Prison architect: обзор
Так уж получилось, что релиз многих современных инди-игр, начинавших с «Раннего доступа», зачастую проходит совсем незаметно, особенно по сравнению с выпуском самой первой альфа- или бета-версии. Первоначальный ажиотаж уже прошёл, все, кто хотел, уже наигрались и поняли, стоит ли ждать выхода полноценного продукта, да и каких-то глобальных изменений в релизе ждать, как правило, не стоит. Prison Architect, экономический симулятор начальника тюрьмы, тоже никого не удивила своей версией 1.0, которая наконец-то появилась в Steam, — настолько все привыкли к многообещающему, но несколько задержавшемуся с выходом в свет продукту.
Есть тут и кампания, которая представляет собой обучающий режим. Совсем короткая, зато с такими вот драматичными рисунками.
Мы строили, строили…
Вообще, отыгрыш начальника тюрьмы — сеттинг для подобных экономических симуляторов далеко не новый. Взять хотя бы серию Prison Tycoon, которую на протяжении пяти лет (с 2005-го по 2010-й) разрабатывала Virtual Playground под эгидой ValuSoft. Количество, правда, упорно не желало переходить в качество — все эти стратегии получились, мягко говоря, неудачными. А вот Introversion Software, напротив, редко, но метко выпускала весьма оригинальный и качественный продукт. Их прошлые игры далеко не мировые хиты, но, что называется, «с душой». Prison Architect имеет более классический геймплей, но рука авторов DEFCON, Uplink и Darwinia, безусловно, чувствуется.
Перед нами не чистый «менеджер», и изрядную долю геймплейного времени занимает именно проектирование и строительство тюрьмы со всеми её помещениями — от главного входа и кабинета начальника до карцера и комнаты с электрическим стулом. Начинать приходится буквально с нуля — кроме нескольких рабочих с инструментами у директора тюрьмы в самом начале больше ничего нет. Приходится брать в руки чертёжный инструмент и самому размечать планировку будущего исправительного учреждения. Тут самое главное не торопиться, благо игра позволяет включить паузу и сначала создать схему всех построек, а уже потом приступить непосредственно к их возведению. И ещё — отключите прибытие заключённых, иначе свежее поступление зэков очень обрадуется, когда их высадят в чистом поле посреди строительных работ.
Создание любых объектов в Prison Architect, будь то стена здания или отрез водопроводной трубы, невозможно без рабочих рук и материалов. Тут всё более-менее приближено к реальности — постройка занимает определённое время, а если у вас в наличии нет свободных строителей, то придётся ждать, когда освободятся уже занятые, или нанимать новых. Предметы, такие как столы, шкафы, кровати, тоже не появляются мгновенно, а должны быть перенесены рабочими со склада и установлены на нужном месте. Всё это необходимо учитывать при планировании помещений — иначе непременно будут возникать заторы у запертых дверей или рабочие рискуют оказаться среди поднявших бунт заключённых.
На каждого заключённого имеется подробное досье с указанием биографии, родственных связей, характера и даже «фотографией». «Пиратство» инди-игр, кстати, весьма распространённое преступление в мире Prison Architect.
Впрочем, до этого ещё далеко — первоначальное планирование и постройка занимают достаточно много времени и, если ваша тюрьма развивается, не останавливаются практически ни на минуту. Кроме стен и ограждений периметра необходимо возводить здания, заниматься внутренней отделкой, тянуть водопровод и электрические кабели. Кроме рабочих хватает и другого обслуживающего персонала — начиная от банальных поваров и уборщиков, заканчивая такими экзотическими должностями, как садовник или бухгалтер. Все они необходимы для успешного функционирования исправительного учреждения и требуют к себе внимания — например, начальство не будет работать без удобного кабинета.
Как ни странно, в Prison Architect есть чем заняться в начале игры даже при нулевом количестве заключённых, но рано или поздно настанет момент, когда первая партия осуждённых выгрузится из автозака на пороге вашей тюрьмы.
Разделяй и властвуй
К этому времени толковый начальник уже должен оборудовать минимально необходимую инфраструктуру — камеры, душевую комнату, кухню и столовую. Сон и утоление голода — самые первые, но далеко не единственные потребности заключённых. Для их удовлетворения приходится расширять свои владения: не обойтись без лазарета, комнаты для посетителей, прогулочного дворика, классов для обучения и ещё целого перечня различных зданий и объектов. Всё это требует больше рабочих рук и больших затрат.
Prison Tycoon 3 — brutalmoose
Где взять деньги? Небольшой, но стабильный доход за каждого заключённого обеспечивает государство. Если нужна сумма побольше и сразу, то лучше попытаться получить грант (начал программу обучения осуждённых — получи часть денег сразу, а часть — по выполнении всех условий), также можно класть сбережения под процент и торговать произведённой в тюрьме продукцией. Имеется даже возможность выпускать акции тюрьмы для продажи инвесторам, а можно продать всю тюрьму целиком — вырученные деньги поступят на банковский счёт, и их никто не мешает использовать при старте следующей игры.
Без бюрократии — никуда, даже в тюрьме.
Уже очень скоро тюрьма разрастается до весьма приличных размеров, и ей, на первый взгляд, невозможно эффективно управлять, не погружаясь в пучины микроменеджмента. Но нет — благодаря весьма удобной системе макроуправления, можно чувствовать себя вполне комфортно и в роли начальника исправительного учреждения с внушительным по количеству контингентом.
Например, с помощью пары кнопок можно задать необходимый распорядок дня для разных режимов заключения. Панель логистики позволяет точечно назначать персонал на места, а уже упоминавшийся способ планирования помогает расширять тюрьму с минимальными ошибками при непосредственной постройке новых зданий. Правила поведения автоматизируют действия охраны при нарушении режима, ну а такие банальности, как финансовые отчёты и подробная информация о каждом осуждённом, само собой, тоже в наличии. Причём все эти моменты, слабо связанные с геймплеем в подобных играх, в Prison Architect, напротив, являются его неотъемлемой частью — те же сведения о доходах и расходах нельзя увидеть без бухгалтера, и оформлено это всё в виде бумажных папок и распечаток, что, конечно, способствует погружению в игру.
Prison never sleeps
Не секрет, что немалую часть удовольствия от игр этого жанра составляет простое созерцание дел рук своих. Приятно ненадолго отвлечься от насущных проблем своего города, колонии, крепости или, как в данном случае, тюрьмы и просто наблюдать за жизнью подопечных, спешащих по своим делам. Здесь с этим всё в порядке, даже более чем.
Отдельный игровой режим «Побег из тюрьмы» позволяет самому побывать в шкуре заключённого одной из тысяч созданных игроками тюрем.
К примеру, ночью в камерах тишина, свет погашен, лишь охрана беспрестанно патрулирует указанные маршруты да рабочие, которые заняты не только днём, спешат по своим делам. Утром, когда звучит сигнал подъёма, тюрьма оживает: заключённые бредут в душ и столовую, а после кто-то работает или учится либо распоряжается своим временем самостоятельно — на усмотрение начальства.
Вот охрана разнимает подравшихся зэков из конкурирующих банд, а где-то одинокий заключённый роет подкоп для побега. В комнате для свиданий, как всегда, большая очередь из посетителей. Рядом рабочие, устанавливающие канализацию, опять столпились у дверей нового тюремного блока, потому что начальник забыл выделить отдельного охранника с ключами от входа, а свободных патрульных рядом нет.
Впрочем, не всегда всё спокойно: стоит забыться, пустить дела на самотёк и, к примеру, оставить заключённых без еды, и они поднимут бунт. Избиения сотрудников и охраны, пожары, разрушения, убийства, в конце концов… Можно вызвать группу спецназа и использовать летальное оружие, но порой излишне жестокое подавление бунта приносит куда больше проблем. Лучше пресекать подобные настроения сразу. Особо буйных есть смысл перевести в карцер, в котором, к слову, можно вербовать «стукачей», а регулярными обысками камер и самих заключённых можно обезопасить себя от будущих волнений. Впрочем, помня о «кнуте», не стоит забывать и о «пряниках» — даже самый строгий и суровый режим не спасёт, если заключённым негде спать и нечего есть.
Наконец, для отдельных любителей имеются все возможности заняться созданием особо сложных проектов. Что-то вроде Challenge Builds из Dwarf Fortress, благо в игре возможностей для этого хватает — есть и специальные схемы для выполнения простейших логических операций.
Столовая, как одно из мест скопления заключённых, постоянно становится местом для разборок между бандитами. Нужно побольше охраны, иначе беспорядков не избежать.
Несмотря на значительный срок нахождения в «Раннем доступе» (два с половиной года), создатели Prison Architect всё же смогли сдержать обещания и выпустили по-настоящему хорошую игру в своём стиле — оригинальную и весьма увлекательную. В наличии и пусть несколько упрощённая, но симпатичная графика, и достаточно удобные управление и интерфейс (что вообще для подобных игр большая редкость), но самое главное — это разноплановый и глубокий геймплей. Планировать и строить здесь не менее интересно, чем следить за повседневной жизнью подопечных, а обилие всевозможных ситуаций не даёт заскучать ни на минуту. Ни много ни мало — одна из лучших игр в жанре за последнее время и прекрасный пример, как надо делать инди в «Раннем доступе».
Плюсы: удобные управление и интерфейс; море возможностей для отыгрыша; проработанный до мелочей игровой процесс.
Минусы: иногда алгоритм поиска пути не справляется со своей работой; режим «Побег из тюрьмы» мог бы быть и поинтереснее.