Xiii century: death or glory: обзор
Патриотизм нынче в какой-то прямо таки бешеной моде. Фильмы, книги и мультики уже давно освещают великорусскую тематику со всех возможных сторон. Предположительно, тенденция возникла не без соответствующего заказа из горних высей, но не только. Просто сейчас это пользуется спросом в народе, а значит — необходимо. Вот и до игровой индустрии докатился патриотический вал. А какой жанр лучше всего подходит для воплощения подобной тематики? Конечно же, военная стратегия!
Разработчики из украинской студии Unicorn Games также прониклись панславянским духом. В результате, вслед за интернациональной игрой под названием XIII век: Слава или смерть, позволявшей геймеру почувствовать себя в шкуре разнообразных полководцев родом из указанного столетия, возник небезынтересный аддон — XIII век: Русич. Здесь игроку уже предлагается вести партию исключительно с использованием дружин родимого отечества.
Если в оригинальном проекте только историческая проработка и увлекательность геймплея могли компенсировать довольно слабую графику и неудобное управление, то уже в дополнении все…осталось точно так же. Да, разработчикам удалось подтянуть некоторые мелочи там и тут, но в целом впечатление мало изменилось.
А вот и реальный ландшафт.
Вставайте, люди русские…
Игра состоит из восьми последовательных кампаний, связанных между собой единым героем, национальной принадлежностью обеих сторон конфликта и постепенным накоплением опыта нашими подопечными, в смысле — доблестными воинами. Персонаж зовется князем Довмонтом, правит в Пскове и страстно желает разгромить армии, а также захватить богатства (попросту говоря, ограбить) разнообразных немцев. Тевтонцев, ливонцев и кто там еще под тяжкую князеву десницу попадется. Сразу дадим справку: разработчики не лаптем щи хлебали. Был такой правитель, действительно, и побеждал он всяческую немчуру, причем неоднократно.
Вообще создатели Русича в отношении исторической правды решили поступить так же, как сделали с первоначальной Славой или смертью. То есть — строго следовать изложенному в учебниках, насколько это возможно в условиях сражения с искусственным интеллектом. Нам предстоит не только прочувствовать реальные исторические ситуации, но и ощутить все прелести использования ландшафта, максимально приближенного к документальному, а также научиться отличать темпы передвижения и специфику ведения боя, к примеру, тяжелой конницы от легкой. В общем, сплошная сермяжная правда. Для любителей исторической реконструкции вообще и русской старины — в частности, подобное вдумчивое отношение к истории станет настоящим подарком.
Так выглядит настоящее войско…
…на славный бой, на смертный бой
Из нововведений по сравнению с основной игрой, в аддоне можно отметить туман войны, отчасти скрывающий обзор, и, следовательно, темные делишки, обстряпываемые противником вне поля нашего зрения. Включать и отключать дымовую завесу можно по своему желанию, что приятно.
Во всем остальном Русич мало чем отличается от Славы или смерти. Отметим, что на диске с аддоном геймеры смогут найти слегка подновленную оригинальную игру — с минимальным косметическим ремонтом графики и искусственного интеллекта.
Последний заставляет попотеть! В отличие от своих убогих собратьев из множества аналогичных военных стратегий, в Русиче враги будут вести себя исключительно разумно. Они не кидаются всем скопом на ближайшее подразделение, а используют тактику, оптимально подходящую к нашему стратегическому подходу. Поэтому мозгами придется пошевелить и не один час. Режим реального времени только усугубляет сложность наших задач.
Зато и награда геймера ожидает неплохая. От уровня к уровню выживший в схватках и поднабравшийся опыта воин будет становиться все более грозной боевой единицей. Поэтому не стоит продавать старых верных дружинников, чтобы заменить их свежими, но глупыми новобранцами.
…а так — битва.
Не верьте обещаниям
Увы, несмотря на искреннее желание разработчиков дотянуть графику до пристойного уровня, получилось у них, прямо скажем, неважно. Замечательные скриншоты, выложенные в официальных источниках, на самом деле являются фрагментами роликов. Геймплей же выглядит совсем по-другому. Все так же не хватает детализации текстур, столь же деревянными остались движения солдат. Игру по-прежнему нельзя назвать ни красивой, ни зрелищной. И, если управлять камерой теперь несколько легче — об этом разработчики позаботились — то в целом интерфейс остается головоломкой, не очень уместной в жанре стратегии.
***
XIII век: Русич кажется не столько полноценным аддоном, сколько дополнительной кампанией, по странной случайности не попавшей в основную игру. Тем, кому понравился оригинал, обновление тоже придется по вкусу. Геймеры, которых оттолкнули от стратегии слабая графика и неудобное управление, скорее всего, останутся при своем мнении. Такая вот несложная калькуляция.
Плюсы: некоторые мелочи подправлены, появился туман войны, отчасти улучшено управление.
Минусы: все, как было в оригинале, — так и осталось.