The lord of the rings online: mines of moria: обзор
Знал ли Профессор, что творил в свободное от преподавательской работы время в своем оксфордском кабинете в 30-40-е годы прошлого века? Совершенно точно можно сказать, что да, разумеется, знал – сочинял сказки сначала для своих троих сыновей и дочери, а потом уже больше для себя. И так же, абсолютно не рискуя ошибиться, можно сказать, что нет, понятия не имел, чем в конечном итоге обернется его страсть к древним европейским мифам, волшебным историям и несуществующим языкам.
Культ «Властелина колец» возник еще при жизни писателя и изрядно досаждал ревностному католику Джону Толкину, свято следовавшему всю свою сознательную жизнь христианским заповедям, одна из которых, как известно, гласит: «Не сотвори себе кумира». Но мир, традиционно наплевав на любые заповеди, продолжал творить, творить и наконец-таки сотворил не просто кумира, а едва ли не новую религию, превратив ее автора в пророка. Во всяком случае, такое впечатление вполне может создаться, если взглянуть на нашу жизнь наивным взглядом.
Средиземье.
Начало безумию положили знаменитые «дети-цветы» 60-х – хиппи. Авторитет трилогии Толкина в их обкуренных и обдолбанных рядах был абсолютным и непререкаемым, и если учесть, что большая часть творческой интеллигенции 70-х когда-то хипповала, то сумасшедший взлет популярности в эти и последующие годы фэнтэзи и эльфов-орков-гномов сначала в литературе, а потом прочих искусствах (в играх в первую очередь) тоже можно поставить в заслугу создателю Средиземья.
В начале нового века безумие продолжилось, затем вышла знаменитая кинотрилогия новозеландского режиссера Питера Джексона, сорвавшая отнюдь не две башни не только поклонникам Толкина, но и (своими финансовыми результатами) куда более серьезной публике. Затем World of Warcraft показал всему миру, что кино – г…но, главное – ММО. После чего появление MMORPG Lord of the Rings Online стало вопросом не очень долгого времени.
Игра вышла в апреле 2007-го года, и сейчас уже можно совершенно точно сказать, что оказалась финансово успешной. Однако, несмотря на совершенно безумную популярность первоисточника (не станете же вы всерьез утверждать, что «Варкрафт» популярнее «Властелина колец»?), набрала едва ли не в сорок раз меньше подписчиков, чем WoW. В чем там случилась загвоздка и вообще загвоздка ли, разбираться от нашего сайта в Средиземье командировали меня. И я, разумеется, разобрался, в чем сейчас и отчитываюсь.
Неземная красота эльфиек – очевидное преувеличение.
Обычная вешалка любой игры по «Властелину колец» – каким образом она связана с событиями книг и есть ли в ней Гэндальф и Фродо со товарищи – вызывал откровенное любопытство, но еще откровеннее интересовали первые впечатления от игры. Мой опыт в MMORPG не абсолютен, но с полдюжины (только из приличных) названий в нем отыщутся, поэтому желание сравнить новизну ощущений с уже пройденной «старизной» – обычное дело для любого человека разумного. Чьи рога и копыта торчат из геймплея, какова атмосфера, что с ландшафтами и боевой системой, что за народ играет и как относится к новичкам? Да даже ассортимент классов и генерация персонажа – все важно и имеет значение.
«Гардероб» нового «театра» не разочаровывает, хотя и выглядит типично. Классические эльфы-гномы-хоббиты в качестве игровых рас, людей, впрочем, тоже не забыли. Политкорректность в основном присутствует, за исключением афросредиземцев и женщин-гномов, которые отсутствуют. Все, вроде бы, в соответствии с традициями мира, но смелость разработчиков все равно впечатляет – в наше время проще наплевать на традиции, чем на борцов за равноправие.
Встретить две легенды Средиземья можно уже в прологе игры за гнома.
Восемь возможных классов полностью охватывают стандартные групповые роли: танки (Защитник, Страж), специалисты ближнего (Воитель, Взломщик) и дальнего (Охотник) боя, лекари (Менестрель, Хранитель рун) и гибриды (Рыцарь, способный как драться в ближнем бою, так и раздавать бонусы, а также понемногу лечить). Люди могут выбрать любую карьеру, у остальных рас существуют ограничения (и в самом деле – какой из хоббита рыцарь, а из гнома – взломщик).
Редактор внешности набором опций не поражает, но с задачей справляется. При должном терпении и художественном таланте можно родить весьма неординарную личность. Хотя бы на первый взгляд. В целом, генерация персонажа… средняя, наверное. Эмоций не вызывает ни положительных, ни отрицательных, но для меня – это, скорее, плюс, чем минус. Ничего личного, лишнего или чересчур важного. Можно не парить мозги ни себе, ни компьютеру, и максимально быстро заняться тем, ради чего, собственно, и играю – приключениями…
Эльфы стандартно устроились неплохо.
Игра с сюжетом
…которые в Lord of the Rings Online начинаются уже с первых же секунд. В игре, как это ни странно звучит для ММО, есть сюжет. Да, весьма относительный сюжет, и все же куда менее относительный, чем в World of Warcraft или Warhammer Online. Введен он в форме эпического квеста и тянется через все книги и главы LotRO. Вас водоворот его событий захватывает сразу и без предварительных инструкций мудрых наставников. Едва оказавшись в игре, вы обнаруживаете своего героя в плену у разбойников (это если играть за человека; у эльфов, гномов и хоббитов вступления другие, но водоворот не хуже), прихвативших его за компанию с парочкой хоббитов.
Тут же появляется дружественный скаут со спасательной миссией, затем этот скаут натыкается на черного типа на черном коне, и после короткой схватки уже вы спасаете спасателя при помощи небольшого пожара. Далее выясняется пикантная подробность: черные всадники по округе рыщут и что-то (или кого-то) ищут. Параллельно в скриптовых сценах рассказывается занимательная история про толпу хоббитов, людей, гномов, эльфов и магов (всего девять штук), спасающих мир от какой-то мордорской гадости. Вы это где-то уже слышали, видели или читали не менее, наверное, сотни раз, но все равно внемлете с интересом и законным любопытством – а вдруг теперь все закончится иначе?
Все вокруг свое, родное.
Иначе, конечно же, не заканчивается, но предоставляемые регулярные возможности внести в легендарную историю свой посильный вклад вызывают определенный душевный трепет. Сбегать по просьбе Арагорна куда-то что-то выяснить, заодно прикончив десяток-другой нахалов, хамящих лицу при исполнении? Впечатляет. Доложить о выполненном задании Гэндальфу? Внушает. Помахать белым платочком вышеупомянутой девятке, отправляющейся партизанить в глубокий тыл Врага? А знаете ли, весьма! Это если ваше отношение по жизни ко всей этой хоббитомании изначально ироничное. А если вы верный последователь культа?.. Этим игра и берет. Этим, но не только.
Главное в любой ролевой игре – это охота на крыс.
Стопроцентный хоббитленд
Можно сколь угодно долго спорить о важности зрительных образов, текстурных и модельных художеств, спецэффектных иллюминаций и прочего дизайна карт в популяризации проектов и последующей максимизации продаж, но в создании правильной атмосферы оно все однозначно участвует. Тем более атмосферы игры, сделанной по культовому миру. В Lord of the Rings Online художники и дизайнеры Turbine с задачей справились как минимум на четыре с плюсом.
Вы бежите через деревню хоббитов, вокруг – аккуратненькие домики-холмики, чуть дальше – классическая сельская пастораль, как вы ее себе воображаете, живя в центре многомиллионного мегаполиса, вдалеке – какие-то перелески, возвышенности, поля, еще деревеньки… Все – как на картинке из рекламного проспекта какой-нибудь особенно экологически чистой сельхозпродукции. Или из книги Профессора. Именно таким вы представляли себе хоббитленд – и таким он предстает в игре.
Земли людей, эльфийские леса и чертоги гномов тоже не разочаровывают. Все по уму, все – с отличной перспективой и полным ощущением попадания в сказочную реальность. Именно реальность. Но сказочную. Без неестественной кровожадности Warhammer Online, мультяшного, а нынче еще и опошленного казуальным диснейлендом пафоса World of Warcraft, анимешных супермоделей «кореяигропрома» и передозированной эклектики EverQuest 2.
Подземелье, скелеты… Рутина.
Знакомые по книгам места, имена NPC, задания, эмоуты (общий термин для эмоций, жестов, танцев и прочего «языка тела») также отлично работают на образ виртуального Средиземья и способствуют праздничному настроению (тут даже можно выучиться игре на музыкальном инструменте и пиликать при помощи клавиатуры, выстукивая ноты и повышая и понижая тона!).
При этом отсутствие деления на фракции и, соответственно, PvP (которое, вообще-то, есть, но весьма специфическое, и о нем позже), пожалуй, больше добавляет атмосфере LotRO, чем наоборот. Умиротворения, дружелюбия, спокойствия, даже какой-то камерности (хотя мир совсем не мал). Ты не находишься в постоянном напряжении в ожидании какой-нибудь подлянки, не вздрагиваешь от малейшей тени или подозрительного звука, не читаешь в локальном чате бессильную ругань «нубов», угодивших под геноцид забредших вражеских «хайлевелов» – ничего этого нет, поэтому ты расслаблен и благодушен. И тихо радуешься жизни (тоска, если честно, но это на мой очень персональный вкус).
Скромный труженик зла.
Повторение пройденного
Если атмосфера LotRO специфична и даже уникальна, то игровая механика – в точности наоборот. Насытившись до отвала первыми впечатлениями, опытный пользователь ММО начинает понимать, что повседневный (повсечасовой или даже повсеминутный?) игровой процесс не предлагает ему ничего такого, что он не встречал бы раньше. Эти монстры через каждые пять шагов – никак не ноу-хау, квесты про сбегать-убить-принести – тем более, уровни (максимальный – 60-й), левелапы, учителя, торгующие новыми способностями, производственные профессии, ресурсы, торчащие из земли тут и там или добывающиеся охотой, мелкие хобби вроде рыбалки, и даже персональная недвижимость – виданы-перевиданы, да еще и в разных вариациях. Нюансы – да, присутствуют, но даже это, скорее, рутина, чем индивидуальность – кто ж в наше время в точности передирает чужие фичи?
Следование общепринятым геймплейным стандартам бросается в глаза – чем дальше, тем отчетливее. Бьешь монстров стандартными приемами, которые в массе своей проводятся мгновенно (хотя, такое ощущение, зависят от анимации: если вашему герою полагается хорошенько размахнуться и только потом врезать, то и результаты атаки проявятся именно «только потом»), но разделены кулдаунами (от англ. cool down – успокоиться, остыть). Монстры стандартно атакуют тех, кто больнее бьет или совершает исключительно вредные с их точки зрения действия (например, лекарей).
Походы в подземелья – вылитая World of Warcraft. Внешнее различие, конечно, присутствует, но логика действий та же. И так же имеются «героические» подземелья, где необходимо не просто вырезать всех, а сделать это с соблюдением каких-нибудь крайне геморроидальных условий (прикончить босса, не убив ни одной из путающихся под ногами букашек, дохнущих с полпинка, но очень больно кусающихся, или произвести тотальную зачистку за весьма ограниченный срок). Попав в «инст» в первый раз, ваш покорный не почувствовал никакого дискомфорта – все было знакомо и привычно, за исключением конкретных отличий дизайна именно данного подземелья. Вряд ли мне было бы удобнее обнаружить себя в роли полного дуба, но когда детская задачка «найдите пять отличий» превращается в теорему Ферма – скучно это, господа. Если ты, конечно, не слетевший с катушек фанатик Средиземья.
Ща мы этим фрипам покажем!
При достижении потолка уровней World of Warcraft отнюдь не заканчивается. Поиск адекватной гильдии, забеги по «героикам» за эпическим барахлом и, как делу венец, – рейды на Самых Жирных Ботов. Коли за плечами хотя бы пара лет жизни в Азероте, то я уже вижу, как вы начинаете зевать. Отлично вас понимаю, знакомая радость. Спасибо, не надо.
Да, возможность качать собственное оружие – вещь занятная. Как качать? Элементарно. Достаточно найти/купить/получить в дар легендарное оружие и… Не смейтесь, легендарного оружия в игре – как бактерий в навозной куче. Оно, конечно, разное, голубое, красное… в смысле, дороже или дешевле, лучше или хуже – статистику подбирайте по своему банковскому счету. Но принцип – один. Если в младенчестве «легендарка» не представляет собой ничего удивительного, то это – нормально. Ибо она, подобно герою, тоже может зарабатывать «экспу» и получать уровни. И у нее тоже есть способности, которые можно развивать. А еще – слоты, куда впаиваются руны, самоцветы и прочие присадки. В результате со временем может получиться натуральное оружие судного дня «+100 люлей на рыло каждому члену вражеского коллектива без сдачи» и с бессрочной гарантией. Настоящее счастье для фанатика-коллекционера, хотя если у вас дома скопился металлолом, начиная с Ониксии и заканчивая последним гладиаторским сезоном, то энтузиазм вряд ли подскочит выше, чем на пару сотых пункта.
Производство и торговля в LotRO – совсем не EVE Online и даже не EverQuest. Скорее, опять-таки World of Warcraft. Можно поспорить про механику, ассортимент продукции, набор профессий и аукционные удобства, но суть не изменится, просто вид окажется не в профиль, а анфас. Сочинять иные развлечения… наверное, можно. Ибо, в конце концов, какая разница, в какой World of Warcraft играть. Здесь, по крайней мере, нет вертолетов, мотоциклов с колясками и этого чувства, что ты шел потусоваться в волшебный мир, а попал в парк аттракционов. Однако пипл в массе своей лучше хавает именно парки, тем более, если они вылизаны, вычищены и отполированы, а набор услуг – на порядок разнообразнее. Поэтому стоит ли удивляться разнице в количестве подписчиков? Вопрос риторический…
У кого зубы длиннее.
Почувствуй себя монстром!
Впрочем, можно забыть про рутину и охоту за ботами, родить себе сурового монстра и присоединиться к плохим парням, чтобы показать этим «свободным народам», что такое настоящее зло. Lord of the Rings Online предоставляет и такую возможность. Как я уже говорил выше, PvP в игре есть, просто оно… другое.
Достигнув десятого уровня стандартным гномоэльфийским (не пропустите в слове букву «н») персонажем, вы получаете возможность создать персонажа-монстра и отправиться в Эттенские высоты претворять в жизнь планы Темного властелина. То есть, осуществлять заветную мечту детства. Почти шутка.
Первый же сюрприз – качать монстра «с нуля» не надо, он сразу же получает 60-й уровень. Радость, впрочем, длится недолго: это далеко не тот 60-й, что на другой стороне. Если здоровье более или менее соответствует, то все остальное (защита, нападение) – курам на смех сквозь слезы. В игре, например, существуют различные типы урона для оружия. Важный момент: если учесть, что сопротивление нормальному урону у среднестатистического персонажа раза в четыре выше, чем какому-нибудь огненному или древнегномьему. У только что рожденного монстрика урон именно нормальный, и ковырять им обвешенного эпиками противника – как пытаться зарезать танк саперной лопаткой.
Арагорн спрятался за псевдонимом и думал, что его не узнают.
Но монстра тоже можно качать. Убивая врагов и получая «дурную известность», переходящую в ранги. А также выполняя квесты за очки судьбы, на которые различные способности. Ранга после третьего ваш монстр постепенно начинает оправдывать свой гордый титул, а если проявить монстриное упорство, нажить мозоли на пятой точке, но дотерпеть хотя бы до десятого (всего рангов пятнадцать), то все эти «фрипы» (free people – свободные народы) станут ходить исключительно группами по пять, держа друг дружку за руки, как только узнают, что вас поблизости кто-то видел.
Можно даже отжига для не пожалеть очков судьбы на возможность поиграть часок за тролля. Тролль – это реальный терминатор, здоровый (в смысле здоровья), как слон и разрушительный, как фугасная авиабомба. Его не надо качать – у него уже все есть, но и боевые успехи не идут ни в какие зачеты. Словом, один лишь фан, и ничего больше. Но фана изрядно.
Вековечный лес выглядит вековечно.
Нетрадиционно-оригинальное PvP Lord of the Rings Online было бы еще нетрадиционнее и оригинальнее, если бы разработчики уделили ему достойное количество внимания. Расширили бы, например, зону боев, которая ютится на откровенном пятачке, или добавили разнообразия формам и задачам. Но, похоже, режим «игрок против игрока» в игре – нелюбимое дитя приемных родителей, поэтому остается довольствоваться имеющимися крохами, что расширению базы подписчиков LotRO никак не способствует.
Гэндальф подменил Арагорна в качестве приемщика квестов.
Не каждому – свое
Общее впечатление от Lord of the Rings Online, скорее, положительное, чем отрицательное. Turbine воссоздала Средиземье с чувством и тактом, бережно отнеслась к духу произведений Толкина, не забыв о букве. Игра наверняка придется по душе поклонникам творчества Профессора, а также любителям атмосферных миров с отличным ролевым потенциалом. Но если вас в ММО интересует все остальное, то ваш выбор – World of Warcraft, или что там еще нам готовит индустрия…
Плюсы: отличные атмосфера и дизайн; бережное отношение к духу произведений Толкина; рай для ценителей «ролеплея».
Минусы: вторичность геймплея; ограниченный простор для любителей PvP.