Overfall: обзор
Оставаться оригинальным в жанре маленьких, но гордых «рогаликов», где вы путешествуете по процедурно генерируемому миру, сражаетесь, «прокачиваетесь», собираете ресурсы и принимаете непростые решения, становится всё сложнее. Плодятся они не хуже кроликов, и большинство похожи друг на друга. И всё-таки турецкая студия Pera Games попыталась быть нетривиальной. Собрав на Kickstarter почти семьдесят тысяч долларов, она выпустила свою дебютную игру, Overfall, где пошаговые сухопутные сражения соседствуют с морскими путешествиями, а драма — с комедией.
Тут мы участвуем в реконструкции событий, которые вспоминает один грустный призрак.
Триста лет спустя
Начинается всё с того, что двое наших героев, воин и клирик, выходят из портала, куда отправились когда-то, чтобы что-то там спасти, предотвратить, не позволить и так далее. И с удивлением обнаруживают, что на самом деле уже прошло триста лет. За это время населяющие мир Overfall расы успели перессориться — эльфы, например, не в ладах с разумными животными, а дварфы воюют с гоблинами. А между тем из того же портала начинают вылезать какие-то размалёванные викинги, которым плевать на местную международную обстановку — они просто хотят всех покорить и разорить.
Чтобы противостоять им, нашим героям нужно заручиться поддержкой какой-нибудь из рас, рекрутировать ещё пару бойцов, «подкачаться», изучить новые умения и получить более мощное оружие. Поэтому они сигают в корабль и отправляются бороздить глобальную карту в поисках всего вышеназванного.
Одновременно викинги-завоеватели начинают готовиться к своей маленькой победоносной кампании — сначала строят верфь, потом спускают с неё всё более и более мощные корабли, принимаются нападать на ближайшие острова, охотиться за другими судами и за вами. То есть действовать нужно быстро — когда корабль движется по карте, время идёт постоянно, а вместе с ним приближается и час, когда спасать уже будет нечего и некого.
Хлеба и пыли!
Вся карта усыпана островами, на которых живут представители той или иной расы или соседствуют сразу два народа, например люди и эльфы или гоблины и люди. Вы высаживаетесь и сразу же оказываетесь вовлечены в какое-нибудь событие. Например, становитесь свидетелем разборок между патрулём эльфов и группой разумных акул, свиней и волков. Можно встать на чью-то сторону, помочь в бою и получить в награду плюс к репутации у этой расы.
Вовремя снятый «дебафф» — залог победы!
Кроме того, помогая страждущим, вы получаете металлолом (он тут приравнен к валюте), пищу (идёт на лечение героев) или пыль, которая расходуется как на улучшение способностей, так и на ускорение корабля, когда тот пытается уйти от преследователей. Ресурсы также покупаются и обмениваются в тавернах, на базарах и на торговых судах.
Когда отношения с какой-нибудь расой становятся дружескими, вас пропускают на её родную территорию, куда раньше вход был закрыт, и главный квест движется дальше. Мир вокруг при этом живёт — или, во всяком случае, старательно делает вид. Корабли разных рас постоянно куда-то спешат, кого-то преследуют, сражаются друг с другом, грабят острова или, наоборот, ищут место для новых поселений. Периодически ещё и нежить нападает, и вот уже над некоторыми островами стелется дым пожаров…
Bratz Sleep Over Fall 2011 Jade, Cloe, and Yasmin dolls! (Review)
Повторение — мать учения!
Пройти Overfall с первого раза практически нереально — слишком силён враг и слишком ограниченные у вас возможности. Поэтому начинать новую игру, в которой набор островов и событий перетасовывается случайным образом, придётся не раз, не два и не три. Но с каждым новым прохождением возникает больше вариантов партии, то есть вы в каком-то смысле становитесь сильнее.
В прошлый раз вы помогли какому-нибудь важному магу или монаху и разблокировали эти классы, и теперь на старте новой игры можно сменить воина на монаха, а клирика — на волшебника (или наоборот). Или вы получили в награду новое оружие, свиток, разблокирующий свежее умение, доплыли до корабля гильдии воинов/клириков/магов и «прокачали» там классовые навыки, посетили кузнеца и купили «апгрейд» для боевых «скиллов». Всё это перейдёт и в следующее прохождение, позволяя на старте выбирать новую экипировку, по-другому тасовать набор классов, боевых способностей и пассивных бонусов.
Развиваетесь вы и в рамках отдельного прохождения. Достигнув определённого уровня известности в мире, можно рекрутировать за специальные руны двух напарников (правда, их также нужно предварительно найти и открыть). А после особенно важных и сложных сражений персонаж приобретает новые пассивные бонусы или, наоборот, штрафы.
Тролли, спорящие, вертится планета вокруг солнца или нет, — обычное явление в Overfall!
Например, мой воин, единственный, кто выжил в бою, получил персональные способности «Одинокий волк» и «Чемпион» (даёт иммунитет к эффектам страха и слабости), а клирик после тяжёлой схватки с корсарами заработала «Страх перед пиратами», который автоматически заставляет её бежать в ужасе, когда героиня получает критический урон от пиратов. А потом мы ещё случайно заглянули на какой-то эльфийский остров, где бушевала эпидемия вируса Зика. И оба героя заработали 50-процентный шанс получить смертельную травму в начале каждого следующего боя. То есть меняться-то вы меняетесь, но не всегда в лучшую сторону…
Такое обилие всевозможных пассивных бонусов и штрафов, действующих на персонажа, придаёт особый колорит и местным пошаговым сражениям. В целом там всё знакомо — бойцы ходят по клеткам, в первой фазе перемещаются, во второй применяют особые умения, а в третьей непосредственно наносят тяжкие телесные повреждения с помощью тех или иных боевых приёмов, заклинаний и ударов. Потом эти умения и атаки какое-то время перезаряжаются.
Но тут постоянно приходится учитывать, что персонажи практически всегда находятся под действием каких-то «баффов» и «дебаффов», ранее полученных или вновь приобретённых. И соответственно, почти все умения и атаки в бою также могут накладывать дополнительные эффекты или снимать их — от этого сражения становятся только интереснее и сложнее.
Некоторые квесты решаются сразу, другие же превращаются в цепочки заданий.
Трагикомедия «Остров»
Впрочем, всё это с теми или иными оговорками мы видели и раньше, а вот что действительно придаёт Overfall изюминку, собственное лицо, так это всё-таки тексты и квесты. Авторы заготовили уйму действительно интересных событий, встреч и заданий, которые могут быть решены по-разному. Мы расследуем убийства благородных донов или, например, случаи какой-то непонятной бессонницы, охватившей всю деревню, обсуждаем музыку с бардом, пьём с одной эльфийкой в таверне и поддакиваем ей, что все мужики — сволочи. И даже участвуем в театральных представлениях, периодически сражаясь по ходу пьесы. Особенно любят авторы тему межрасовых отношений — человеческие детёныши тут убегают жить к обезьянам, орки страдают и любят эльфиек, а в какой-нибудь таверне можно услышать, как человек спорит с говорящим волком.
И постоянно комедия соседствует с драмой. На одном острове вы пытаетесь привести в чувство девушку, которая сошла с ума после того, как из-за неё случился страшный пожар, на другом — пытаетесь подобрать нужные слова и как-то приободрить женщину, потерявшую всё на войне. А уже через пять минут сидите в жюри конкурса красоты. Тут же — шутки про селфи и пародии на «магазин на диване».
Самое главное, всегда есть несколько вариантов реплик и действий. Неудачно подобранные слова приведут к тому, что та же девушка, сошедшая с ума после пожара, спалит и родительский дом. Или, наоборот, можно сделать так, чтобы она примирилась и с родителями, и со своей головой.
Плюс у каждого героя в некоторых ситуациях возникают свои «уникальные предложения». Воин готов убить или запугать, а клирик, наоборот, предпочитает мирные и дипломатические методы. Например, во время соревнования между блондинками и брюнетками эльфийского происхождения, если встать на сторону темноволосых девушек, воин предложит попросту перебить всех конкуренток. А вот если у вас в команде есть волшебник, то тот предложит использовать особую магию — и блондинки отделаются лишь лёгким испугом, криками и паникой.
Атаковать с моря другие корабли тут нельзя.
Pera Games можно поздравить с отличным дебютом. Overfall — это не только увлекательный, со стильной картинкой и атмосферным музыкальным сопровождением, «рогалик» про выживание, поиск ресурсов и непростые пошаговые драки. Это ещё и, если хотите, очень умная игра, которая умеет одновременно и шутить, и грустить, и поднимать очень серьёзные вопросы. Ответы на которые вы ищете и предлагаете сами.
Плюсы: увлекательные пошаговые сражения; нелинейные квесты и события; сочетание юмора и достаточно серьёзных тем; свободное исследование мира; интересная ролевая система.
Минусы: порой слишком велика роль «рандома».