Spore

Призрак дарвинизма.

«Spore» в своём младенчестве была игрой довольно циничной. Немногие сейчас вспомнят тот видеоролик трёхгодичной давности, в котором главный дизайнер проекта Уилл Райт (Will Wright) на протяжении 35 минут демонстрировал нам настоящую борьбу за выживание: на глазах у изумлённой публики, некое ящероподобное существо до смерти избивало свою жертву, после чего с нескрываемым аппетитом трапезничало. Всё точь-в-точь по Дарвину: выживает сильнейший. К тому же смотрелась сцена очень убедительно: стиль был в меру реалистичен, да и реки крови прилагались.

Последующие три года разработки проекта характеризовались в первую очередь целенаправленным снижением возрастного рейтинга сначала на 12+, а потом и вовсе на 10+. Представьте себе, дорогие друзья, как туго пришлось дедушке Уиллу. Сколько его идей попало под индустриальный нож жадной и жестокой корпорации Electronic Arts. Итак, что же мы имеем в остатке?

Да здравствует Капитализм!

Разумеется, чтобы продать игру миллионам детей, одного соответствующего рейтинга маловато. Нужно ещё, чтобы игра была достаточно лёгкой. Отсюда и пляшем: вылизанный интерфейс и удобное управление; практически полное отсутствие глюков, вылетов и прочих багов (ничто не должно препятствовать ребёнку в ознакомлении с игрой!). И всё бы хорошо, любой геймер со стажем позавидовал бы детскому счастью, однако характеристика «лёгкий» применяется во всех возможных смыслах: «лёгкий» дизайн (местные существа напоминают персонажей телепередачи «Улица Сезам»), «лёгкие» системные требования (читай – посредственная графика, чтобы любой компьютер выдержал) и, разумеется, лёгкий геймплей. О нём и пойдёт речь в следующих нескольких абзацах.

Клетка.

Итак, давным-давно, в далёкой-далёкой галактике, на неведомой планете, Вы в роли простейшего организма бороздите просторы океана. Цель одна – выжить. А путь к достижению цели лежит через здоровое питание. Угрозу же представляют местные хищники, которые будут преследовать Вас время от времени (им тоже кушать хочется). Первым делом нужно определиться, что будем потреблять: травку или мяско, после чего начнётся собственно процесс выживания.

Как Вы уже догадались, это классическая аркада: собираем пищу и спасаемся от хищников, которые поначалу плавают быстрее, чем мы. Однако именно здесь впервые появляется разрекламированная геймплейная особенность «Spore» — управление эволюцией организма. Вам решать, в какую сторону будет развиваться Ваш подопечный. Всего одна манипуляция мышью — и у него может вырасти вторая пара плавников: спасаться от местных акул станет гораздо легче.

Это первый этап игры — самый лёгкий и проработанный. Он же – самый запоминающийся. Словами не передать, какое ощущение испытываешь, когда подопечная клетка, отъев определённое количество пищи, увеличивается в размерах, по росту опережая хищников, которые секунду назад могли её запросто слопать. Зато появляются другие охотники — ещё больших размеров, чем прежние. Меж тем, судя по динамически-сменяющемуся фону, наш организм всё больше отдаляется от морских глубин, потихоньку всплывая на поверхность. Спецэффекты тут потрясающие, да и в целом работа на пять с плюсом.

Подвох кроется в том, что данный эпизод проходится всего за 15-20 минут не торопясь. Растянуть же его нет никакой возможности. Немного взгрустнув, мы переходим на следующий этап.

Существо.

У нашего подопечного вырастают ноги. Теперь существо может выбраться на сушу, там его уже ждёт горстка таких же, как он, представителей нового разумного вида. Цель, как и прежде – набрать достаточное количество очков ДНК. И если на предыдущем этапе эти очки выдавались за поглощение пищи, то здесь уже придётся иметь дело с представителями других видов.

На выбор есть две тактики: агрессивная и дружелюбная (весьма скромный набор, как ни крути). Согласно дружелюбной тактике, мы ублажаем конкурентов песнями и плясками («уговорите» троих представителей группы – и они с вами подружатся); согласно агрессивной – тупо их уничтожаем (в этом случае троих-четверых надо убить). Второй метод здесь в меньшем почёте, чем первый (за него дают ощутимо меньше очков ДНК), однако только так мы можем избавить себя от раздражающего социального элемента, который здесь является пародией на пародийный «The Sims 2», иными словами – жалким его подобием. Впрочем, боевая система тут тоже никуда не годится, представляя собой зрелище крайне однообразное. Из двух зол приходится выбирать исключительно по вкусу.

Иметь дело мы можем только со слабыми существами, с меньшим количеством очков здоровья. Остальные слишком сильны для нас, да и песенками их не впечатлить (хотя здесь бывают приятные исключения). Также следует учитывать и численность оппонентов, т.к. приём «трое на одного» никто не отменял. И это справедливо: со временем Вы и сами сможете созывать представителей дружественных групп в свою небольшую стаю, которая поможет Вам вести как агрессивную (поддержка в бою), так и мирную (они ещё и плясать умеют) политику.

Вышеописанный геймплей разбавляется необходимостью регулярно питаться яблоками (альтернатива, увы, — только сырое мясо), а также периодически менять место жительства и обустраиваться в новом гнезде.

Рядом с каждым гнездом можно найти останки прошлых поколений, которые служат здесь деталями для конструктора эволюции. Конструктор этот достаточно гибок, чтобы Вы могли обеспечить своему существу практически любую мутацию. Выбирая из нескольких десятков деталей, мы можем приделать подопытному несколько пар ног, крыльев, когтистых лап и прочих радостей жизни, которые здесь выполняют функцию ролевой прокачки: одни образцы идеально подходят для мирных целей (развивают талант танца, пения и позирования), другие же – для агрессивных (развитие всевозможных ударов, укусов и плевков). Есть и более экзотические элементы: к примеру, ветка дерева, растущая у вас из макушки, даёт здесь + 1 к маскировке. Модифицированию поддаётся очень многое: начиная с формы позвоночника, заканчивая шириной мускулатуры. В конце этапа Вам предложат определить окончательный вид Вашей разумной расы, и перейти на очередной этап.

От племени к цивилизации.

Итак, наше племя изрядно поумнело: научилось добывать огонь и строить хижины. Меж тем, игровая камера взлетает на высоту птичьего полёта, а геймплей трансформируется в настоящую RTS. Впрочем, это нисколько не означает, что стратегия полноценная. Скорее наоборот.

Получите и распишитесь: один вид ресурсов (всё те же яблоки), на который можно купить несколько строений, и один вид юнитов (не считая шамана племени). Оппонентами тут выступают, как нетрудно догадаться, другие племена, ничем кроме внешнего вида и глуповатого AI от нас не отличающиеся. Способы расправы точно те же, что и в предыдущем этапе: дружба или смерть.

Поднакопив ресурсов и «родив» как можно больше рекрутов (по ходу прохождения этапа их максимальное количество будет увеличиваться), вооружаем их соответствующим «реквизитом» (на выбор: копья, факелы и дудки) и отправляемся к конкуренту на базу. Не забываем взять шамана, благо у него приготовлена парочка заклинаний на все случаи жизни: развлекательный фейерверк и смертоносный ураган. Осилив всех оппонентов, мы становимся цивилизованными.

Однако цивилизованная жизнь принципиально мало чем отличается от племенной. Юнитов теперь три (по одному на каждую из доступных стихий – сухопутный, воздушный и водный), и игрок волен сам конструировать всю эту технику из доступных деталей, коих не так уж и много. Также нам дают построить свою пару-тройку зданий. Это конечно забавно – смотреть на собственные творения в действии, однако геймплей таким образом не вытянешь.

Поле битвы теперь – вся планета. Но ресурс опять один: газ, добываемый из вулканов. Сухопутные юниты – мастера на все руки: они могут как воевать, так и организовывать добычу газа во всех доступных точках. Выглядит это почти как в «Warhammer 40000: Dawn Of War» (захватываем точку и можем двигаться дальше – ресурсы будут накапливаться автоматически) с той лишь разницей, что отбирать эти точки у Вас никто из оппонентов почему-то не торопится. Поэтому за ресурсы теперь можно не беспокоиться, и смело отправляться на штурм врага. Тот будет предлагать Вам различные торговые отношения и вообще всячески стебаться над культовой «Sid Meier’s Civilization»: шутка ли, но в игре на полном серьёзе присутствуют такие понятия, как религиозные (!!!) отношения, состояние городского населения (счастье, недовольство) и прочие элементы, абсолютно не влияющие на геймплей.

Став полноправным хозяином своего материка, Вы сможете приобретать летающие юниты. Берём таких штук пять и отправляемся на очередного оппонента. И так далее, вплоть до мирового господства. Морские юниты не пригодятся вообще.

Космическая Одиссея.

Этим заключительным этапом «Spore» вторгается на территорию космических РПГ. А уж российский игрок должен знать, что нет космической РПГ лучше, чем серия «Космические Рейнджеры». Здесь же под видом новаторского проекта нам подсовывают те же щи: полёты на космическом корабле собственной сборки в различные космические системы. От планеты к планете мы будем летать, выполняя задания, полученные от других господствующих рас, торгуя (пряностями) и даже воюя с ними. Мы будем колонизировать незанятые планеты и получать с них стабильный доход, ведя свою расу к великому будущему. И всё бы хорошо, но квесты быстро достают своим однообразием (чего не было в «Рейнджерах»), а процесс поиска конкретной звёздной системы в огромном скоплении звёзд будет утомлять игрока ещё больше. При всём этом, «Космос» является самым длинным этапом игры.

Однако именно здесь понимаешь, на какие огромные масштабы было изначально рассчитано графическое ядро «Spore», потому как графика становится практически идеальной, и ужасная детализация поверхности родной планеты забывается как страшный сон.

Оптимизация движка – выше всяких похвал. Облетев вокруг всю планету, мы крутим назад колесо мыши, и через несколько мгновений вылетаем в космос и целиком видим свою звёздную систему. Прокрутив ещё разок, мы видим уже всю галактику. Выбираем любую ближайшую систему, и одним щелчком мыши оказываемся на месте назначения, после чего, теперь уже приближая камеру, можем вылететь на орбиту практически любой планеты. И, хочу заметить, всё это – без каких-либо тормозов. Зрелище очень масштабное.

Здесь же – превосходная озвучка. Опыт с «The Sims» не прошёл для авторов даром: разумные существа умиляют игрока крайне эмоциональной тарабарщиной. А как долго записывались и обрабатывались звуки всех остальных существ — страшно и подумать.

Do you Wright?

В целом игра производит впечатление, схожее с прослушиванием сборника рок-хитов. И хотя все композиции знакомы и любимы, цельного впечатления о каждом музыкальном исполнителе сборник не даёт, зато позволяет оценить общие жанровые тенденции.

«Spore» же – это сборник разных жанров, объединённых лишь глобальной идеей эволюции и повсеместным конструированием. По сути, Уилл Райт сотворил женщину-конструктора, и отправил её на рандеву с многочисленными игровыми жанрами, после чего последовал ряд несчастных случаев: аркада и РПГ умерли, не успев родиться; социальный и космический симулятор захлебнулись в однообразном болоте; стратегия же оказалась настолько безумной, что в приступе бешенства убилась о ближайшую стену. Коварная женщина хладнокровно и методично устранила всех конкурентов и вышла на первый план.

Отвечая на вопрос об остатке, заданный в начале статьи, резюмирую: ни один из заявленных жанров не был представлен в свою полную мощь, хотя формально все они на месте: признаки – налицо. Техника исполнения, повторюсь, на рекордной высоте (с учётом масштабов, разумеется). Но готовы ли Вы смириться с пятью неполноценными жанровыми высказываниями? Зависит от того, насколько вы любите женщин-конструкторов. Молодой аудитории должно прийтись по вкусу. Для новичков же Spore — лучшая точка для старта.

Впрочем, сегодняшний «Spore» — это всего лишь первый блин. Сейчас уже никто не сомневается, что нас ждут многочисленные официальные дополнения. Того гляди, через год-другой игру таки доведут до ума.

P.S. Мультиплеера в игре нет (всё, что можно делать через сеть – это качать модели существ, зданий и техники). А ведь как интересен был бы результат, если бы в Maxis решились на сей амбициозный эксперимент. Стратегическая часть стала бы чуточку интересней – это как минимум. Да и реиграбельность повысилась бы.

Автор: Владимир Гарин

Igrajmo Spore ep. 1 — Nexen Punoglavac


Похожие игры…

Читайте также: