Psychonauts

«Если ты не психонавт, можешь считать себя трупом.»

Олеандр Морсо

Есть на свете игры из категории «шедевры, в которые никто не играл». К ним можно отнести Omikron, Project Nomads, The Thing и несколько других. Это прекрасные, невероятно увлекательные и просто качественные игры, которые почему-то не хотят покупать. В 2005 году к этому грустному списку добавилась еще одна недооцененная жемчужина – Psychonauts. О ней и пойдет речь.

Тут учат скользить по астралу?

«Мозг человека… Шестьсот миль синоптического волокна, пять с половиной унций мозговой жидкости, полтора кило нервных клеток… И пригоршня мечтаний. Но на самом деле… Это наше поле боя и лучшее оружие.» — этой фразой встречает игрока Psychonauts. Дело происходит в необычном летнем лагере под названием «Шепчущий Камень», созданном для детей-экстрасенсов. Уверенного вида старшина в военной форме зачитывает перед юными пси-кадетами (а заодно и перед нами) брифинг. Из его слов следует, что в будущем все войны будут вестись не в полях и не на улицах городов, а среди наших с вами извилин. Поэтому очень важно обучить одаренных сверхспособностями детей, тех самых пси-кадетов, контролировать свою силу и направлять ее в положительное русло. В этом деле ребятишкам будут помогать учителя: сам старшина (его зовут Олеандр Морсо) и два специально приглашенных психонавта – Саша Найн и Милла Воделло.

Вступительная речь старшины неожиданно обрывается появлением главного героя. Смешной мальчишка по имени Разпутин (можно для краткости Раз) падает с дерева, под которым сидят кадеты. Он попал в летний лагерь «нелегально», без разрешения родителей и уведомления местного персонала. Отец Разпутина всю жизнь старался огородить сына от экстрасенсов, запрещал ему развивать дар. Сам паренек в душе всегда мечтал быть героем-психонавтом, для которого попасть в чужой разум также просто, как открыть дверь. Из-за этого он даже сбежал из родного цирка, где работал акробатом. Учителя сначала грозятся выгнать незваного гостя из лагеря, а потом, увидев в нем какие-то особенные силы, таки допускают его к обучению, но с одним условием – они предупредят родителей малолетнего беглеца. Раз понимает, что отец не станет медлить и вскоре заберет его из лагеря, поэтому решает по максимуму использовать оставшиеся пару дней. Не сложно догадаться, что за это время главный герой успеет не только развить свои ментальные способности, но и спасти мир от очередной угрозы.

Тут, собственно, и начинается игра. Нам предоставляется для исследования целый летний лагерь, и список заданий, которые нужно выполнить для прохождения игры. Но давайте оставим на время задания и прогуляемся по лагерю, пока не произошло каких-нибудь Сюжетно-Важных Событий. Вот троица ребят, которые играю в прятки с применением невидимости. Неподалеку от них паренек со смешной прической тренирует свое ясновидение, чтобы без проблем подгладывать за девчонками, а в главной хижине идет репетиция местной рок-группы. Со всеми обитателями «Шепчущего Камня» можно поговорить и услышать как минимум парочку отличных шуток. Вообще, юмор – один из главных поводов играть в Psychonauts. Практически каждый диалог, почти каждая скриптовая сценка продлевает жизнь игрока на несколько минут. И что важнее всего, местные шутки будут понятны всем, от мала до велика. (Я мог бы сейчас привести в качестве примера парочку смешных моментов из игры, но честное слово, не хочу портить удовольствие тем, кто еще не играл в «Психонавтов».)

Psychonauts — Hey Ash Whatcha Playin’?


Персонажи также удались: бывший вояка Олеандр Морсо, с его любимой фразой «Mentalis Uber Alles» и тяжелыми воспоминаниями из детства; знаменитый агент-психонавт Саша Найн, представляющий собой олицетворение слова «невозмутимость»; похожий на Эйнштейна агент старой закалки Форд Круллер, страдающий странной психической болезнью и всегда помогающий игроку справиться с неприятностям; ну и наконец сам протагонист, одаренный сверхспособностями акробат Разпутин (еще раз повторяю, это имя такое), который не боится ничего на свете, ну кроме, пожалуй, воды и своего собственного отца. Всего в игре около трех десятков персонажей и все они отлично проработаны и вызывают не меньше симпатий, чем герои картин Pixar. Вообще, вся игра поставлена и срежиссирована так, что порой кажется, будто смотришь очередной мультфильм этой великой студии.

Впрочем, не будем забывать, что Psychonauts это в первую очередь игра, а не интерактивный мультфильм. Причем игра отличная. Формально, перед нами платформер со всеми вытекающими жанровыми особенностями: ловким главным героем, прыжками и бесконечным сбором различных бонусов. Но на деле выясняется, что Double Fine (команда разработчиков) настолько встряхнули консервативный жанр и столько всего намешали в своей игре, что Psychonauts уже сложно назвать простой аркадой. Во-первых, геймплей преображают сверхспособности – стрельба ментальной энергией, невидимость, пирокинез, телекинез, левитация – всего восемь штук. Использовать эти пси-умения необходимо постоянно, причем ни одно из них нельзя назвать самым лучшим или самым слабым. Нужно забраться на высокий уступ? Включайте левитацию и вперед. Пробраться незамеченным мимо врага? Невидимость к вашим услугам. Прочитать мысли важного персонажа? Ясновидение – самое то. Большинство умений открываются по ходу сюжета, но некоторые выдают только за высокие ранги. Чтобы увеличить ранг, нужно прокачиваться, то есть в игре есть даже некое подобие ролевой системы. Новые «уровни» (всего их сто) выдаются за сбор бонусов, редких вещей, и так называемых пси-маркеров. Кроме того, по всему лагерю разбросаны пси-карты. Собираете восемь таких карт, покупаете в магазинчике пси-ядро и с помощью специальной машины делаете новый пси-маркер. Повышение ранга не только открывает новые способности, но и улучшает старые – увеличивается продолжительность пребывания в режиме невидимости, радиус действия телекинеза и тому подобное.

Также в игре сильна приключенческая часть. И не удивительно, ведь главой команды разработчиков является Тим Шафер, человек, который принимал важнейшее участие в разработке лучших квестов девяностых – Day of Tentacle, Full Throttle и Grim Fandango. Адвенчурная составляющая в Psychonauts выражается прежде всего не головоломками, а обилием диалогов (шикарных, лучших в жанре диалогов). Впрочем, и загадки не отстают: найти нужный предмет в абсолютно темной комнате; получить код от электронного замка, не разговаривая с единственным человеком, который его знает; выиграть в настольный варгейм, в котором фигурки отказываются ходить и даже поставить настоящий спектакль! Большинство головоломок решаются с помощью, опять же, пси-способностей. Например, чтобы сориентироваться в той темной комнате, нужно с помощью ясновидения «вселиться» в висящую под потолком камеру наблюдения, очень кстати снабженную функцией ночной съемки.

Этот безумный, безумный внутренний мир

Все игры Тима Шафера отличает зашкаливающая оригинальность (взять хотя бы Grim Fandango), но в Psychonauts его фантазия достигла апогея. Только представьте, нам дана уникальная возможность посетить внутренний мир игровых персонажей! Происходит это так: главный герой прикрепляет ко лбу какого-нибудь человека (необязательно человека) небольшую дверцу, надевает огромные очки, и буквально переселяется в его разум. Внутри каждой головы находится свой собственный уникальный мир, со своими визуальными и геймплейными особенностями. Разум спокойного и рассудительного агента Саши Найна выглядит как черно-белый куб с мишенями на каждой стороне. Попадания по мишеням вызывают появление различных объектов вроде огромной кровати, а также цензоров, которые считают Раза непрошенным гостем и стремятся его уничтожить. Здесь нас учат пользоваться стрельбой ментальной энергией, поэтому приходится больше сражаться с врагами, чем прыгать. Другое дело – внутренний мир заводной учительницы по левитации Миллы Воделло, где творится вечная дискотека. Тут уже игра превращается в чистый платформер, с драйвом, полетами и соревнованиями в духе «кто быстрей?». А в голове у охранника-параноика Купера Бойда разворачивается самый настоящий детективный квест в декорациях свихнувшегося американского пригорода.

В конце большинства уровней, как и во всех платформерах, нас поджидают боссы. Но в «Психонавтах» боссы особенные, каждая встреча с ними – крайне увлекательное упражнение на ловкость и смекалку. Последняя важна особенно, ведь каждый из злодеев требует своего подхода, у всех разные слабые места. Уровень сложности сражений в целом умеренный, но иногда попадаются по-настоящему крепкие орешки. Но не беда, ведь всегда можно выйти на связь с Фордом Круллером, который даст парочку дельных советов.

* * *

Psychonauts – одна из тех немногих игр, у которых сложно обнаружить хоть какие-нибудь недостатки. Упрекнуть ее просто не в чем. Взять ту же графику – низкая детализация, слабенькие текстуры и прочие прелести шестого поколения игровых приставок, но благодаря превосходной работе художников и дизайнеров смотрится неплохо и сегодня, спустя три года после выхода. Управление одинаково удобно как с геймпадом, так и с клавиатурой, а портирована игра так и вовсе идеально. Можно придраться разве что к высокой сложности некоторых головоломок, но этот недостаток исчезает сразу же после первого прохождения. А второе, и даже третье возвращение в мир игры у вас точно будет, не сомневайтесь. Тут ситуация как с Resident Evil 4 – даже проходя в пятый раз подряд ты не в силах оторваться, настолько отточен геймплей.

Локализация: Перевод «Психонавтов» можно по праву назвать лучшей работой в истории отечественной компании «Бука». Локализаторы перевели абсолютно все, включая даже вывески и самые мелкие надписи на плакатах, причем не абы как, а на самом высоком уровне. Шрифты идеально соответствуют оригиналу, а на озвучке задействованы профессионалы высшего класса. Кроме того, переводчикам каким-то непостижимым образом удалось сохранить весь юмор Psychonauts в целости и сохранности, так что в русской версии игра ни на грамм не потеряла в привлекательности.

Автор: Антон Смольников

Похожие игры…

Читайте также: