участвовал в написании сценария на деле оказались не красным рекламным словцом, а правдой – его высокий, выверенный слог чувствуется во всей главной, а кое-где и в побочных линиях сюжета. И это, надо сказать, прекрасно, потому что многие разработчики в последнее время позабыли о том, что RPG – это всё же не триста километров открытых пространств и однотипные квесты «Принеси мне тысячу шкурок тушканчиков», а в первую очередь, хорошо рассказанная история.
Game of Thrones Season 7: Official Trailer (HBO)
Интерактивная фикция
К слову о тушканчиках. Дабы не растерять безупречную в своей целостности нить повествования, разработчиками решено было не распылятся на количество дополнительных заданий. Побочных квестов действительно мало, но они настолько дополняют основную сюжетную линию, что их игнорирование хочется приравнять к чтению «Войны и мира» в кратком пересказе. Так, например, Морс в определённый момент покидает Стену и уходит на юг, заниматься своими собственными делами. Но при этом он получает официальный статус вербовщика Ночного Дозора и соответствующее дополнительное задание – найти рекрутов. Конечно, можно же наплевать на это и дальше бежать вперёд по сюжетной линии, но набор свежего мяса, которое встречается то тут, то там по ходу событий, напрашивается сам собой.
Тут уж просто надо учесть, что Game of Thrones – это скорее не игра, а интерактивная повесть Дж. Мартина, в которой подчас лично приходится делать тяжёлый моральный выбор – оставить кому-то жизнь или убить, спасти свою шкуру или рискнуть товарищем, нагло соврать, изящно выкрутиться или сказать открыто. Что, естественно, определённым образом может сказаться на дальнейших событиях. В этом смысле каждая, пусть подчас мнимая, но серьёзная с точки зрения принятия решения дилемма стоит многого. Лишённая двухполюсной морали, навязанной классическим фэнтези (передаём привет Роберту Сальваторе), «Игра престолов» постоянно заставляет мучительно выбирать, оставив для финала такую сценарную бомбу, которая вынесет даже привыкшего к неожиданностям поклонника первоисточника.
Магнары и водяные плясуны
Даже если бы «Игра престолов» была какой-нибудь штукой а-ля Heavy Rain, её всё равно можно было бы назвать более чем выдающейся вещью. Но, к вящей радости, Game of Thrones оказалась ещё и весьма компетентной ролевой игрой.
Каждому из двух героев доступно три условных класса (именуемых тут «боевыми стойками») персонажа. Сэр Морс может быть межевым рыцарем, который обращается с двуручным оружием, рыцарем-ленником, специализирующимся на обороне при помощи щита и магнаром, лучшей аналогией для которого может быть типичный берсерк. Сарвик же может быть наёмником (ни рыба, ни мясо), лучником или водяным плясуном, ловко фехтующим одноручным оружием. У каждой стойки своя линейка умений, которые пригождаются в боях с разными типами врагов.
Бои происходят на манер Mass Effect – при включении активной паузы время практически останавливается и даёт возможность выбрать умение или использовать стойку для восстановления энергии или виал с каким-нибудь зельем. В отличие от той же игры Bioware, думать о том, в каком порядке и какие способности героев применять, приходится часто, особенно ближе к финальным титрам. Не один раз придётся методом проб и ошибок находить подход к той или иной группе врагов — то, что хорошо действует против толпы закованных в кольчугу рыцарей, может не подействовать на парочку лучников и наоборот.
Милая такая собачка
Есть в боевой и ролевой системе Game of Thrones и две специфических черты. Во-первых, каждый герой, помимо стандартных характеристик, ветки умений и таблицы навыков может ещё обладать трейтами, проще говоря, отличительными чертами, которые в момент создания персонажа нужно, на манер генерации Эль Президенте в «Тропико 3», уравновешивать отрицательными качествами, среди которых встречаются и взаимоисключающие по типу «Хороший командир»\«Плохой командир».
Во-вторых, помимо классовых навыков, каждый из героев обладает линейкой доступных только им умений. Поклоняющийся Р’Глору сэр Алистер может призывать себе на помощь своего небесного покровителя, заклиная оружие, поджигая врагов и творя трюки с теплом и светом, которые могут как лечить героя, так и калечить противников. Морс Вестфорд же ходит в компании с милой собачкой, похожей на питбуля, у которой свои собственные умения. Вдобавок к этому Морс является варгом, то есть может контролировать своего пса на расстоянии. Нередко, управляя псом, приходится то выполнять стэлс-миссии, втихую перегрызая стражникам глотки, то по запаху искать улики и важных персонажей.
Опять ты
Единственная отрицательная черта Game of Thrones, которая, к слову, может отпугнуть случайную и не закалённую старыми ролёвками аудиторию, — это уровень технического исполнения.
Для игры, в которой говорить приходиться едва ли не больше, чем воевать, топорная анимация и жутковатые модели персонажей просто непростительны. Как ни старались приручить французы знаменитый Unreal Engine 3, всё равно у них получилась картинка по уровню где-то на уровне «Готики 3», что, сами понимаете, довольно печально. Причём это, к несчастью, касается не только моделей, текстур, анимации, но и окружения, которое вышло ну очень аскетичным. И это притом, что локации в «Игре престолов» не такие уж и большие.
А вот озвучание, наоборот, радует. Да, рядовые NPC озвучены на обычном неплохом уровне, но главные герои и ключевые персонажи говорят превосходно поставленными, подходящими по тембру и в наполненными эмоциями голосами.
Безупречное следование канонам первоисточника, потрясающая по эмоциональности история, живые персонажи, отлично поставленные диалоги, не лишённые расчёта и тактики бои и проработанная ролевая система делает «Игру Престолов» желанной гостьей в доме любого игрока, который хотя бы краем уха слышал о саге Дж. Р.Р. Мартина. Если бы у Cyanide была бы хоть четверть бюджета The Elder Scrolls V: Skyrim и ещё с десяток умных и способных программистов в штате, чем чёрт не шутит – могла бы и игра года получится. Даже не верится, что такую шикарную RPG могли сотворить те же люди, которые буквально пять лет назад сделали богомерзкий клон Diablo под названием Loki.
P.S. Русская версия удивила самым приятным образом. Шрифты подобраны отлично, диалоги не потеряли ни капли своей литературности, а всё прочее выполнено в строгом соответствии с официальными русскими адаптациями романов Мартина. Разве что «Рглор» вместо «Р’Глор» первое время всё же самую малость коробит глаз. В остальном, если не придираться к подобным мелочам, на лицо отличная локализация отличной игры. Спасибо, 1С.
Мы благодарим компанию 1С — Софт-Клаб и лично Максима Самойленко за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский